Симптомы корковой дизартрии

Корковая дизартрия

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью.

Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.

Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.

Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.

Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.

Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.

Известны два варианта корковой дизартрии. Первый вариант обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях у пациентов возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объёма тонких изолированных движений кончика языка вверх. У пациентов нарушается произношение переднеязычных звуков.

Причиной второго варианта корковой дизартрии является недостаточность кинестетического праксиса (способности произносить серии звуков речи). Это имеет место при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга в нижних постцентральных отделах коры. У пациентов страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов (согласных звуков сложного образования, которые состоят из взрывного и щелевого компонента – русских «Ц» и «Ч»).

Имеют место непостоянные и неоднозначные нарушения артикуляции. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи нарушает её плавность и замедляет темп. Пациенты ощущают трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: пациент затрудняется чётко локализовать точечное прикосновение к определённым участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса. Это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса пациенты затрудняются произносить сложные аффрикаты, которые могут распадаться на составные части. Наблюдаются следующие дефекты речи:

  • Замены щелевых звуков на смычные (З на Д);
  • Пропуски звуков в стечениях согласных;
  • Избирательное оглушение звонких смычных согласных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Речь становится напряжённой, замедленной. Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по показу или по словесной инструкции. Структура речевого дефекта: ФФНР, отсутствуют расстройства просодики (единства взаимосвязанных компонентов, к которым относятся мелодика, длительность, интенсивность, темп речи и тембр произнесения).

Корковая дизартрия наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков прецентральных и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы:

  • Язык;
  • Губы;
  • Челюсти;
  • Мягкое нёбо;
  • Щёки;
  • Глотка.

Симптомы корковой дизартрии

Факторы, которые обуславливают поражение коры, разнообразны и несколько разнятся у взрослых и детей. Известны следующие причины корковой дизартрии:

  1. Черепно-мозговые травмы. Травмирование коры головного мозга происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом головного мозга. Кора мозга может сдавливаться увеличивающейся посттравматической эпидуральной или субдуральной гематомой;
  2. Конвекситальные опухоли головного мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальное сдавление мозговой коры. Внутримозговые новообразования (астроцитомы, глиомы), которые подлежат соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их разрушение, при отсутствии инфильтрации – сдавление;
  3. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга (менингоэнцефалит) может стать осложнением различных инфекционных заболеваний, очагов хронической гнойной инфекции (синусита, околочелюстного абсцесса, отита), специфического инфекционного процесса (сифилиса, туберкулёза). Отёчность вещества головного мозга, набухание мозговых оболочек провоцируют сдавление отдельных корковых участков и сосудов, которые их питают. Это приводит к нарушению функции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма;
  4. Ишемический инсульт часто становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. При геморрагическом инсульте корковая ткань сдавливается излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления мозгового кровотока, нарастание внутримозговой гематомы вызывает гибель нейронов, ответственных за артикуляцию.

В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием следующих факторов:

  • Неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, гемолитической болезни, внутриутробной инфекции);
  • Родовых травм;
  • Асфиксии новорожденного в ходе родов.

К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, применение акушерских щипцов, быстрые роды, операции (вакуум-экстракции).

В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии центральной нервной системы и становлении речи. У детей снижается внимание, способность к запоминанию информации. Они плохо набирают словарный запас, со временем формируется общее недоразвитие речи.

Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем. Возникает фонетико-фонематическое недоразвитие. Указанные расстройства не позволяют ребёнку успешно учиться в школе, обучаться чтению, письму. У детей с корковой дизартрией развивается вторичная дисграфия (нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма), дислексия (специфическое расстройство чтения).

Бульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков.

Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Бульбарная дизартрия – (от лат. bulbus – луковица, которую по форме напоминает продолговатый мозг) результат заболевания или воспаления продолговатого мозга, вследствие которого происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Причиной может стать вирусное заболевание или отит. При одностороннем поражении развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, которые приводят к нечеткой артикуляции губных звуков.

При двустороннем повреждении произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе).

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия вызвана поражением мозжечка, при котором нарушаются его связи с другими отделами ЦНС. Речь при этой форме дизартрии замедленная, импульсообразная, скандированная, с нарушениями ударения, громкости, угасанием голоса к концу фразы (напоминает речь пьяного человека). Наблюдается пониженный тонус мышц языка, губ.

Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп неспешный, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проявляются избыточность или недостаточность объема движений языка. При напряжении и выполнении указанных движений наблюдается тремор языка. В анамнезе больного всегда есть ППЦНС.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Расстроена просодика, выразительность речи, нарушено дыхание. Большинство звуков назализовано, нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. Ребенок с мозжечковой формой дизартрии обычно позже других заговорил. Особенности общей моторики – расстройство движения, ребенок часто падает, много травм.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.

Полный комплекс диагностических процедур в Юсуповской больнице включает:

  1. Консультацию невролога. В неврологическом статусе можно определить асимметрию лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Часто выявляются элементы апраксии (нарушения произвольных движений и действий) артикуляционного аппарата, возникают затруднения при выполнении последовательности действий по заданию. Может иметь место центральный спастический парез мышц половины тела, гемигипестезия (- потеря чувствительности с одной стороны тела);
  2. Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, прерывистость, замедленность речи. При исследовании устной речи наблюдается выпадение отдельных фонем, замена или появление вставочных звуков. Фонематический слух сохранён. Речевое дыхание, содержательная сторона высказывания не нарушены.
  3. Нейровизуализацию. С помощью томографических методов исследования врачи Юсуповской больницы устанавливают морфологический субстрат заболевания. При оболочечных гематомах и опухолях, травмах выполняется компьютерная томография. В диагностике церебральных новообразований, инсультов, воспалительных процессов неврологи отдают предпочтение магнитно-резонансной томографии головного мозга. В сложных диагностических случаях проводят оба исследования, а также позитронно-эмиссионную компьютерную томографию (ПЭТ-КТ);
  4. Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную природу заболевания для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости позволяет выявить воспалительные изменения, провести бактериологический посев, иммуноферментный анализ (ИФА), ПЦР (полимеразную цепную реакцию) для установки вида возбудителя.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Специалисты Юсуповской больницы проводят дифференцировку кокковой дизартрии от иных речевых расстройств. От акустико-мнестической, акустико-гностической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях произвольных и автоматизированных высказываний, отсутствии речевых эмболов (одного или двух из наиболее частотных для пациента до заболевания слов).

Если заболевание врожденное, то определить его можно до достижения 2-летнего возраста. Оно проявляется низкой речевой активностью. Ребенок мало произносит звуков. Чтобы в таком возрасте определить вид проблемы, необходимо проходить обследования у логопеда и невролога. Также добавляются дополнительные исследования, которые позволяют определить точную причину заболевания.

Обход врачей

Симптомы корковой дизартрии

Невролог позволяет определить проблемы с мускулатурой лица и языка в частности. Кроме того, этот врач следит за асимметрией лица. Он задает ребенку какие-то задания, связанные с речевой функцией, но пациенты, как правило, сделать их не в состоянии. Это тоже считается одним из симптомов корковой дизартрии.

Логопед диагностирует замедленность речи, ее прерывистость и напряжение. Обязательно проводятся тесты, чтобы понять, какие звуки ребенок упускает, какие не может произнести, имеются ли какие-то ненужные звуки, произносимые в словах. Как правило, у детей с таким заболеванием нет проблем с дыханием при речи, со смысловой стороной высказывания и с фонематическим слухом все в порядке.

Чтобы определить точную причину проблемы корковой дизартрии у детей или взрослых, связанную с патологиями в мозге, проводится нейровизуализация. Если заболеванию предшествовал удар или же сотрясение, то делается компьютерная томография мозга. Она же показана и в случаях, если у ребенка опухоль. При воспалениях, инфекциях врач назначает магнитно-резонансную томографию. Если ситуация запущенная и сложная, то специалист посоветует сделать оба вида исследования.

Если есть вероятность того, что у пациента проблема развивается из-за воспалительного или инфекционного процесса, то ему делают пункцию. Берется на экспертизу ликвора, это жидкость, находящаяся в мозге. А после она проходит лабораторные исследования.

Дизартрия в некоторых проявлениях похожа на другие проблемы речевого аппарата, поэтому важно при диагностике различить одну болезнь от другой. Если речь идет о ребенке, то важно обращать внимание на то, имеется сохранность смысловой стороны высказывания, а если болезнь затронула взрослого — то главной особенностью болезни будет то, что человек может читать и писать.

Корковая дизартрия

  • Инсульта;
  • Посттравматических нарушений;
  • Новообразования;
  • Энцефалита;
  • Перинатальной энцефалопатии.

Успешная коррекция речи при корковой дизартрии в Юсуповской больнице возможна благодаря комплексному подходу к реабилитации пациента. Она достигается усилиями невролога, логопеда, клинического психолога, реабилитолога. Восстановительная терапия включает следующие методы:

  1. Фармакотерапию. Медикаментозную поддержку осуществляют с целью активации метаболических процессов в центральной нервной системе для восстановления утраченных функций. Неврологи назначают нейрометаболиты, ноотропные препараты, лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение. По показаниям проводят медикаментозную коррекцию психологического равновесия антидепрессантами, седативными средствами;
  2. Логопедические занятия. Работу по коррекции корковой дизартрии в Юсуповской больнице начинают в ранние сроки. Она сопровождается развитием мотивации пациента. Основными методами являются логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизаци;
  3. Общую реабилитацию. Специалисты клиники реабилитации используют общий массаж, кинезиотерапию, рефлексотерапию. Проводят массаж, механотерапию и лечебную физкультуру для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация пациента, которая включает психологическое консультирование, релаксационные методики, арт-терапию, групповые тренинги.

В случае успешного лечения основного заболевания, которое вызвало корковую дизартрию, комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный. Степень восстановления речи зависит от причины поражения, выраженности речевых нарушений, психологического состояния и возраста пациента. Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне перинатальных травм центральной нервной системы, детского церебрального паралича, депрессии, пожилого возраста. В Юсуповской больнице восстанавливают речевую функцию даже тем пациентам, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Профилактика корковой дизартрии заключается в предупреждении травматизма, лечении цереброваскулярной патологии и объёмных образований головного мозга, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает адекватный выбор способа родоразрешения, грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности. При наличии признаков нарушения речевой функции звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

  • Опухоли. При возникновении новообразований в мозге может возникать деформация определенных зон в мозге.
  • Травмы. Закрытые травмы головы, сотрясение мозга, а также открытые переломы черепа способны приводить к дизартрии. Иногда гематомы, которые возникают после травм, тоже приводят к нарушению работы коры головного мозга.
  • Осложнения после тяжелых заболеваний, а также обычных инфекционных. Это может быть корь, герпес, краснуха, ОРВИ, нередко может страдать мозг. Также к таким последствия приводят и гнойные инфекции. Речь идет об абсцессах, синусите, отите. Туберкулез и сифилис тоже приводят к нарушению работы мозга. Это происходит из-за того, что в мозгу начинают набухать оболочки и сдавливаются рядом находящиеся участки, прилегающие сосуды. Такое провоцирует нарушение работы нейронов.
  • Инсульты. Они тоже могут быть причиной кислородного голодания некоторых частей мозга. Способны сдавливаться ткани в органе, где слишком сильный прилив крови. Из-за того, что естественный приток и отток крови восстанавливается долго, могут погибать нейроны.
  • Одной из частых причин развития корковой дизартрии у детей является трудная беременность и неправильные действия со стороны матери. Гипоксия, инфекции, а также травмы во время ношения ребенка могут привести к нарушению речи. Быстрые роды тоже иногда пагубно влияют на состояние мозга ребенка.
    корковая форма дизартрии

В первую очередь при лечении корковой дизартрии у детей или взрослых производится выяснение первопричины, которая и вызывала проблему. Если есть какие-то последствия после первичной болезни, то врач сперва будет устранять их. При комплексном лечении, то есть посещении невролога, логопеда, психолога и реабилитолога, можно восстановить речевую функцию.

Симптомы корковой дизартрии

Имеется и медикаментозная терапия. То, какая будет подобрана в итоге, полностью зависит от того, чем характеризуется корковая дизартрия у конкретного пациента.

Логопед обязательно старается мотивировать пациента. Это залог дальнейшего выздоровления. Проводится массаж, гимнастика для лицевых мышц. Логопед учит произносить сложные звуки, автоматизируя их выговаривание.

Так как данная болезнь проявляется проблемами с головным мозгом, то и медикаменты тоже необходимы. Они должны помочь восстановить работу той зоны, которая отвечает за речевую функцию. В зависимости от вида проблемы и степени ее проявления могут использоваться ноотропные препараты, а также многие другие — точно сказать, какие будут прописаны нельзя. Все зависит еще и от возраста пациента и его состояния здоровья.

https://www.youtube.com/watch?v=https:kpfuUWV8g08

Период реабилитации при корковой дизартрии очень важен для восстановления. Нужно постоянно ходить на массаж, восстанавливать рефлексы. Проводится лечебная физкультура для паретичных частей тела. Важно ходить и к психологу, на курсы, где можно расслабиться, тренинги тоже будут полезны.

Если лечение начать вовремя и своевременно ликвидировать проявления первичной проблемы, то прогноз будет максимально благоприятным. Но нужно понимать, что все зависит еще от степени поражения мозга, от правильности проведенной терапии, возраста, психологического состояния пациента. Симптоматика тоже играет не последнюю роль в лечении.

Хуже всего поддается лечению проблема, которая сопровождается депрессией, параличом, травмами центральной нервной системой. Еще тяжело вылечить больных, которые находятся в подавленном состоянии. Важно снизить количество стресса, чтобы мозг смог восстановиться.

Профилактическими мерами считаются: своевременное лечение возникших болезней, которые затрагивают нервную систему и головной мозг, предупреждение онкологических заболеваний, а также избегание травматичных ситуаций.

Кроме того, чтобы избежать врожденной корковой дизартрии, маме нужно быть осторожной во время беременности. Следует следить за своим здоровьем, не ударяться, не находиться в стрессовых ситуациях. Только такой подход поможет ребенку в утробе не пострадать и родиться здоровым. Также во время беременности нужно больше спать, гулять на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек. При возникновении каких-то непредвиденных обстоятельств нужно обращаться к врачу.

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

дизартрия фото

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад.

Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Наши специалисты

Владимир Владимирович Квасовка
Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук
Алексей Сергеевич Смычков
Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук
Илья Андреевич Гудков
Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики
Валерия Владимировна Борзецовская
Врач-эндоуролог высшей категории
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector