Циклоидный тип. Циклоидный тип личности: основные свойства характера и рекомендации психологов

Причины возникновения акцентуаций

Классификации акцентуаций характера были представлены А. Е. Личко и К. Леонгардом. Типология первого состояла из 11 типов личности, каждому из которых присущи особые проявления, наблюдаемые в подростковом возрасте. Он также выделял и виды:

  • Явная акцентуация. Это когда черты характера человека выражены на протяжении всей жизни.
  • И скрытая. Острые характеристики проявляются в трудных условиях и ситуациях.

Леонгард выделял 12 видов, некоторые из них совпадают с классификацией Личко. Разделял на следующие группы:

  • Эмоциональность.
  • Характер.
  • Личностный уровень.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Занимался изучением типологии характеров взрослых.

Акцентуированный нрав формируется и развивается под воздействием многих факторов. К ним можно отнести недостаток в общении со сверстниками и родителями. Основная причина – наследственность. На появление острых черт характера ребенка влияет окружение (семья и друзья), неверный стиль воспитания (чрезмерная опека или недостаток внимания, любви и заботы).

Шизойдный тип

В детстве шизоидный акцентуант аутичен, он сидит один, играет один, он неразговорчив, непонят, неопрятен и задумчив, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молчит, случая их беседы. Не тянется к сверстникам, избегает шумных забав. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

Дети с шизоидной акцентуацией не эмоциональные, сдержаны в проявлении чувств. Подростковый возраст переживают очень тяжело. При сохранении акцентуации после подросткового возраста сохраняются все вышеописанные характеристики.

Они замкнуты, отгорожены. Проникнуть в их внутренний мир крайне сложно. Внутренняя жизнь «Я» может быть причудливой, дисгармоничной, парадоксальной. Возможна определенная вычурность, неестественность.Склонны к отвлеченности, к отлету от реальности, к мистификации, к религиозным обрядам, сектантству, чудачеству и своеобразию. Плохо понимают простые, конкретные, естественные свойства (как людей, так и объектов).

Часто это яркие индивидуалисты — при определенных задатках могут достичь высоких результатов. Часто это люди искусства: художники, поэты. Люди предпочитающие свободный, творческий стиль, тяготеющие к новому, неизвестному. Имеют склонность к теософии, психологии, психиатрии. Нередко строят абстрактные картины мира, тяготеют к схемам и системам, любят заниматься методологией.

1) Неконтактны, эмоционально холодны, необщительны. И их это удовлетворяет.

2) Неконтактны и они переживают, что они такие. Они осознают свою неуспешность в плане межличностных отношений. Общаться им действительно тяжело, тем более что им свойственна неспособность к сопереживанию. Страдая от одиночества, они все больше уходят в себя.

8 стр., 3913 слов

22 КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Соотношение субъективно переживаемого человеком возраста с хронологическим» Введение Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит … не только на будущем, но и на прошлом. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося …

Могут стать наркоманами, токсикоманами, так как они живут фантазиями и нуждаются в них из-за невозможности реализовать себя в нормальной сфере.

К окружающим шизоид не требователен, и с ним легко, если дать ему возможность заниматься своим делом. В своих увлечениях и привязанностях устойчив. Но подключить его к другому делу так, чтобы он занимался им активно — весьма затруднительно. К деньгам не тянется, вообще земные заботы его волнуют мало.

Циклоидный тип. Циклоидный тип личности: основные свойства характера и рекомендации психологов

В жизни такие люди как правило очень непрактичны, рассеяны, трудно адаптируются в быту. Обладают расплывчатым мышлением, иногда возникают трудности в обобщении. Часто выстраивают образ по маленькому незначительному признаку. Неординарность мышления, оригинальность высказываний, независимость взглядов, склонность к абстракции.

— Шизоидным акцентуантам более других нужен актерский тренинг и развитие сценического чувства и воображения. Необходимо найти для них возможность заняться в драмстудии или кружке художественного слова, пантомимы — там, где будет развиваться их душевная и физическая выразительность.

— Постараться дать им возможность быть в центре — выполнять роль массовика затейника, даже несмотря на то, что у них возникнет вполне естественное сопротивление. Надо сделать это ненавязчиво, незаметно вовлечь их, передать им инициативу.

— Стоит побуждать их говорить громче, следить за образностью, яркостью речи. Но это не должно быть прямым грубым внушением, побуждение должно идти ненавязчиво и мягко

— Следует научить таких личностей следить за своей одеждой — соответствует ли она направлениям моды, научить оценивать, как смотрится их внешний вид со стороны.

— Во время групповых тренингов научите их играть холерика — реагировать на все живо и импульсивно.

Поговорим о гипертимном типе

Гипертимный тип акцентуации характеризуется активной жизненной позицией, повышенным настроением, жаждой общения. С детства гипертимы самостоятельны, легко адаптируются в новом окружении. Очень общительны, даже болтливы, озорны, склонны к шалостям и хулиганству. Они стремятся к лидерству, неутомимы, способны оказывать на окружающих благоприятное впечатление. Не любят одиночества и никогда не доводят до конца масштабные дела.

Не выносят однообразия, монотонного труда, безделья. Легко меняют увлечения, хобби, обожают риск. Неудачи могут негативно повлиять на гипертимов, но ненадолго. Они легко восстанавливаются и возвращаются в свое привычное эмоциональное состояние. Без труда могут извиниться.

Гипертимно-циклоидный тип может встречаться только в детстве, когда наблюдается поверхностная активность, общительность и приподнятое настроение. В их жизни возможны как ошеломляющие взлеты, так и резкие падения. Но они всегда находят выход из ситуации, хотя ненадежны в партнерском бизнесе.

Итак, в нашей статье мы узнали о циклоидном типе личности, особенностях характера и поведения, а также рассмотрели лабильный и гипертимный типы.

С детства такие люди очень энергичны, самостоятельны, беззаботно общительны и болтливы. Это — озорники, склонные к шалостям, таким как мелкие хулиганства, нарушение дисциплины в школе. Они склонны к риску, авантюре — это их стихия. В частности, они склонны к азартным играм, в которые они будут играть до последнего — они из тех, кому нужно всё или ничего.

Очень жизнерадостны, остроумны, вообще напрочь лишены застенчивости. Благодаря своей приветливости и контактности легко знакомятся, легко входят в любую подростковую компанию, любят лидировать. Стремление к лидерству (чаще — неформальному) делает гипертимиков заводилами шумных компаний, инициаторами масштабных начинаний, которые редко доводятся до конца. На окружающих они могут производить самое благоприятное впечатление. Активны, малоутомляемы. Не приемлют одиночества.

3 стр., 1060 слов

… должна стать эволюция общества в сторону защиты прав людей с ограниченными возможностями путем поддержания их полномочий и … по психологической поддержке трудовой реабилитации таких людей Все люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к мероприятиям и … программ помощи и реабилитации, и объединения людей с ограниченными возможностями должны иметь соответствующие ресурсы для разделения …

Умеют найти выход из любой ситуации. Попадая в сомнительные компании, умеют не опускаться на дно. Однако при резко выраженном заострении акцентуации симптоматика этой группы включает и характерные отрицательные черты: попадая во власть своих влечений, такие дети могут вливаться в асоциальные компании, нахождение в которых нередко влечет за собой раннюю алкоголизацию, употребление наркотических средств, делинквентное поведение (часто делают что-то просто за компанию, не думая о последствиях).

Неудачи способны вызвать у гипертимиков аффективную реакцию, но ненадолго. Они быстро отходят и возвращаются к своему обычному жизнерадостному состоянию. Легко извиняются.

Циклоидный тип. Циклоидный тип личности: основные свойства характера и рекомендации психологов

В жизни гипертимиков возможны блестящие взлеты (хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны) и резкие падения, которые, впрочем, легко переносятся; гипертимики остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их деятельная направленность может иметь и асоциальные проявления (аферы, мошенничество и пр.).

— Посоветуйте гипертимику завести тетрадку для работы над собой.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

— В тетради в первую очередь нужно написать все ближайшие и отдаленные планы, после чего и там и там половину вычеркнуть — забыть. Лучше наметить мало, чем наметить много и не выполнить.

25 стр., 12060 слов

… печальному путнику, растерявшему весь свой груз. Пусть люди озаботятся внушать себе лучшие возможности для … Монро Продакшнз»; в период расцвета эта компания создавала за неделю до двадцати восьми радиошоу … Свету) каждое живое существо есть величайшее задание. В строительстве жизни отрыв и притяжение … и будете знать. В Тонком Мире легче преумножать и расширять Знания. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕТЕЛЕСНЫХ …

— Пусть он сам придумает себе «наказание» за каждое недоведенное до конца дело и невыполненное обещание. Сильно себя наказывать он все равно не станет, но научится фиксировать и контролировать свою недисциплинированность.

— Порекомендуйте ему спрашивать себя (лучше в письменном виде все в той же тетради) — «Что негативного для окружающих во мне еще осталось?», «Что мне надо сделать, чтобы эти качества не мешали мне и другим людям?»

— Гипертимика обязательно надо призывать поддерживать порядок вокруг себя — в комнате, в сумке, на столе — тогда порядок в его душе наступит намного скорее.

Узнаем, кто такие циклотимики

Это люди, настроение которых меняется очень часто, независимо от внешних факторов. Циклоидный тип личности – акцентуация характера, при которой эмоционально состояние человека меняется резко и беспричинно. Внезапно эйфория может смениться грустью. Причем сам циклотимик не знает, отчего это происходит. Поговорим о циклоидном типе акцентуации.

Предугадать или оказать воздействие на развитие акцентуации характера циклоидного типа личности в раннем детстве практически невозможно. Поведение и эмоциональность хоть и могут нуждаться в корректировке, но не выходят за границы общепринятых норм и правил в социуме. Индивид может самостоятельно контролировать их и исправлять.

Циклоидный тип личности, как и другие, формируется и развивается под воздействием многих внешних факторов, таких как:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Воспитание и другие.

Циклотимики начинают демонстрировать свой характер уже в детстве, в подростковом же возрасте он становится более явным. Это быстрая смена настроения, к примеру с депрессии на эйфорию.

Четко не обозначены, но есть ряд факторов, которые могут усугубить развитие циклоидного типа личности и привести к психологическим патологиям. Рассмотрим их:

  • Это психологические отклонения родственников.
  • Повреждение головного мозга (травма) и инфекции, сопровождающиеся повышенной температурой и интоксикацией.
  • Применение токсичных веществ.

И, конечно же, психологически травмы. Это опасный момент, когда одновременно с фазой плохого настроения совпадает психологическая травмирующая ситуация или обстоятельство. Это только больше усугубляет удрученное состояние, что может привести к попытке суицида.

Истероидный тип

Циклоидный тип. Циклоидный тип личности: основные свойства характера и рекомендации психологов

В этом личностном типе два основных «ядра»: это артистизм, легкость вживания в любую роль (с одной стороны) и желание выделится, обратить на себя внимание (с другой стороны).

Часто встречается у девушек-подростков.

Такой тип виден с детства: вот ребенок в центре комнаты декларирует стихи — с сочной и точной интонацией, вживаясь в образ — и ловит восхищение. Потом, когда все сели за стол и о нём все забыли, он снова пробует обратить на себя внимание. Если это не получается — он крутится под ногами снова и снова, кончая тем, что опрокидывает на себя скатерть. Его ругают, наказывают, он закатывает истерику — но все в порядке — свою долю внимания он получил.

Может стать лидером, если им увлеклись и ему поверили, но ненадолго, потому что легко трусит и предает. Когда его раскусили, он говорит, что разочаровался в этой компании, и отправляется на поиски новых зрителей. Так с легкостью меняет и привязанности, и работу.

Внутри хорошо защищен. Если его подруга танцует с другим, он легко это обесценит в душе: «Меня не оценила, ну и зря, пойду другую найду». Ему важны не люди, а их внимание.

Характерны самооплакивания, бегство в болезнь или в экстравагантность. Они нередко увлекаются хиппи, йогой и всем, что модно. Но и в этих областях они больше врут, выдумывают, чем делают.Отношения с родителями двойственны: могут быть побеги из дому, громогласные требования свободы, самостоятельности, шумные конфликты — но по сути дела истероид далеко не убежит.

5 стр., 2414 слов

… метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей … ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических …

Глубокие чувства им не свойственны — все для них лишь театрализованная игра.

Циклоидный тип. Циклоидный тип личности: основные свойства характера и рекомендации психологов

Алкоголизация не характерна, хотя в компании может пить, — они мало пьют, но много хвастают и разыгрывают опьянение.Наркотики, токсины могут однажды попробовать, а разговаривать о них будут потом долго.

Слабым звеном является уязвленное самолюбие, крах надежд на престижное место, развенчанная исключительность.

Тип восприятия, переработки и воспроизведения — наглядно-образный, чувственный, художественный.

Защитные механизмы — 1) вытеснение из сознания негативной информации, 2) уход в болезнь.

— Таким людям необходимо играть во флегматика, практиковать тихий голос, медленные движения

— Научите их репортажному изложению — без пауз, мимики, без игры интонаций.

— Дайте им такое задание: пусть они сделают хорошее дело и никому об этом не скажут. Это задание истероидами встречается особым одобрением. Для них это — очередная игра, но игра полезная.

Циклоидный тип. Циклоидный тип личности: основные свойства характера и рекомендации психологов

— Порекомендуйте им на вечеринке и в компании постараться сидеть в стороне и помалкивать, делать так, чтобы их не заметили и радоваться, что вокруг хорошие люди.

— Предложите им выдать свою идею за чужую. Интересна реакция истероидов на это задание. Обычно она очень схожая — вначале он надолго задумывается, а потом с тяжелым вздохом заявляет: «Это тяжело».

— Пусть поможет другому оказаться в центре внимания и порадуется за него.

3 стр., 1332 слов

… понятием _______________________________________________. Социальный индивид, включённый в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности, обозначается понятием … оба суждения неверны. Совокупность внутренних состояний, явлений внутреннего мира человека, имеющих биологическую основу, именуется _______________________________________. Созданная деятельностью человеческого …

— Пусть учатся любить себя: дарят себе столько тепла и заботы, чтобы не было такой острой нужны во внимании и заботе других.

Характеристика

Уже в раннем детстве таких людей можно узнать по присущей им гипертимности. Они активны, слишком самостоятельны, стремятся быть лидерами, трудолюбивы, доброжелательны, дружелюбны, что подкупает собеседника с первой минуты общения. Очень болтливы, но при этом чрезмерно обаятельны. Благодаря эмоциональности и жестикуляции могут даже самую простую историю преподнести красочно и сочно, добавив юморную изюминку.

Легко адаптируются в новом кругу, поэтому без труда социализируются. Быстро находят общий язык с окружающими. Но есть и некоторые минусы, конечно же:

  • Неустойчивость характера.
  • Непостоянство. Часто меняют хобби, интересы.
  • Неразборчивость, к примеру в выборе друзей, почему и попадают в плохие компании.

Разобраться в душевном состоянии трудно и самим обладателям циклоидного типа, не то что окружающим.

Типичные циклоиды сперва ничем не проявляют особенности своего поведения и реагирования. Дети, как правило, бойкие, активные, увлекающиеся и общительные. С наступлением подросткового кризиса, в период активного полового созревания или сразу после него, к 16-19 годам, фиксируется первый случай субдепрессии.

Именно последний пункт и заставляет родителей, по своей инициативе или по направлению врачей, обращаться к психиатру. Часто сразу после суицидальных попыток, подросток попадает в психиатрическое отделение.

Важно отметить, что такие пациенты имеют тенденцию к «резкому выздоравливанию» после описываемых выше попыток. В лечебном учреждении они начинают резко «чувствовать себя лучше» без использования антидепрессантов, критически относятся к своим действиям и поведению за последний период.

Наиболее часто встречающийся в научной литературе и своего рода классический случай с подростком шестнадцати лет. Попал в поле зрения психиатров после суицидальной попытки. До этого отмечалась «неожиданно возникшая какая-то хандра». Всё стало «валится с рук», появились плохие отметки, учёба перестала интересовать.

Так же неохотно проходили тренировки, «спустя рукава». Пропал интерес к научной работе и общественной деятельности. Изменились вкусовые пристрастия, и пропал аппетит. Общее состояние стало подавленным и пессимистичным, часто пытался доказывать отцу, что в жизни отсутствует справедливость. Факты злоупотребления алкоголем или иными психотропными препаратами были исключены. Конкретных случаев неудач в интимных или сексуальных контактах, которые могли спровоцировать подобное состояние, не было.

После «проработке в школе» и конфликта с родителями, почувствовал свою «духовную нищету» и «неполноценность» и предпринял попытку медикаментозного суицида, который был признан истинным недемонстративным покушением на фоне острой аффективной реакции.

После оказания реанимационных мероприятий, настроение пациента резко улучшилось без применения антидепрессантов, свои действия оценивал критически, скучал по родным, друзьям и учёбе. При оценке психологом и психиатром был диагностирован циклоидный (циклотимный) тип личности.

Затем наблюдался два года, отмечая «плохие периоды хандры» каждые один-два месяца, продолжительностью от одной до двух недель. Однако, осведомлённость помогала справляться с ними с минимальным риском для здоровья и общественных контактов. К девятнадцати годам фазы сгладились и перестали беспокоить.

Но, справедливости ради, можно сказать, что проявление фаз типичных циклоидов не всегда настораживает в период субдепрессии. Иногда беспокойство у родителей вызывает ярко выраженная гипертимия.

Так фаза подавленности у девушки 14 лет совпадала с периодами менструальных кровотечений, дополнялась жалобами физических недомоганий и болей и списывалась родителями на этот факт. Однако, она не сменялась обычным состоянием, а переходила в гипертимную полосу поведения. И если неимоверный подъём настроения и стремление наверстать упущенное в учёбе только радовали домочадцев, то несвойственные ранее рискованные поступки, «странные и необдуманные знакомства» и непривычное, смелое, часто злое «подшучивание» над взрослыми удивило их и заставило обратиться сначала к школьному психологу, а затем – к психотерапевту.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Также было выявлено, что в этой фазе девушка говорила про невозможность оставаться в одиночестве и скуке, которая вызывала предсказуемая и размеренная жизнь. Призналась, что в эти периоды подумывала «посмотреть мир» и «отправится в путешествие автостопом». Однако, «через неделю не решилась». Именно эти дополнения натолкнули на мысль диагностировать, а затем и подтвердить циклоидный (циклотимный) тип личности.

Данный тип характера был впервые описан Кречмером. Циклотимики — это люди, зависящие от своего настроения.

У такой личности обязательно присутствует две фазы, одна из которых является периодом активности, избыточной энергии, по сути, временем , для другой характерна субдепрессия, а также:

  • снижение настроения;
  • отсутствие интереса к любимым занятиям;
  • неадекватное болезненное восприятие критики;
  • вялое состояние по утрам;
  • отсутствие аппетита;
  • сонливость;
  • снижение сексуальной активности;
  • нежелание общаться с людьми;

Вторая фаза способна иметь различную степень проявления, она, как правило, непродолжительная, не дольше 2-ух недель.

Поначалу типичный циклоид не проявляет себя особенностями поведения и реагирования на какие-то ситуации. Такие дети обычно общительные, активные, задорные, бойкие. Подростковый кризис характеризуется наличием активного полового созревания, которое к 15-17 годам может проявиться первой субдепрессией.

  • апатия сильной выраженности;
  • вялость;
  • раздражительность;
  • трудности запоминания новой информации;
  • утомляемость от общения со сверстниками;
  • смена вкусовых пристрастий;
  • пессимистичные взгляды на мир;
  • острая реакция на критику;
  • самобичевание;
  • суицидальные попытки.

Последний пункт нередко приводит к тому, что человека направляют в психиатрическое отделение. Что характерно, такой пациент достаточно быстро выздоровеет, без применения каких-либо лекарств.

Поведение таких людей, как правило, не выходит за границы общепринятых норм. Они с легкостью социализируется, имеют успехи на работе, их можно назвать яркими индивидуалистами, они способны контролировать свое поведение. Циклоидная психопатия является патологическим нарушением психики, которая характеризуется резкими перепадами настроения без причины. В такой ситуации самостоятельно справиться с психопатией не получится, необходима консультация психотерапевта.

Циклоидный характер может оказаться результатом переходного возраста, быть следствием гормональных перестроек в организме. Подростку не всегда под силу самостоятельно справиться со своими приступами и уныния. Резкая смена настроения может оказывать серьезное влияние на взаимодействие со сверстниками, провоцировать конфликт с родителями, с учителями.

Именно это повышает шансы на развитие срыва, а нередко и суицида. Беда в том, что далеко не в каждом школьном заведении присутствует психолог, не каждый ребенок согласится с ним общаться и уж тем более прислушиваться к его рекомендациям. Важно, чтоб родители имели возможность вовремя заметить изменения в поведении своего чада, никогда не оставляли его наедине со своими проблемами, даже если присутствует мнение, что у ребенка все в порядке.

А если заметны какие-то отклонения, то лучше вовремя обратиться за помощью, не надеяться, что все само собой рассосется. Беда в том, что некоторые родители за субдепрессию принимают обычную лень или недостаточный сон. Они быстрее предположат наличие наркотической зависимости или влюбленности у своего чада, чем депрессию.

  1. Важно суметь поговорить со своим ребенком, но никак взрослый с малышом, а как взрослый человек с равным себе.
  2. Недопустимо навязывать свою заботу, излишний контроль. Это только усугубит ситуацию.
  3. Родители обязаны показать, что они любят, дорожат своим сыном или дочерью, готовы уделять ему внимание.
  4. Человеку в любом возрасте будет гораздо легче справиться со своим спадом настроения, если будет возможность провести время с дорогими ему людьми и хорошими друзьями, которые помогут развеселить его, рассказывая о позитивных событиях.
  5. Важно, чтобы такой человек мог предугадать приближающуюся субдепрессию, не планировать на этот период важных встреч, срочных дел.
  6. Недопустимо заниматься самолечением, прописывать себе медикаменты без консультации врача. Если в них и есть необходимость, все должно быть под контролем специалиста.
  7. Недопустимо пытаться справиться с состоянием апатии при помощи спиртных напитков.

Теперь Вы знаете, что такое циклоидный . Тут, как и с другими психотипами есть и плохое, и хорошее. Воспитывая ребенка с таким типом, родители могут и не замечать характерных проявлений. Но они должны быть готовы в момент возникновения у чада субдепрессии оказать необходимую помощь, а иногда и посетить с ребенком психолога.

Циклоидный тип

Как известно, этот тип был описан Кречмером и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатов — «конституционально-депрессивных», «конституционально-возбужденных» (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии.

Однако в дальнейшем под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза. Существование циклоидности за рамками этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов термин циклоидная психопатия исчез из психиатрических руководств. И лишь в редких современных работах циклоиды упоминаются как преморбидныи тип больных эндогенными психозами, причем они не дифференцируются от гипертимов.

Поговорим о лабильно-циклоидном типе личности

В подростковом возрасте может наблюдаться два вида акцентуации:

  1. Типичные.
  2. И лабильные циклоиды.

Чувственный ребенок

Типичные, как правило, в детстве ничем не отличаются от обычных детей, скорее даже походят на гипертимов. В подростковом возрасте возникает начальная субдепрессивная фаза. Отмечается склонность к апатии и раздражительности. Ощущается вялость и слабость. В этот период подростки особо уязвимы, нарекания со стороны родителей и окружающих, неудачи могут привести к глубокой депрессии, психологической травме и даже суицидальным попыткам. У типичных циклоидов фазы длятся от 2 до 3 недель.

У лабильных циклоидов фазы значительно короче – до нескольких дней. Более того, в период спада настроения у них отмечается не вялость, не утрата сил и неудовлетворенность, а скорее легкая грусть. И в отличие от лабильного типа, из-за незначительных событий настроение резко не меняется.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Подростковые поведенческие реакции обоих типов умеренно выраженные. Прослеживается нестойкость в увлечениях. Поскольку самооценка формируется постепенно, из-за недостатка опыта она еще неточна.

У людей с циклоидным типом наблюдается периодичность противоположных состояний. Многократная «волнообразная» смена «возбуждения» и «торможения». При этом даже при нарастании эти два процесса имеют примесь своей противоположности.Так, например, может наблюдаться грусть при возбуждении.

В детстве напоминают гипертимиков (поверхностно-активные-общительность, активность, повышенное настроение), а в подростковом возрасте в тяжелой ситуации наступает первая субдепрессивная фаза.Здесь следует отметить, что не стоит путать депрессию с субдепрессией. Разница заключается в том, что депрессия — это болезненное состояние, а субдепрессия — нет.

Человек не может собраться с мыслями, наступают расстройства сна, наблюдается дневная сонливость. Остро переживаются неудачи, но не в виде конфликтного выхода, а по отношению к себе. На замечания и упреки нередко отвечают раздраженно, порой грубо и гневно, а в глубине души, впадают в большее уныние.

Мышление соответствует той или иной фазе (по динамике протекания мыслительных операций).

Чаще всего они достаточно легко усваивают материал.

Если травмирующая ситуация продолжается долго, она провоцирует проявление явной акцентуации, что приводит к тому, что субдепрессивная фаза удлиняется. В это время человек чувствителен к обидам, оценкам, обвинениям, неудачам и прочим средовым воздействиям.Основная проблема: в субдепрессивной фазе может происходить непрерывный эмоциональный срыв вплоть до суицида.При терпеливом понимающем отношении близких резкость фаз рано или поздно сглаживается.

— В субдепрессивной фазе необходимо поддерживать человека мягкими советами, быть с ним осторожным, предельно тактичным.

— Ни в коем случае нельзя допускать грубость, так как циклотимик может дать острую эмоциональную реакцию.

4 стр., 1823 слов

… финансовые, экологические коммуникации, как и отношения с окружающим сообществом в месте расположения компании или ее производства. … поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. … , выполнение некоторого набора функций. Индивид следует заданному типу поведения, основываясь на интерпретации того, что от …

— Рекомендации, описанные для гипертимиков и гипотимиков, соответственно фазам.

Психастенический тип

Эти люди не очень общительны, застенчивы, характерны страхи. Им свойственна нерешительность, недоверие к себе, поиск помощи или совета у других. Желая что-то сделать, такой человек сомневается, правильно ли это. Решив что-то сделать, — делает немедленно, и нерешительность начинает сочетаться с нетерпеливостью. Начатое дело доводят до конца (хотя у них есть «граница вхождения», до которой они еще могут повернуть назад).

Активные дети

Когда дело закончено, снова начинает волноваться, насколько хорошо он справился.

В сложной экстремальной ситуации отличаются своеобразной реакцей — ко всеобщему удивлению они могут найти быстрое решение и проявить полное бесстрашие (чем резко отличаются от истероидов).Такой тип часто развивается вследствии специфического воспитания (очень высокие требования и ожидания, накладываемые родителями — как правило авторитарными).

Психастеник больше всего на свете боится не оправдать возложенных на него надежд. Обычно привязаны к родителям и способны на глубокие чувства. Боятся за близких, боятся смерти, аварий. Сензитивы (о них пойдет речь ниже) очень глубоко все переживают, а психастеники еще и реально смотрят на вещи и постоянно анализируют ситуацию. Такой человек может создавать проблему там, где обычно у других людей она не возникает. Характерны тревожные размышления (при анализе ситуаций).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

— При работе моделируйте самые страшные ситуации, пусть психастеник их мысленно проиграет, примет их и начнет искать возможные решения.

— Научите психастеника конструктивному отношению к проблемам: «Это случилось. Что теперь делать?»

— Пусть нарушат какой-либо установленный порядок и удостоверятся, что ничего страшного не произошло.

— Порекомендуйте делать зарядку для лица. У психастеника всё время напряжен лоб, а рот изображает печаль. Пусть научаться расслаблять лоб, изображать разные позитивные эмоциональные состояния — радость, заинтересованность, уверенность, приятное удивление. Очень полезен тренинг актерского мастерства, примерка героических отважных ролей — Необходимо развивать реактивность и импульсивность.

— Обязательно должна быть донесена мысль, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что без ошибок трудно накопить жизненый опыт. — Психастеника надо подталкивать к выражению собственного мнения без оглядки на родительскую тень и их осуждающую оценку. Надо донести до такого человека его право на свободу мыслей и мнений.

Подробнее о подростковом возрасте

Лабильный тип личности

Именно в этот период у детей возникает первый крупный фрагмент пониженного настроения. У девочек, к примеру, этот феномен может совпасть с наступлением менструации. Появляется раздражительность, пропадает интерес к учебе, играм и общению со сверстниками, наступает быстрая утомляемость.

В период спада настроения к подросткам нельзя лезть с расспросами, так как могут ответить грубо. Им это и самим не по нраву, так как ранее были совсем другими и находили общий язык с родителями.

Поговорим о лабильно-циклоидном типе личности

В детстве такие индивиды, как правило, не выделяются среди других. Лишь у единиц прослеживаются невротические реакции. Главная особенность – крайняя переменчивость эмоционального состояния. Если настроение меняется чрезвычайно круто, а причиной тому – повод совсем незначительный, налицо формирование лабильного типа личности.

Для представителей данного типа личности характерны чувственность, верная дружба. Они способны на искреннюю привязанность к родным людям, если последние отвечают взаимностью (любовью и заботой), даже несмотря на часто повторяющиеся мелкие ссоры.

Лабильным подросткам нравится похвала, различные знаки внимания, поощрение. А вот порицание, критику, осуждение они переносят тяжело, глубоко переживая, что приводит к унынию. Подростки данного типа личности знакомы с особенностями своего характера, знают, что относятся к «людям настроения», от последнего все и зависит. Предлагают окружающим воспринимать их такими, какие они есть.

Человек настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих перемен часто бывают ничтожными и незаметными для окружающих (нелестно сказанное слово, дождь некстати, оторванная пуговица — такие мелочи могут моментально вызвать плохое настроение, тогда как приятная беседа, новая вещь, интересная идея — могут его поднять).Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова.

Великолепно интуитивно чувствует окружающих, особенно их отношение к нему, и мгновенно и искренне реагирует.Возможна склонность к алкоголизму.

Действительные утраты и серьезные неприятности переносит очень тяжело — возможны срывы и депрессии

— Необходимо научить такого человека принимать себя — понять, что в нем живет хрупкий ребенок — тонкий розовый цветок. Этого ребенка в себе нужно понимать, защищать и вразумлять.

Грустный человек

— Необходимы занятия аутотренингом.

— Желательно прекомендовать приучить себя к контрастному душу.

— Надо научиться различать в себе духовное (разумное) и эмоциональное существо, почаще отождествляясь с первым, научится воспитывать в себе рациональность и аналитичность: причина — последствия. Эмоциональное в себе надо любить, но относится к нему несколько отстраненно.

— Полезно завести дневник, в котором всякий раз отмечать, когда произошла перемена настроения, и из-за чего это произошло. Вечером записи просматривать и анализировать. При этом анализе можно представить, что это поступки и реакции другого человека. Как тогда меняется отношение к этим действиям? Это также полезно фиксировать в дневнике и размышлять об этом.

— Не стоит бороться со стихиями эмоций, но ими нужно научиться управлять — 3 минуты в день смеяться без повода, входить в разные роли с разными эмоциональными состояниями — это поможет проследить механизм возникновения той или иной эмоции.

Сенситивный тип

Гипертимный тип личности

С детства такой человек не очень общителен, застенчив, тревожен, характерны страхи (пауков, собак, темноты, одиночества), сверхчувствительность. Склонность к истощаемости (астенические черты).

Они впечатлительны, отзывчивы на любую внешнюю оценку, глубоко переживают неудачу и неуспех, застревая на своих переживаниях. Общаясь с ними, нельзя допускать грубостей, оскорблений, обвинений, особенно ложных. В детстве отличаются очень быстро развивающейся нравственностью (повышенное чувство долга, ответственность, сверхконтроль).

У взрослых — очень высокие моральные требования к себе. Очень глубокий и ранимый тип. Отличаются неуверенностью в себе и повышенной совестливостью.

Наблюдается склонность к слезливости, обычно при слишком резких замечаниях. Люди этого типа очень боятся грубости окружающих. Возможны гиперкомпенсации, выражающиеся излишней старательностью, которая их изматывает. В целом склонны работать, как положено, следуя инструциям.В ситуации неуспеха может развиться чувство собственной недостаточности, неполноценности.

— Следует быть крайне осторожными и тактичными с людьми этого типа.

— Необходима работа с самооценкой, с выявлением страхов, а также глубокая работа с пересмотром и переосмыслением системы ценностей, так как слишком завышенные невозможные требования к себе могут вызывать невроз

— К этому типу применимы также рекомендации, данные для гипотимного типа и психастенического.

Гипотимный (дистимный) тип

Для представителей этого типа характерно сниженное настроение, склонность видеть окружающее в черном цвете. Постоянное безрадостное чувство ограничивает их активность. Повышенная чувствительность к неприятностям, тревожное ожидание несчастий.

Радость отравляется мыслями о ее непрочности, о том, что она скоро пройдет и снова все будет плохо. Он не проживает радость, так как сразу переносит себя в свое мрачное будущее.

Такие люди часто считают, что окружающие к ним относятся свысока или с презрением. Постоянно считают себя в чем-то виноватыми.Ярко выражена потребность в любви, понимании, дружбе, сочувствии. Этим людям необходима поддержка, положительная оценка, уверения в их нужности, исключительности и значимости.

Этот тип часто вызывает трудности у психологов, так как часто именно психолог становится человеком, за которым им хочется следовать, в котором они ищут поддержку, и тогда такие акцентуанты ищут разные способы привлечь к себе внимание специалиста, стараются увеличить количество занятий, жалуясь на тяжелое психическое состояние. В связи с этим психологу очень важно отследить грань между настоящими проблемами и симуляцией, сопровождаемой попытками манипулировать им.

Боязливы, задумчивы, плаксивы в детстве. Могут быть психотические вспышки (маниакальные или депрессивные).

Смежная группа — психастеники.

В работе гипотимики ответственны, на их слово можно положиться. При сверхкомпенсации возможны дерзость, возбудимость, причем чем больше пугливость, тем сильнее возбудимость (с выходом на соматические стигмы: «знаки» на теле, местные покраснения кожи, изъязвления, прыщи).Мышление развито хорошо. Стиль мышления — вербальный. Опираются на слово, смысловую основу, содержательный анализ.

В стрессе могут проявляться стоп-реакции. Активность блокируется, нередко такие люди становятся бездумно-ведомыми.

Защитный механизм — отказ от самореализации и усиления контроля сознания.

Гиперактивный ребенок

— Таким людям необходимо больше общаться. Хотя достичь этого бывает очень сложно. Очень часто они производят на людей гнетущее впечатление, отчего по вполне понятным причинам группа пытается их вытеснить.

— Им как никому необходим здоровый образ жизни. Гимнастика, контрастный душ позволят повысить тонус и отвлекут от мрачных размышлений.

— Смех-лучшее лекарство. Надо провоцировать их на смех, ведь для них это такая редкость.

— Побольше хвалите их. За каждое задание, за каждый выполненный кусочек, за всё, за что только можно хвалить — не скупитесь, этих людей нельзя перехвалить.

— Обязательно работайте с самооценкой. Помогите этому человеку полюбить себя, пусть он ответит себе на вопросы: «что во мне есть привлекательного», «чем я могу быть интересен для окружающих». Не отчаивайтесь, если вначале вы услышите ответ: «Ничем». Терпение и труд — и он обязательно начнет видеть свои положительные качества. В каждом человеке есть ресурсы, которые помогают преодолеть все трудности.

— Самовнушения: «Мои дела с каждым днем все лучше во всех отношениях», «Я милый, добрый и замечательный».

Эпилептоидный тип

Один из самых социально тяжелых типов для окружающих. Но не стоит воспринимать его только в этой ипостаси. Как уже было сказано, каждый тип акцентуации можно направить в социально полезное русло, в каждом можно найти то ценное, что делает личность именно этой личностью, причем ценной для нас именно этими неповторимыми качествами.

С детства такие дети много плачут, и их ничем не успокоишь. Сильный, капризный, злой, он все делает как нарочно. В детской компании претендует даже не на лидерство, а на роль властелина: все диктует и все в свою пользу. Недетская бережливость одежды, игрушек, всего «своего». Отнять что-либо у него невозможно — за свое готов убить.

В школе аккуратные тетрадки, мелочная скурпулезность, но в учебе это помогает мало. В подростковом возрасте опасен: легко впадает в безудержную ярость, как зверь, тогда его лицо наливается кровью, он старается бить по гениталиям, становится жесток, безразличен к слабости и беспомощности противника. Он просто не смотрит на это, поэтому он также лезет и на того, кто превосходит его силой.

Такие подростки тяжело переживают эмансипацию.

Их существование сопровождается тоскливо-злобным настроением, им свойственна взрывчатость, эгоцентричность и педантичность. Эпилептоид все время накапливает в себе злобу, недовольство, раздражение, и потом случайная капля может вызвать неуправляемый взрыв. Разрядка злобная и нескоро проходящая. Они медленно закипают — в течение нескольких часов, иногда дней.

Сильно развито стремление к власти. Если в семье муж — эпилептоид, он давит на жену и детей. Пытается подчинить их. Будучи начальником, он устанавливает жесткий дисциплинарный режим, всеми командует, во все вмешивается, все толкует в свою пользу. Его чаще боятся, чем уважают. Он не выносит у других собственного мнения, критики в свой адрес, склонен обвинять сам и никогда не признает свою вину. Злопамятен.

Эпилептоиду ни в коем случае нельзя давать власть. В этом случае он затиранит всех, кто находится рядом, навязывая им свой строго установленный порядок.

Склонны к раннему алкоголизму. Пьют много, до отключения. Нет раскаяния, сочувствия.

Эпилептоид конфликтен внешне и бесконфликтен внутренне. Он для себя — единственно хороший человек.

Работает четко, просто, реалистично, но без полета фантазии. Творчество, креатив — ему недоступны. Как правило, консерватор и конформист. Ненавидит все, что отличается от его взглядов.

1) рационализация с обесцениванием объекта фрустрированной потребности — когда такой человек не может чего-то достичь, то он обесценивает это в своих глазах.

2) отреагирование вовне по внешнеобвиняющему типу (когда дает волю гневу).

При этом он приписывает окружающим те качества, которые свойственны ему самому.

— Самое главное — научить такого человека быть более терпеливым и доброжелательным.

— Упражнение улыбка. Человек должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением его лица была теплая доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, то лицо должно выражать готовность к ней. Это невозможно без ощущения внутренней улыбки. Иначе вместо улыбки будет получаться звериный оскал.

— Упражнение «Мир тебе». Это внутренняя фраза, установка. При встрече с человеком он должен искренне сказать про себя «мир тебе». Эту фразу надо подарить другому всей душой, всем сердцем. Особенно стоит повторять себе эту фразу во время споров. Но заставить эпилептоида делать такое упражнение нелегко. Вам понадобится весь арсенал вашего творчества, таланта, терпения и желания помочь этому человеку.

— «Передача инициативы в разговоре». Пусть учится активно слушать, искренне, заинтересованно и не перебивая. Это очень сложно для него, тем важнее понимание необходимости коррекции этой черты.

— Оценка себя: человек с эпитептоидной акцентуацией должен научиться понимать, что чувствуют окружающие от его поведения? Если кто-то совершил ошибку, обратите его внимание не на факт ошибки, а на свою реакцию. Эпилептоиду очень сложно ставить себя на место другого.

— Порекомендуйте осваивать приятный разговор вместо принципиального.

— «Облако в штанах» — научите его говорить тише, мягче и меньше. «Почувствуй себя облаком».

— «Одобрение» необходимо уметь в споре иногда согласиться, а не возражать — «Ловко у вас это получается». Моделируйте разные варианты споров и конфликтов с всевозможными вариантами выходов из них.

— «Гроза отменяется» — эпилептоид должен понять, что если ему тяжело сдерживать отрицательные эмоции, то окружающим тяжело их терпеть. Учите не ругаться и прощать. Сколько бы он мог выдержать на месте своих родных и близких?

— Упражнение «мудрец» — умение проигрывать и созерцать. Прежде чем шуметь, стоит спросить себя «А, как бы к этому отнесся мудрый человек»?

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

— Лозунги-самовнушения: «Дело для человека, а не человек для дела», так же как «Порядок для человека, а не человек для порядка» — самочувствие людей важнее, чем сделанное или несделанное дело. «Нельзя осчастливливать дальних, делая несчастными ближних»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector