Уровень вербального интеллекта

Примеры невербальных тестов интеллекта

Важнейший критерий для классификации методик в отечественной психологической диагностике представлен формой (характером) стимульного материала. В соответствии с данным критерием выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

Вербальные тесты (испытания) включают задания, стимульный материал для которых составляется в языковой форме (тексты, слова, высказывания). Эффект от работы с испытуемыми проявляется в формировании логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, которые опосредованы в языковой форме. Невербальные тесты интеллекта представляют собой задания со стимульным материалом в наглядной форме (графические изображения, рисунки, чертежи), в предметной форме (кубик, часть объекта и др.). Подобные тесты требуют знаний языка исключительно для подачи простых и по возможности коротких инструкций.

Замечание 1

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

Пример теста действия представлен тестом «Доски форм Сегена», который разработал врач из Франции Сеген Э. В России тест известен под названием «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске». Его используют для диагностики детей с 2 лет с умственной отсталостью. Другое название этого метода связано с характером стимульного материала, который включает 5 досок с гнездами, где располагаются разные фигурки.

Первая доска состоит из десяти фигур, вторая из двух. Каждая из них в свою очередь состоит из двух частей. На третьей доске располагаются две фигуры, одна из которых включает четыре, а другая шесть частей. Четвертая доска включает пять фигур, состоящих из двух или трех частей, пятая — четыре фигуры, включающие две и четыре части.

Диагностику проводят индивидуально, располагая перед ребенком первую доску с вставленными в гнезда фигурами и предлагая внимательно рассмотреть ее. Спустя 10 секунд диагност переворачивает доску, перемешивая выпавшие из гнезд фигуры. После этого он просит ребенка воспроизвести прежний порядок, то есть расположить все фигуры по своим местам.

Происходит 3 пробы, а показатель засчитывается самым коротким временем, которое потребовалось испытуемому для выполнения теста. Процедуру повторяют со всеми досками. Кроме времени выполнения, происходит фиксация ошибок, отдельных попыток и особенностей действий ребенка, его высказываний, а также характера использования помощи диагноста в случае безуспешной попытки выполнить задание.

аегнн (1).jpg

Виды помощи могут быть разными, их необходимо оказывать в определенной последовательности с установленным интервалом (например, через одну минуту). В первую очередь используют организующую (стимулирующую) помощь, далее следуют словесные подсказки, в последнюю очередь подсказки действиями (вкладывание определенной части фигуры).

Методика Сегена представляет собой простой в использовании тест, который отличается хорошими дифференцирующими возможностями, поскольку происходит оценка разной степени умственной отсталости. Этот тип теста нашел широкое применение в клинической психодиагностике.

Тесты действия также включают лабиринтные тесты, первый из которых был разработан С. Д. Портсусом в 1914 году. Тест состоит из серий изображенных линиями лабиринтов увеличивающейся сложности. Испытуемому необходимо провести самый короткий путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаш от бумаги. Показатель выполнения этого теста — время и количество ошибок. Тесты используются для диагностики как ребенка, так и взрослого человека.

Типичный и широко распространенный невербальный тест интеллекта представлен также Прогрессивными матрицами (Progressive Matrices). Их разработал в Великобритании в 1999 году Дж. Равен.

Л. Пенроуз и Дж. Равен — авторы первой редакции (1936 год). Они предполагали использование теста для диагностики детей. В дальнейшем работу с тестовыми заданиями осуществлял только Дж. Равен, по этой причине методика часто называется тестом Равена. Первый вариант для взрослых появляется в 1960 году.

Уровень вербального интеллекта

Методика в своей основе имеет теорию гештальтпсихологии. Каждое задание необходимо рассматривать как определенное целое, которое включает ряд взаимосвязанных элементов. Предполагается, что сначала испытуемый глобально оценит матрицу, дифференцируя изображение на отдельные элементы с выделением принципа их интеграции. В заключении выделенные элементы будут представлять собой целостный образ, что даст возможность найти недостающую часть изображения.

Замечание 2

Тест разработан в соответствии с традициями английской школы исследования интеллекта. В соответствии с этой школой оптимальным способом измерения интеллекта является процесс выявления отношений между абстрактными фигурами. Данный тест многие британские психологи предпочитают рассматривать в качестве лучшего из существующих измерителя генерального фактора (g фактор).

Стимульный материал этого метода представлен матрицами, то есть композициями с пропущенным элементом. Испытуемые должны выбрать недостающий элемент из нескольких (от 6 до 8) вариантов. Сегодня применение нашли 3 формы теста, которые предназначены для разного возраста (разный уровень интеллектуального развития).

В каждой форме существуют однотипные задачи с возрастающей сложностью. Происходит их организация в некоторое число серий, трудность которых растет от первой к последующим. Усложнение заданий как в составе каждой серии, так и от серии к серии, по мнению автора, дает возможность вступить в действие принципу прогрессивности, который заключается в том, что выполнение предшествующих заданий — подготовка испытуемых к выполнению последующих, то есть идет процесс обучения.

Первой формой теста считаются Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы, используемые для диагностики лиц от 8 до 65 лет. Материал этой формы включает 60 матриц, которые разбиты на 5 серий (А, В, С, D, Е). Первая серия предполагает умение дифференцировать компоненты структуры, а последующие, более трудные, предполагают использование мышления по аналогии, перестановок, умение понимать принципы сложных изменений фигур и прочих мыслительных действий.

Другой, более легкой, формой теста являются Цветные прогрессивные матрицы, применяемые для диагностики детей от 5 до 11 лет, а также лиц пожилого возраста (60—89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал рассматриваемой формы включает 36 матриц, которые разбиты на три серии. Задание требует дополнить недостающую часть изображения, используя точность различения и мышление по аналогии.

Третьей формой являются Прогрессивные матрицы повышенной сложности, специально созданные для тестирования взрослых людей и лиц подросткового возраста с высоким уровнем развития интеллекта.

Тест не ограничивается временным интервалом, проводится как индивидуально, так и в группах. Психометрические параметры высоки и могут получаться на различных выборках, в зависимости от объема или характера. Значение показателя ретестовой надежности должно находиться в пределе 0,7—0,8, гомогенность составляет 0,8—0,9.

Группа невербальных тестов также представлена тестами для исследования лиц из различных культурных групп. Отношение тестирования интеллекта к культуре определенной социальной группы способно ограничивать область использования тестов. Они могут оказаться неадекватными в ходе обследования лиц, относящихся к иной культуре, чем та, в которой они формировались. По этой причине перед исследователями появилась проблема разработки интеллектуальных тестов, свободных от воздействия культуры.

Уровень вербального интеллекта

В процессе их создания была попытка исключить параметры, по которым в большинстве случаев различаются культуры. Самым известным параметром является язык, другой параметр — скорость выполнения тестов. Еще одна разница между культурами заключается в наличии специфической информации, предоставляемой только некоторыми культурами.

Первый тест, свободный от влияния культуры, представляет собой армейский тест Бета. Он был создан в США в период Первой мировой войны.

Еще один тест такого типа называется «Нарисуй человека». Его создал и описал в 1926 году американский психолог Флоренс Гудинаф. Тест диагностирует детей от 3 до 13 лет. Ребенок должен изобразить мужчину, при этом сделать это как можно лучше (без ограничения времени на рисование). Оценка степени интеллектуального развития производилась на основе тех частей тела и деталей, которые рисовал испытуемый.

К учету принимались пропорции фигуры, перспектива и др. Именно детальность рисунка представляет собой основной показатель интеллекта детей. Основой данного подхода являлась гипотеза о том, что рисунок предмета отражает его значимые черты, которые испытуемый выделяет в качестве представителя соответствующего класса предметов.

Рассмотрение рисунка происходило, как выражаемое графической формой понятия о предмете. Ф. Гудинафом была разработана также шкала, оценивающая 51 элемент рисунка. Она включает статистические нормы по каждой возрастной группе. Психометрические показатели задания являются относительно высокими: показатель ретестовой надежности — 0,68, гомогенность — 0,89, валидность — 0,5.

Данный тест использовался без изменений с момента создания и до 1963 года. После этого Д. Харрис пересмотрел его, расширив и опубликовав под названием Тест рисования Гудинаф — Харриса. Это вариант предполагал после завершения рисунка мужчины, создание рисунка женщины. Оценка выполнения происходила на основе учета 73 частей (рисунок мужчины) и 71 (изображение женщины). За присутствие каждого элемента происходило начисление 1 балла. Было сформировано 10 категорий информативных признаков:

  • часть тела, детали лица;
  • степень объемности нарисованных частей тела;
  • связь между частями тела;
  • следование пропорциям;
  • точное изображение одежды, включая детали;
  • точность изображения фигуры в профиль;
  • степень владения карандашом, твердые и уверенные прямые линии;
  • произвольность владения карандашом в процессе рисования;
  • особенности техники рисования (для старших детей);
  • выразительная передача движений фигуры.

Что такое вербальный интеллект, мышление

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов.

Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций. К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет.

В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

Вербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации.

После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления.

Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни.

Вербальные способности - психология

Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения.

Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации.

В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты.

Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Уровень вербального интеллекта

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово.

Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой.

Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми.

Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях.

Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания.

Что такое вербальный интеллект, мышление

Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах.

Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую.

Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира.

Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты.

Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов.

Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня.

Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.

Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект — это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.

Один из составителей стандартного психологического теста для оценки интеллекта (IQ) Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра в наибольшей степени отвечает задачам профориентации, т.к.

он позволяет продиагностировать не только уровень интеллекта, но и его направленность: математическую, гуманитарную, техническую.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра привлекателен, во-первых, тем, что он хорошо автоматизируется и может быть представлен в компьютерном варианте, что дает много преимуществ для исследования, во-вторых, он позволяет количественно, в числах выразить уровень интеллектуального развития.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

Уровень вербального интеллекта

Швейцарским ученым Жаном Пиаже была предложена наиболее разработанная теория интеллектуального развития. В интеллектуальном развитии он выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная стадия— младенчество. Когда ребенок осуществляет поиск предметов, исчезнувших из его поля зрения, предполагая, где они могут находиться. Он умеет координировать информацию, поступающую от органов чувств, и развиваются способности к целенаправленным действиям.

  2. Стадия дооперационального мышления. У ребенка начинает формироваться вербальное и понятийное мышление.

  3. Стадия конкретных операцийначинается примерно в семь лет, ребенок уже может рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество.

  4. Стадия формальных операцийначинается приблизительно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления.

Особенности невербальных методик

Зарубежная психодиагностика часто использует несколько отличную от изложенной классификацию невербальных методик. Выделяют:

  • тесты действия,
  • неязыковые тесты,
  • невербальные тесты.

Для тестов действия (performance tests) необходимы операции с предметами при минимальном использовании карандашей и бумаги или выполнения заданий с помощью определенных движений на бумаге (рисование фигуры, найти путь выхода из лабиринта и др.).

Неязыковые тесты (nonlanguage tests) не требуют использования языка как со стороны испытуемого, так и со стороны диагноста. Стимульный материал подобного теста представлен в невербальном виде, а инструкция к ним осуществляется непосредственно жестом, без использования речи (устной и письменной).

Невербальные тесты {nonverbal tests) рассматриваемой классификации по определению А. Анастази можно назвать тестами, которые не требуют умения читать и писать. Они основаны на использовании устных инструкций и общении с диагностом. В качестве элементов заданий выступают предметы и наглядные изображения, вербальное содержание.

Тест может диагностировать понимание значений слов, предложений или небольших абзацев, которые предъявляются через изобразительные средства (одновременно дается устное указание по каждому заданию). Невербальные тесты отличаются от неязыковых тем, что они не используются для лиц, которые говорят на другом языке, а также для индивидов, у которых нет слуха.

Рассмотренные виды тестов за рубежом часто называются тестами для специфических популяций, поскольку их изначально предполагалось разрабатывать и использовать для диагностики индивидов, которых не представляется возможным в полной мере оценить посредством традиционного вербального теста. Это дети:

  • с неразвитой речью;
  • не умеющие читать и писать;
  • дошкольного возраста с дефектами речи;
  • с отсталым умственным развитием.

Также сюда можно отнести людей любого возраста, неграмотных и не умеющих читать; иностранцев; тех, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (например, заключенные).

Кроме рассмотренных групп испытуемых, тесты с невербальными заданиями часто применяют в диагностике тех лиц, по отношению к которым важна оценка уровня развития наглядного мышления (профессиональные группы, в том числе чертежники, конструкторы, художники и др.).

Развитие вербального фактора интеллекта в зависимости от профессиональной деятельности

  1. Сенсомоторная стадия— младенчество. Когда ребенок осуществляет поиск предметов, исчезнувших из его поля зрения, предполагая, где они могут находиться. Он умеет координировать информацию, поступающую от органов чувств, и развиваются способности к целенаправленным действиям.

  2. Стадия дооперационального мышления. У ребенка начинает формироваться вербальное и понятийное мышление.

  3. Стадия конкретных операцийначинается примерно в семь лет, ребенок уже может рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество.

  4. Стадия формальных операцийначинается приблизительно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления.

Но все же с возрастом происходит снижение продуктивности основного показателя интеллекта, а именно «общего интеллекта», из-за замедления мыслительного процесса, т.е. снижения скорости обработки информации. Причем скоростные показатели интеллекта могут снижаются уже с 30 лет.

Однако существует непосредственная связь интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией, некоторые интеллектуальные функции с годами развиваются и в преклонном возрасте. Из парциальных способностей ухудшаются мнемические процессы (активное восприятие и долгосрочное хранение информации), в то время как способность к краткосрочному удержанию информации с возрастом снижается совсем незначительно.

Если в своей профессиональной деятельности человеку в основном необходимо оперировать словами как символами, тогда ему потребуется более высокий уровень вербального интеллекта.

Уровень вербального интеллекта

Уровень развития и эффективность функционирования именно данной структуры, а, следовательно, связанной с ней системы операционных механизмов оказывают более существенное влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности, например, учителей-словесников, нежели уровни развития «математического» и наглядно-образного мышления.

Продуктивность познавательных способностей человека снижается в связи с деформацией или разрушением системы операционных механизмов вербального типа: отвлеченное сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Система функциональных механизмов познавательных способностей (первый уровень интеллекта) с возрастом не претерпевает значительных изменений.

Человек является сложным механизмом, который мыслит, действует и испытывает эмоции. Человеческая природа устроена таким образом, что общение в ней играет очень важную роль. Вербальные способности, как и любые другие, требуют развития. Каково определение вербальных способностей, для чего они нужны и как их развить?

Определение

Вербальные способности — это умение человека контактировать с внешним миром при помощи речи. Для этого нужно правильно формировать мысли и выстраивать предложения. Вербальные способности человека проявляются не только в произношении тех или иных слов, так же это относится к тону голоса, выражению, с которым произносятся слова.

Общение при помощи словесного выражения мысли — один из основных способов коммуникации человека с внешним миром. Умение контактировать с другими людьми нужно прививать с детства, когда ребенок наиболее восприимчив к информации.

Впервые ребенок общается с матерью криком, оповещая о своих потребностях. Затем по примеру родителей начинает произносить слова, которые постепенно превращаются в словосочетания и предложения.

Познание человеком искусства выражения собственных мыслей начинается еще в детстве. Для этого используются словесные игры и другие манипуляции. Затем в школьном возрасте учителя используют иные техники развития способностей. Таких методов существует достаточно большое количество.

Внутренний диалог

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

У всех в голове присутствует внутренний голос, с помощью которого формируются мысли. Для его тренировки используются следующие упражнения:

  1. Нужно взять одну фразу и попробовать мысленно произнести ее с разной интонацией, ударением, выражением.
  2. Затем следует представить, как бы она звучала, если бы произносилась другим человеком.
  3. При помощи фантазии нужно представить, как бы звучала эта фраза, если бы находилась в другой комнате, на небе, лежала на ладони.

Несомненно, такие манипуляции требуют подключения фантазии, однако упражнения позволяют правильно формировать мысль, прежде чем произнести ее вслух.

Чтение

В плане развития вербальных способностей чтение является очень важным аспектом. Читая книги, человек пополняет словарный запас, его речь наполняется художественными оборотами, а также становится правильной. При этом важно читать книги не только классической, но и современной литературы.

Любовь к чтению прививается еще со школьных лет, этому способствуют уроки литературы. Кроме этого, человек должен иметь способность анализировать информацию, полученную из источника, а также пересказать ее своими словами. Так же чтение способствует выработке концентрации внимания и внимательности, кроме того, книги — отличный способ развить фантазию.

Кластеризация

Данная методика заключается в следующем: необходимо выбрать одно слово, записать его на бумаге, а затем подбирать ассоциации, которые оно вызывает. Важно делать это инстинктивно, не задумываясь, на чувствительном уровне.

Техника является полезной для составления планов, организования собственных мыслей. Кроме того, отвечая на поставленный вопрос не задумываясь, можно понять, что данное понятие на самом деле означает для человека.

Смысл упражнения в том, чтобы взять слово и составить фразу, первые буквы которой совпадают с буквами выбранного слова. Например: ХЛЕБ — Хриплый Лесник Ел Борщ. Время для придумывания фразы обычно ограничивается 1 минутой. Иногда задача усложняется ограниченной тематикой для придумывания фразы.

Такая словесная игра будет интересна как взрослым, так и детям. Она помогает развивать фантазию и формировать мысли за ограниченный промежуток времени. Игровая форма, в которой проводится данное упражнение, способна заинтересовать как взрослых, так и детей.

Для развития вербальных способностей может использоваться следующая методика: необходимо придумать альтернативу существующим словам, которая характеризует их сущность. Например, обогреватель — грелка, шуба — утеплитель.

Универсальность игр со словами в том, что их можно проводить практически в любом месте — на уроке, дома, в поездке. Вариация на тему придумывания альтернативных слов может быть следующей: описать словами предмет так, чтобы окружающие его отгадали. Игра проводится по аналогии с «Крокодилом», только для описывания используется речь вместо движений.

Сложные предложения считаются хорошей тренировкой вербального мышления. Это могут быть как простые детские скороговорки, такие как «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», так и более сложные — «Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок».

Выговаривание сложных скороговорок положительно влияет на скорость, чистоту речи, а также улучшение дикции. Стараясь как можно быстрее выговорить сложное предложение, нужно не забывать о том, что оно должно остаться понятным для окружающих. Таким образом можно быстро избавиться от так называемого эффекта «каши во рту».

Детям младшего дошкольного возраста довольно сложно выполнять большинство описанных выше упражнений, однако это совсем не значит, что развивать их вербальные способности еще рано. Существуют методики для воспитателей детских садов, которые доступны для понимания маленьких детей:

  1. Чтение вслух книг. Детям читаются интересные книги, соответствующие их возрасту. При этом воспитатель должен читать громко, с выражением. Книги должны содержать небольшие рассказы, которые имеют поучительную сторону. После прочтения книги можно обсудить и проанализировать с детьми поступки главных героев.
  2. Загадки также являются хорошим методом развития вербальных способностей. При этом детям предлагается на основе описания отгадать предмет или явление.
  3. Вербальные способности — это умение не только произносить речи, но и понимать их. Важным упражнением является обучение детей умению слушать и понимать собеседника. Для этого воспитатель проводит чаепития, при которых дети собираются за столом и разговаривают. Важно научить ребенка не перебивать собеседника, а также правильно формулировать собственные мысли.

Регулярные занятия с детьми помогают подготовить их к школе, где умение высказываться и понимать собеседника играет немаловажную роль.

Уровень вербального интеллекта

На сегодняшний день многие компании при проведении собеседования с соискателем проводят несколько личностных тестирований для определения характера, работоспособности и других характеристик.

Динамический тест вербальных способностей является одним из самых популярных.

Он может состоять из простых на первый взгляд вопросов, например о том, какая фигура лишняя или какое слово ближе к слову «работа».

Таким образом, работодатель может выяснить способность человека к восприятию информации и ее адекватному анализу.

Проверка вербальных способностей осуществляется профессиональным психологом, который в состоянии корректно оценить результаты тестирования и подобрать наиболее подходящую для должности кандидатуру.

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

Определение

В педагогической психологии давно замечена связь уровня развития интеллекта с успеваемостью. Согласно Векслеру вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный.

Какие существуют уровни межличностного общения. Вербальный, невербальный и полевой уровень

Развитие отдельных составляющих структуры интеллекта обусловливает успешность изучения учащимися тех или иных учебных предметов.

Вербальный интеллект определяет успешность учения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным (язык, литература, история и т.п.).

Чтобы успешно обучаться естественнонаучным дисциплинам, нужен высокий уровень развития пространственного и вербального интеллекта, для хорошей успеваемости по гуманитарным дисциплинам, нужна высокая степень развития вербального интеллекта (чувство языка, речи).

В психологии речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, материализация мысли.

Речь и язык

Основное различие речи и языка заключается в следующем:

  • Язык— это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей вполне определенные значения и смысл, объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики).
  • Речь(предмет «психолингвистики») — психологический процесс формирования и передачи мысли посредством языка. Речь без знания языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться по своим законам.

Детерминантные процессы речи и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей изучает психолингвистика.

Вербализм

При интеллектуальной неготовности детей возможны разные варианты развития, одним из которых является вербализм.

Вербализм — это высокий уровень речевого развития, хорошее развитие памяти при недостаточном развитии восприятия и мышления. В таких случаях речь у детей развивается рано и интенсивно, они применяют сложные грамматические конструкции, обладают богатым словарным запасом, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, недостаточно включаясь в практическую деятельность, с родителями или другими детьми.

Вербализм опасен для развития мышления своей односторонностью, такие дети не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с существующими правилами, им трудно успешно учиться в школе.

Возврат ребенка к развитию образного мышления (играм, конструированию, рисованию) является основой коррекционной работы с такими детьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector