Специальность медицинская психология

Фабула специальности

Клиническая психология — это уже не медицинская психология, но еще и не психиатрия. Компетенция клинического психолога — пограничные состояния, когда есть повод обратиться за помощью и ликвидировать отклонения в поведении человека, вернуть состояние организма в норму.

Клинический психолог помогает избежать патологии и реального медицинского вмешательства. Основной метод работы такого специалиста — наблюдение и беседа, а не скальпель и медицинские препараты.

Степень: Преподаватель психологии

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология — профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Психологическое образование – одно из самых востребованных у нас в стране и в мире. Данное направление является более близким к медицинским, чем к социально-психологическим наукам. Оно позволяет проследить, как меняется психическая деятельность человека под воздействием различных отклонений и аномалий. Деятельность клинического психолога направлена не только на преодоление ярко выраженных заболеваний, но и различных ситуаций.

Другие высшие заведения России

Столичные вузы — это престиж, история, рейтинг, высокие требования к поступающим и высокая привлекательность. Есть много плюсов для абитуриентов и их родителей, гарантия высокого качества знаний.

Москва предлагает широкий выбор учебных заведений:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • Российский национальный исследовательский медуниверситет им. Н. И. Пирогова;
  • Первый Московский государственный медуниверситет им. И. М. Сеченова;
  • Российский ГГУ;
  • Московский ГППУ;
  • Российский государственный социальный университет;
  • МГМСУ им. А. И. Евдокимова;
  • Московский институт психоанализа и др.

Это не полный перечень университетов и институтов. Но по названиям именитых учреждений можно сделать важные выводы. Выбор вуза с глобальной компетенцией и широким набором специальностей — это один вариант. Специализация учебного заведения в области педагогики или психологии — это существенное отличие. Стоматологическое или медицинское профилирующее направление в обучении станет третьим вариантом образования.

Вузы отличаются по требованиям к абитуриентам, по социально-экономическим нюансам получения образования, проходному баллу, вступительным экзаменам и преподаваемым предметам.

В каждом учебном году меняются детали преподавания, преподаватели, оттенки специальности вследствие научно-исследовательской и учебной работы. Основная канва специальности, как правило, сохраняется, но при поступлении сопоставить свои желания и внимательно посмотреть на особенности специальности в нескольких учебных заведениях каждому абитуриенту будет не лишним.

Различные города России в силу сложившихся исторических причин предлагают обучение по специальности «клиническая психология».

Новосибирск, Томск, Белгород, Рязань, Пермь и другие города имеют университеты, школы, направления. Многие абитуриенты по тем или иным причинам не могут приехать поступать в столичные вузы. Это не является критичным обстоятельством. Престиж специальности и учебного заведения — это важно, но рейтинг работающего специалиста и процесс обучения будущего специалиста могут многое изменить.

Россия — большая страна, но расстояний для знаний не бывает. Поступив в Томске или Новосибирске, можно легко оказаться в Москве. Активная научно-исследовательская позиция, практика в ходе обучения, жажда знаний и желание стать востребованным могут изменить судьбу любого человека в любом городе.

  • «Общая психология»
  • «Экспериментальная психология»
  • «Психодиагностика»
  • «Общий психологический практикум»
  • «Социальная психология»
  • «Психология развития»
  • «Клиническая психология»
  • «Клиническая психология: введение в профессию»
  • «Психофизиология»
  • «Психосоматика»
  • «Патопсихология»
  • «Нейропсихология»
  • «Невротические и личностные расстройства»
  • «Теории личности в клинической психологии»
  • «Психология нарушенного развития»
  • «Психология зависимого поведения»
  • «Клиническая психодиагностика»
  • «Психологическое консультирование»
  • «Клиническая психология в экспертной практике»
  • «Теории и методы психотерапии»
  • «Психология семьи и семейная психотерапия»
  • «Психологическая помощь в кризисных и экстремальных состояниях»

учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (супервизия в индивидуальной и групповых формах)

психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова, центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», городские психиатрические больницы, детская больница № 1, кризисные и реабилитационные центры, дома ребенка, центры психологической диагностики и медико-психологической реабилитации МВД РФ, Центры психологической подготовки МЧС РФ, спецучреждения МВД РФ, ГУВД РФ, учреждения УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, спортивные школы, физкультурно-оздоровительные клубы, Психологический центр факультета психологии СПбГУ

  • современные проблемы психосоматики и психоонкологии
  • адаптация личности и семьи к соматическим и психическим заболеваниям
  • профилактика саморазрушающего (суицидального и зависимого) поведения подростков
  • изучение адаптивных ресурсов человека, снижающих риск криминального поведения
  • изучение личности преступника и криминальной агрессии
  • современные проблемы судебно-психологической экспертизы
  • профилактика ВИЧ-инфекции
  • изучение развития детей в учреждениях и семьях замещающего типа
  • изучение психологических факторов экстремизма и фанатизма
  • психологических проблем адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ (с разработкой психологических основ переговорного процесса в кризисных ситуациях)
  • современные проблемы психологического сопровождения спортсменов

Клиническая психология в вузах Санкт-Петербурга

Вторая столица России предоставляет меньший выбор учебных заведений, но не меньший выбор вариантов.

Обучение в Санкт-Петербурге не менее престижно, чем в Москве. Социально-экономические условия здесь не намного проще, а преподаватели и качество предлагаемых знаний не намного хуже.

Образование и желание студента получить качественные знания по выбранной специальности в области клинической психологии несколько отличаются от специальностей в других областях, как медицинских, так и гуманитарных или технических.

Выбирая профессию клинического психолога, человек отдает себе отчет, что иметь желание получить качественные знания будет недостаточно. Выбор Москвы, Петербурга или Новосибирска не определит качества его работы в полной мере.

Быть прекрасным хирургом, стоматологом, педагогом или инженером — это одно. Клиническая психология — это не только психика пациента, но и умение специалиста концентрировать собственную психику, держать сложные процессы лечения под надежным контролем.

Краткое описание специальности

На первых курсах будут преподаваться предметы, нужные всем без исключения специалистам-психологам. На втором и третьем придется окончательно определиться со специализацией для того, чтобы пройти нужный курс обучения.

Вузы готовят профессиональных психологов с упором:

  • на проблемы семьи и детей;
  • реабилитацию и пенитенциарную работу в исправительных и лечебных заведениях;
  • диагностику и психологическую терапию;
  • работу с людьми в чрезвычайных ситуациях.

Крупные вузы в столице

В Москве представлено около полутора десятков учебных заведений, куда можно подавать документы для получения специальности «Клиническая психология».

Среди учебных заведений популярны и дают хорошую базу:

  • Московский городской педуниверситет;
  • Российский национальный исследовательский медуниверситет им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ;
  • Первый государственный Московский медуниверситет им. И.М. Сеченова Минздрава РФ;
  • Московский университет госуправления;
  • Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова.

История: от медицинской к клинической

Прародителями клинической психологии принято считать медицинскую психологию, научные и практические результаты работ французских и русских ученых.

Достижения общей психологии обязаны своим появлением трудам Бехтерева, Павлова, Выготского, Лурия и других блестящих умов, основавших психологические лаборатории — будущую систему теоретических направлений, научных школ и центров клинической психологии по вузам России, лечебным и профилактическим учреждениям.

Заметное влияние на развитие клинической психологии оказала Вторая мировая война, когда лучшие медицинские кадры помогали солдатам справляться с травмами, стрессами, нарушениями функций работы головного мозга.

Существенным моментом стала адаптация отечественного образования к международным стандартам, когда в 90-е годы клиническая психология получила собственный статус, предмет и содержание.

Область компетенции клинической психологии обширна и представлена несколькими отраслями:

  • психосоматика;
  • психотерапия;
  • нейропсихология;
  • психокоррекция;
  • психопатология.

Клинические психологи не прибегают к медикаментозному лечению, но обладают знаниями по различным медицинским специальностям. Клиническую психологию относят к специальности широкого профиля. Межотраслевой характер дисциплины позволяет решать комплекс задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Сроки и формы обучения

После окончания 11 класса на очной форме студентам придется учиться 5,5-6 лет (в зависимости от заведения), на заочном отделении – на год дольше. Есть варианты вечернего или дистанционного обучения.

Программа дает навыки для плодотворной самостоятельной работы по специальности. Однако, при желании совершенствовать свои деловые качества, повысить уровень знаний, можно поступать в магистратуру или аспирантуру по этому или другому психологическому направлению. Магистратура будет обязательна тем, кто нацелен на научную или преподавательскую деятельность в будущем или хочет работать за рубежом, где ценится уровень магистра.

Наблюдение и беседа: методы специальности

Работа клинического психолога ориентирована на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей организма человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Специальность медицинская психология

В различных научных школах и вузах клиническая психология представлена различным спектром предметов, методов и инструментов работы. Специалист может использовать собственный стиль работы, выбирать теоретическую сферу или практическую деятельность.

Наблюдения и беседы — не единственные инструменты клинического психолога, но общая теория и конкретная практика преподавания клинической психологии по вузам ориентирует будущих специалистов в том направлении, которое передовое научное знание считает обоснованным и подтвержденным на практике.

Предметы, изучаемые студентами

Дисциплины, необходимые учащимся для полноценного овладения специальностью, можно условно разделать на несколько блоков. Среди них важное место занимает практический блок, который научит применять свои знания в условиях, приближенных к реальной деятельности в медицинских, образовательных, рекреационных и других заведениях.

Студенты получат знания по таким предметам:

  • общеобразовательные предметы, необходимые студенту независимо от направления обучения (социология, этика, культура, история и т.д.);
  • различные направления психологии (общая, социальная, организационная, возрастная, педагогическая, конфликтология и другие);
  • психодиагностика, психотерапия;
  • коррекционная, развивающая психология;
  • психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
  • основы психологического консультирования;
  • блок практикумов.

Степень: Преподаватель психологии

Выпускники научатся работать не только непосредственно с людьми совершенно разных возрастов, которым нужны консультации и терапия, но и разрабатывать методические указания, программы обследований и коррекции, писать рекомендации.

Перечень умений, важных для клинического психолога, очень обширен:

  • проведение психодиагностики на выявление отклонений и особенностей личности;
  • составление программ работы, разработка рекомендаций по лечению и восстановлению;
  • осуществление коррекции внутреннего состояния взрослых и детей, а также их межличностного и внутрисемейного взаимного непонимания;
  • оказание психологической помощи заключенным, людям из групп риска, родителям, чьи дети оказались в непростой ситуации;
  • помощь подопечным в налаживании социальных связей;
  • проведение консультаций для разных социальных и профессиональных групп – родителей, медицинского персонала, подследственных и заключенных;
  • оказание психологической помощи в условиях ЧП;
  • проведение исследований в рамках различных экспертиз (судебно-медицинской, военно-психологической и т.д.);
  • делать анализ результатов проведенных исследований и экспертиз, выдавать заключения.

Специальность широкого профиля «Клиническая психология» cвязана с решением проблем диагностики, лечения и профилактики заболеваний и рискованного поведения в области индивидуального и общественного здоровья, помощи здоровым людям в условиях кризиса, гармонизации психического развития детей. Включает научно-исследовательскую, психодиагностическую, консультативную, психотерапевтическую, экспертную, преподавательскую деятельность.

Студенты получают квалификацию «Специалист».

Специальность, в рамках которой реализуется образовательная программа: 37.05.01, «Клиническая психология»

Форма обучения — очная (дневная)Продолжительность обучения — 6 летПреподавательский состав: 15 профессоров, 27 доцентов, 13 старших преподавателей, 3 ассистента

Клиническая психология в вузах России представлена множеством интересных предложений. Можно несколько лет учиться очно, затем продолжить обучение в магистратуре или начать собственную практику. Некоторые вузы допускают заочную или очно-заочную формы обучения. Можно найти специальные курсы повышения квалификации в дистанционной форме обучения.

Идеально изучать клиническую психологию в вузе Москвы, но и в Новосибирские научные школы ничем не хуже. Психологические специальности ведут к работе с людьми. Это обстоятельство объективно обуславливает приоритет очного обучения перед заочным. Форма дистанционного обучения в области психологии доступна лишь специалистам, имеющим высшее образование (возможно, не одно), богатый опыт работы с людьми, реально обоснованное желание и способности.

Клинический психолог — это «не врач по логике вещей», но его функции реально направлены на улучшение здоровья людей, постановку правильного диагноза, проведение объективных наблюдений и бесед.

Столичная жизнь плюс активная клиническая практика и изучение клинической психологии в вузе СПб, как и в Москве или Новосибирске — это хороший выбор, но не исключено, что выбор Пермской психологической школы может быть более привлекательным.

Кем работать

Компетенция и пограничные состояния

Спектр сфер деятельности, в которых будет полезен выпускник этой специализации, чрезвычайно широк. Навыки психолога пригодятся в сфере обучения, дефектологии, реабилитации, для решения семейных проблем, преодоления конфликтов в коллективе.

Выпускникам стоит задуматься о работе по таким направлениям:

  • валеолог (специалист по физическому и духовному здоровью);
  • социальный, семейный и даже спортивный психолог;
  • педагог по коррекции или реабилитации, специалист-дефектолог, патопсихолог;
  • конфликтолог;
  • инспектор в органах по социальной защите;
  • нейропсихолог и множество других направлений.

Начальная зарплата психолога в процессе первого года-двух работы может составить всего 15-20 тыс. рублей (например, столько будет зарабатывать психолог в детском саду). Заработок повышается с опытом, а в частных центрах и консультационных кабинетах он больше, чем в государственных структурах. Валеолог сможет рассчитывать на сумму, аналогичную зарплате медработника, а специалист с 5-летним опытом вряд ли станет работать за сумму, меньшую 30 тыс. рублей. Зарплата консультирующего психолога может составлять 20-50 тыс. рублей.

Доктор и пациент: время до встречи

Жизнь человека и его психика в тандеме пациент-врач (клинический психолог) может быть обусловлена «высшими силами», судьбой или иными обстоятельствами. Не исключено (и это подтверждено многочисленными фактами), что процесс получения знаний и умений будущим клиническим психологом и процесс нарушения психики (травмы головы, иного психического заболевания) его будущего пациента ведут к нужной встрече сами по себе, то есть по ходу складывающихся обстоятельств. Применению полученных знаний соответствует необходимость полного восстановления здоровья.

Может быть, существует всемирный закон сохранения здоровья, и каждому доктору предначертано определенное количество (качество) пациентов. Как знать, но трудно предугадать правильный выбор вуза. Клиническая психология в столице или на окраине России? Быть может, психология педагогики окажет большую помощь клиническому психологу в работе, чем знания нейрофизиологии или основ психиатрии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector