ОНР 1 уровня — причины, симптомы, диагностика и лечение

Общие сведения

ОНР 1 уровня — собирательный термин из психолого-педагогической классификации речевых нарушений. В логопедии им обозначаются тяжелые формы речевого дизонтогенеза, сопровождающиеся отсутствием у детей обиходной речи при неизмененном интеллекте и слухе. Понятие «общее недоразвитие речи» и его периодизация были введены в 1960-х г.г.

педагогом и психологом Р.Е. Левиной. Первый уровень развития речи указывает на то, что у ребенка грубо нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. В отношении таких пациентов пользуется определение «безречевые дети». Степень речевого недоразвития не имеет корреляции с возрастом: ОНР 1 уровня может быть диагностировано у ребенка 3-4 лет и старше.

ОНР 1 уровня

ОНР 1 уровня

ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой недостаточности. Четвертый уровень был подробно охарактеризован в 2001 г. профессором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение этой категории ОНР обусловлено многолетними наблюдениями автора за детьми с нарушениями речи, имеющими недостаточную готовность к усвоению программы по чтению и письму.

ОНР 4 уровня

ОНР 4 уровня

Патогенез

ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков. Некоторые исследователи сравнивают общее речевое недоразвитие с «языковым инфантилизмом».

Механизм формирования ОНР находится в тесной связи со структурой первичного дефекта и его непосредственными причинами. Так, при нарушениях церебрально-органического происхождения (афазия, алалия) может отмечаться грубое расстройство активной речи или ее понимания, т. е. тотально искажаются процессы речепорождения и речевосприятия. При анатомических пороках или иннервационной недостаточности периферического речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) на фоне неточного звукопроизношения распадается слоговой состав слова, лексико-грамматическая организация речевого высказывания.

Для нормального становления речи ребенка необходимы следующие условия: отсутствие патологии ЦНС, органов слуха и речи; нахождение среди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Вначале ребенок слышит и научается понимать речь окружающих, затем, по мере достижения речевыми центрами определенного уровня зрелости, на основе подражания он начинает повторять слова вслед за взрослыми. Постепенно, в результате многократных тренировок речевые навыки улучшаются, и ребенок овладевает речью. К 5 годам полностью усваивается фонетическая, а к 6 годам — лексико-грамматическая база речи.

При нарушении одного или нескольких условий нормальный речевой онтогенез протекает с теми или иными (темповыми, количественными, качественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного высказывания. При тяжелых повреждениях головного мозга, невозможности или низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 или ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное влияние биологических и социальных причин выражено незначительно или уже компенсировано предшествующей логопедической коррекцией, то и признаки общего недоразвития речи также проявляются в негрубой форме. В этом случае говорят об ОНР 3 или 4 уровня.

Симптомы ОНР 4 уровня

В речи ребенка отсутствуют словесные средства общения, лексический запас резко отстает от среднестатистической возрастной нормы. В активном словаре обнаруживается незначительное количество звукокомплексов, звукоподражаний, аморфных слов. Ребенок может использовать единичные обиходные слова, сильно искаженные по слоговому и звуковому составу, что делает речь малоразборчивой. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм — при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным.

Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.

В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р’, Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение некоторых понятий («высокий» — «длинный», «овальный» — «круглый», «нарисовать» — «раскрасить»). Дети неправильно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных или увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.

В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неправильное образование множественного числа, неточное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки непостоянны: если ребенку предложить выбрать между верным и неверным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста дети с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении главного и второстепенного в сюжете, несколько раз повторяют отдельные эпизоды.

Осложнения

Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти, снижение познавательной активности.

Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.

Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Диагностика

На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:

  • Ориентировочный этап. В ходе беседы со взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребенка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза: от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребенка, его речевая активность. При осмотре обращается внимание на состояние артикуляционной моторики.
  • Обследование компонентов языка. Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения. При 1-ом уровне ОНР имеет место резкое недоразвитие всех звеньев языковой системы, следствием чего является отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.

При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР, аутизма, олигофрении, мутизма, отсутствия речи по причине тугоухости. При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.

Схема обследования ребенка с ОНР 4 уровня в целом не отличается от таковой при других уровнях недоразвития речи. С учетом возраста ребенка и его речевых возможностей может различаться предъявляемый материал (по объему, тематике, сложности). Программа логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у матери, раннее развитие ребенка, заключения педиатра, детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой коррекции). В речевой карте ребенка с ОНР должны быть отражены данные обследования следующих компонентов:

  • Владение связной речью. Проверяется способность ребенка к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке или серии иллюстраций. Оценивается умение планировать высказывание, пользоваться разными типами предложений, точно передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросы.
  • Лексический запас. Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, объяснение переносного значения слова или фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется использовать материал, редко употребляемый в речевой практике.
  • Сформированность грамматических навыков. Изучается понимание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, образовывать слова суффиксальным и приставочным способом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
  • Состояние фонетических и фонематических функций. Для анализа этой стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важнейший этап — оценка навыков звукового анализа и синтеза как основы успешного освоения грамоты.

Обследование письменной речи осуществляется у младших школьников, начиная со 2-го класса. При анализе письменных работ и навыков чтения выясняются типичные ошибки, делается вывод об их связи с общим речевым недоразвитием, устанавливается вид дисграфии и дислексии. 4-й уровень ОНР дифференцируют с ФФН, ОНР 3 уровня, тугоухостью у ребенка, ЗПР.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда.

Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector