Особенность гендерных стереотипов в современном обществе || Реверсивный гендерный стереотип

Гендерные стереотипы в современном обществе и их роль

Что такое гендер

Это понятие, которое часто путают с полом. Это определение женщины или мужчины в соответствии с их социальной ролью. Чтобы узнать гендер, необходимо понять, каким набором характеристик человек обладает.

Кроме того, эта характеристика отвечает за то, как будут воспринимать индивида в обществе. Может как совпадать с биологическим полом, так и противопоставляться ему.

Это понятие дается человеку обществом. Под «гендерной ролью» понимают набор определенных характеристик и ожиданий, которые будут предъявлять личности в соответствии с его биологическим полом.

Яркий пример ― то, что в сознании массы людей женщина должна быть нежной, хранительницей очага, оберегать, заботиться, выполнять роль матери. Мужчина ― добытчик, ходит на работу, растет по карьерной лестнице.

Они определяют характер человека в глазах иных людей, помогают ему определить, как нужно разговаривать с незнакомцем и о чем ему следует учитывать.

Но у этого есть и негативная сторона. Во-первых, эти заблуждения могут не совпадать с реальным характером человека. А, во-вторых, они помогают оправдать неравенство полов и притеснение по этому признаку, например, то что девушки сами виноваты в изнасиловании.

Гендерная психология как отрасль психологии

Гендерная психология – это новое научное направление, отрасль психологии, которая изучает закономерности становления и развития личности, обусловленные половой дифференциацией.

Психология гендерных отношений изучает вопросы взаимодействия между представителями мужского и женского пола. Проявление гендерных стереотипов побуждает мужчин и женщин формировать такую поведенческую модель, при которой отношения несимметричны, что проявляется в зависимости и доминировании.

Виды искажений мышления

Под «когнитивным искажением» понимают какие-то неправильные мысли, не соответствующие реальности. При этом человек убежден, что он прав. На основе этих суждений личность регулярно совершает одни и те же ошибки. Например, муж – добытчик, а бабушка должна печь пирожки.

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе || Реверсивный гендерный стереотип

Обычно такие искажения вызваны или давлением общества, или эволюционной адаптивностью. Фактически человек растет в каких-то условиях, привыкает к ним и принимает их как единственно верные. Из таких мыслей часто вырастают и гендерные предрассудки.

Одно из частых заблуждений, являющийся основой для мизогинии или сексизма. Большинство людей верят, что наш мир устроен справедливо, и каждый получает по своим способностям и умениям.

Наблюдая, как женщин унижают за их пол, человек полагает, что она этого заслужила своим поведением. Источник такого стереотипа ― счастливая жизнь. Подобным образом думают люди, не столкнувшиеся с жизненными проблемами.

Иллюзия корреляции

Основная особенность человеческого мышления. Современная личность не склонна верить в неизвестность, пустоту. Мы считаем, что знаем все, поэтому ищем очевидные объяснения непростым вещам.

Многие люди находят связь между двумя явлениями, потому что она кажется им очевидной на основе нескольких совпадений. Яркий пример ― все женщины глупые и хотят сидеть дома.

Массовый феномен, характерный для людей, регулярно читающих дискуссии на определенную тему. Означает явление, когда одна и та же мысль сначала кажется неправильной, но со временем приобретает все больший вес, если часто звучит и встречается в тематических дискуссиях.

Приведем пример. Положим, человек не подвержен гендерным стереотипам. Однако он попадает в неправильную компанию, где мнение дам не учитывают. Со временем мысль о том, что противоположный пол плох, становится родной и для него.

Это какая-либо мысль, пророчество на будущее, которое одним своим существованием влияет на реальность и может легко исполниться. Причем причина этого не в том, что говорящий был прав, а в том, что сама фраза уже несет в себе какой-то посыл.

Приведем пример из области гендерных стереотипов. Положим, женщина устроилась на работу. Ее начальник уверен, что она глупа, поэтому дает ей только самые легкие задания. В результате девушка и впрямь не может себя проявить, а со временем даже теряет профессиональные навыки.

Мужские гендерные стереотипы

Понятие гендера появилось в 1975 году. Его появление было вызвано разграничением социокультурных и конституциональных аспектов в дифференциации мужского и женского, связанных с понятием пола.

Гендер – это половая, социально-биологическая характеристика, указывающая на социально-психологические характеристики личности, связанные с полом. Указанное понятие отмечает социокультурное происхождение психологических различий.

Как социальная категория в понятие гендер входят гендерные стереотипы как устойчивые образы поведения и черт характера мужчин и женщин. Эти образы проявляются во всех сферах жизни человека. Гендерные стереотипы рассматриваются в общественном сознании как социальная «истина», применяемая при решении проблем.

Различают 3 группы стереотипов по гендерным различиям:

  1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность характеризуется активно-творческой деятельностью, а феминность позиционируется как пассивно-репродуктивное начало. Маскулинные и феминные характеристики противопоставляются и рассматриваются как противоположные и взаимодополнительные;
  2. Распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами. Значимой социальной ролью для женщины является роль матери, домохозяйки, а мужчины должны быть вовлеченными в общественную жизнь, они ответственные за собственную успешность и обеспечение семьи. Для мужчин наиболее значимыми социальными ролями являются профессиональные.
  3. Содержание труда. Труд женщин должен носить обслуживающий, исполнительский характер, чаще всего женщины работают в сфере здравоохранения, образования, торговли. Мужчины склонны к выполнению творческих и руководящих работ.
Особенность гендерных стереотипов в современном обществе || Реверсивный гендерный стереотип

В действии гендерного стереотипа важна поддержка межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества.

Гендерные стереотипы

Объяснение гендерных различий следует искать в социальных нормах, приписывающих людям различные типы поведения и интересы в соответствии с полом. Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности. Стереотип закрепления определенной роли за определенным полом человека влияет на возникновение гендерных конфликтов.

Гендерные стереотипы действуют как социальные нормы. Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, в ходе процесса дифференциации полов человеку, в зависимости от его пола, будут свойственны определенные интересы, модели поведения, психологические характеристики.

Стереотипы выполняют роль схем, при помощи которых мы замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие убеждения относительно полов. Они определяют статусные характеристики мужчин и женщин, фиксируя доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам. Давление стереотипов может привести к искажению в сознании индивида, нанести ущерб психологическому здоровью людей.

Исследователи выделяют ряд характеристик, общих как для социальных стереотипов, так и для гендерных:

  • согласованность проявляется в степени единства представлений группы;
  • схематичность;
  • эмоционально-оценочная нагрузка – способность к дифференциации аспектов стереотипа (когнитивного и аффективного). Она проявляется в позитивной оценки образа мужчины по сравнению с образом женщины;
  • характерная устойчивость стереотипов фиксируется в культурно-историческом происхождении типичных черт и особенностей;
  • неточность стереотипов характеризуется тем, что субъект утверждает, что какая-либо черта принадлежит какому-либо человеку, однако это может оказаться ошибкой.

Гендерные различия на самом деле не так велики, как внушают гендерные стереотипы. Существует тенденция преувеличивать различия между полами, таким образом, скрывается существующее значительное сходство в психологическом облике мужчин и женщин.

Проблема стереотипности на основе гендерных различий решается уже немалое количество лет. Гендерные стереотипы приобрели вид устойчивой системы, которые зафиксировались в сознании социума. Например, многие до сих пор придерживаются убеждения взаимосвязи пола и определенных качеств личности.

Приведем примеры подобных стереотипов. С раннего детства родители покупают своим сыновьям и дочерям вещи (соответственно) голубого или розового цвета. С момента взросления девочек учат быть аккуратными, а мальчиков – быть смелыми и сильными. Чаще всего мальчиков отправляют на футбольные секции или секции единоборств, а девочки занимаются гимнастикой или танцами.

Гендерные стереотипы отличаются жизнестойкостью, она закрепилась в сознании большей части населения, что способствует «передаче» стереотипов из поколения в поколение при социализации. Исходя из этого, необходимо проводить работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества.

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе || Реверсивный гендерный стереотип

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу.

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.Загорается желтый – дама стоит, зеленый– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе || Реверсивный гендерный стереотип

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

Основные группы

Относится скорее к чертам характера и интересам. Распределяет гендерные стереотипы между мужчинами и женщинами, приписывая одним смелость, храбрость и накачанное тело, а другим – худобу, нежность и трусость.

За отказ следовать таким мнениям девушек называют «мужиками» и, наоборот, говорят, что они ведут себя неправильно.

Помимо прочего, стереотипы о женщинах диктуют, чем они должны заниматься. К примеру, девушка должна хотеть пойти в офис, а парень ― на завод или стройку. В семье одни должны быть хранителями очага, а другие ― добытчиками.

Регулируются также интересы. Парни, к примеру, не могут смотреть аниме, а женщины ― собирать модели.

Еще одни правила, назначаемые обществом, – это определение профессии и последующей области деятельности. Мужчины должны идти в точные науки, а девушки ― быть секретаршами или работать в индустрии красоты.

Эти стереотипы самые опасные. Если человек пойдет на иную работу, он столкнется с сильной дискриминацией и неравенством.

Изучение ограничений восприятия

Начало изучения неравенства между полами и связанной с этим дискриминации появилось где-то в 1970-е годы, когда стереотипы о девушках стали противоречить волне равноправия. Общество осознало, что представители разных полов могут быть похожи.

Именно тогда появилось понятие стереотипа, и начались первые работы в этой отрасли. Изучения продолжаются до сих пор.

Часть ученых ведут свои работы на стыке биологии и психологии, стараясь доказать, что сексистские суждения имеют право на жизнь и обоснованы анатомически. Однако ни одно исследование в этом направлении не увенчалось успехом.

Люди стараются выяснить, чем вообще обосновано такое жесткое разделение на два гендера и присваивание им определенных характеристик. Пока есть две теории ― андроцентристская (принятие мужчины в качестве варианта по-умолчанию) и эволюционная (сексизм образовался в процессе эволюции).

Часть исследований писатели отразили в своих произведениях, уже ставших культовыми.

Отлично развенчивает огромную часть заблуждений о девушках и женщинах. Рассказывает, что человек любого пола может стать прекрасным экономистом и финансистом, показывает, что в истории есть не самые очевидные примеры.

Кроме того, затрагивает роль материнства, говорит о том, что хороший родитель не обязательно должен растворяться в своем ребенке и сидеть дома до его совершеннолетия.

Автор рассказывает, что от комплексов страдает большая часть людей. Она говорит, как справиться с низкой самооценкой и стать прекрасной, ничего в себе не меняя.

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе || Реверсивный гендерный стереотип

Поскольку гендерные стереотипы ― это полноценный набор характеристик, они затрагивают и внешность. От большинства девушек требуют быть идеально красивыми, иметь худое или подтянутое телосложение, идеальную кожу и длинные волосы.

Фундаментальный труд, автор которого провела огромную социологическую работу. Девушка проанализировала все труды и опросы в этой области, пообщалась с некоторыми знакомыми, сумевшими добиться успеха.

В итоге она развенчала большинство стереотипов и показала, из чего вырастают все эти «обязательные правила».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector