Расстройство аутистического спектра: причины, симптомы, лечение и осложненияСимптомы и лечение

Симптомы и первые признаки

Проявления заболевания можно проверить уже в первые годы жизни ребенка. При тщательном и внимательном анализе поведения малыша даже в самом юном возрасте можно выявить первые характерные признаки синдрома аутизма. Для этого заболевания есть особые психологические черты и особенности.

Основные характеристики болезни можно разделить на несколько основных категорий:

  • Нежелание создавать новые социальные контакты.
  • Нарушенные интересы или использование специальных игр.
  • Повторение типичных действий многократно.
  • Нарушение речевого поведения.
  • Изменение интеллекта и разный уровень психического развития.
  • Изменение собственного ощущения личности.
  • Нарушение психомоторных функций.

Нежелание создавать новые социальные контакты проявляется у малышей с самого рождения. Сначала детки неохотно отзываются на любые прикосновения со стороны самых близких людей. Даже объятия или поцелуи родителей не вызывают у малышей с аутизмом положительных эмоций. Такие дети со стороны кажутся чрезмерно спокойными и даже «холодными».

Малыши практически не отвечают на улыбки и не замечают «гримас», которые им делают родители или близкие родственники. Они часто фиксируют свой взгляд на каком-то объекте, который представляет для них сильный интерес.

Новорожденные детки с синдромом аутизма часами могут рассматривать игрушку или неотрывно смотреть в одну точку.

Выраженной радости от новых подарков малыши практически не испытывают. Детки первого года жизни могут относиться абсолютно нейтрально к любым новым игрушкам. Чаще всего от таких малышей трудно добиться даже улыбки в ответ на подарок. В лучшем случае, малыш-аутист просто повертит игрушку несколько минут в ручках, после чего отложит на неопределенный срок.

Дети старше года очень выборочно подходят к выбору близких для них людей. Обычно они выбирают не более двух человек. Это связано с нежеланием создавать близкие контакты, так как это приводит к выраженному дискомфорту для малыша.

Обычно в качестве «друга» они выбирают одного из родителей. Это может быть как папа, так и мама. В ряде случаев — бабушка или дедушка.

Они стараются всячески избегать любой травмирующей для их психики ситуации. Друзей малыши-аутисты практически не имеют. Трудности с приобретением новых знакомых они испытывают на протяжении всей жизни.

Первые серьезные проблемы у таких малышей появляются в возрасте 2-3 лет. Обычно в это время детей отдают в детский садик. Как правило, там и выявляют заболевание, так как не заметить характерные проявления болезни становится просто невозможным.

При посещении детского сада поведение малышей-аутистов резко выделяется. Они кажутся более замкнутыми, чем другие детки, могут держаться в стороне, часами играют с одной и той же игрушкой, выполняя какие-то стереотипные повторяющиеся движения.

Детки с аутизмом отличаются более отчужденным поведением. Большинство малышей практически ничего не просят. Если им что-то нужно, то они предпочитают это взять самостоятельно без посторонней помощи.

Малыши до трех лет могут плохо приучаться к горшку.

Если попросить ребенка дать вам игрушку или какой-то предмет, то чаще всего он не отдаст его в руки, а просто кинет на пол. Это является проявлением нарушенного восприятия любой коммуникации.

Малыши-аутисты не всегда отличаются полной пассивностью в новом незнакомом коллективе. Часто при попытках ввести больного ребенка в новое общество у него могут возникать яркие негативные вспышки гнева или агрессии по отношению к окружающим. Это является проявлением нарушения или вторжения в границы собственного и такого уютного, а главное, безопасного внутреннего мира для малышей с аутизмом. Расширение любых контактов может привести к сильнейшим вспышкам агрессии и ухудшению психического самочувствия.

Очень часто малыши с аутизмом остаются равнодушными к любым активным развлекательным занятиям. Они как бы находятся в своем собственном внутреннем мире. Вход в это личное пространство для других людей, как правило, закрыт. Любые попытки приучить ребенка к игре очень часто приводят к полному провалу этой затеи.

Малыши, страдающие аутизмом, выбирают 1-2 любимых игрушки, с которыми проводят огромное количество времени. Даже при наличии большого выбора различных игрушек, они полностью остаются к ним равнодушными.

При внимательном наблюдении за игрой ребенка с аутизмом можно заметить строгое повторение последовательности действий, которые он совершает. Если мальчик играет с корабликами, то очень часто он выстраивает все имеющиеся у него корабли в одну линию. Ребенок может сортировать их по размеру, по цвету или по каким-то особым для него признакам. Такое действие он совершает каждый раз перед игрой.

Все новые предметы, которые появляются в жизни малыша-аутиста, наносят ему сильную психическую травму. Даже перестановка мебели или игрушек может вызвать у малыша сильнейший приступ агрессии или, наоборот, ввести ребенка в состояние полной апатии. Лучше, чтобы все предметы стояли на своих местах постоянно. В таком случае малыш будет чувствовать себя более комфортно и спокойно.

Для девочек, которые больны аутизмом, также свойственно изменение формы игры. Обратите внимание, как малышка играет со своей куклой. Во время такого занятия она каждый день будет выполнять все движения и действия по установленному алгоритму. Например, она сначала расчешет волосы, затем умоет куклу, потом сменит одежду. И никогда наоборот! Все в строго установленной последовательности.

Такая системность действий у малышей с аутизмом обусловлена особенностью нарушенного психического поведения, а не характером. Если вы попробуете уточнить у малыша, зачем он каждый раз делает одни и те же действия, то ответа не получите. Ребенок просто не замечает, какие действия он производит. Для восприятия его собственной психики это является абсолютно нормальным.

Не всегда поведение малыша с аутизмом сильно отличается от манеры общения здорового ребенка. Такие детки со стороны выглядят абсолютно нормально, так как внешность малышей практически не изменяется.

Малыши с аутизмом часто не отстают в физическом развитии и совсем не отличаются по внешним признакам от их сверстников. Однако при более внимательном наблюдении за поведением ребенка можно выявить несколько отличающихся от обычного поведения действий.

Этот признак может проявляться по-разному:

  • Повторение счета или последовательное называние цифр. Часто малыши-аутисты считают многократно в течение всего дня. Такое занятие доставляет ребенку комфорт и даже положительные эмоции.
  • Повторение ранее кем-то сказанных слов. Например, после вопроса «сколько тебе лет?», малыш может несколько десятков раз повторить «мне 5 лет, 5 лет, 5 лет». Очень часто такие малыши повторяют одну фразу или слово не менее 10-20 раз.

В других случаях детки с аутизмом могут выполнять одно и то же действие на протяжении длительного времени. Например, они многократно выключают и включают свет. Некоторые малыши часто открывают или закрывают водопроводные краны.

Еще одной особенностью может быть постоянное заламывание пальцев или однотипные движения ножками и ручками. Такие типичные действия, повторенные многократно, приносят малышам спокойствие и умиротворение.

В более редких случаях малыши могут совершать другие однотипные действия, например, обнюхивать различные предметы. Многие ученые связывают это с тем, что происходят нарушения в тех зонах коры головного мозга, которые активны за восприятие запахов. Обоняние, осязание, зрение и вкусовое восприятие — эти сферы чувственного восприятия у малыша с аутизмом также часто повреждаются, и появляются различные проявления.

Расстройства речи возникают у малышей с аутизмом довольно часто. Степень выраженности проявлений бывает разной. При более легкой форме болезни, как правило, речевые нарушения выражены незначительно. При более тяжелом течении может наблюдаться полная задержка речевого развития и приобретение стойких дефектов.

Проявляться болезнь может по-разному. Часто малыши с аутизмом поздно начинают разговаривать. Как правило, после того, как ребенок произносит несколько первых слов, он может надолго замолчать. Лексикон малыша состоит всего из нескольких слов. Часто он повторяет их много раз в течение всего дня.

Особенностью речевого поведения у малыша старше двух лет является упоминание о предметах в третьем лице. Чаще всего ребенок назовет себя по имени или будет говорить, например, «девочка Оля». Местоимение «я» от ребенка с аутизмом практически никогда не услышать.

Если вы спросите малыша, хочет ли он купаться, то ребенок может ответить «он хочет купаться» или назвать себя по имени «Костя хочет купаться».

Очень часто малыши с аутизмом не отвечают на прямые вопросы, которые им адресуются. Они могут молчать или уходить от ответа, переводят разговор на другие темы или просто игнорируют. Такое поведение связано с болезненным восприятием новых контактов и попытке вторгнуться в личное пространство.

Речь детей более старшего возраста часто включает в себя множество интересных комбинаций и словосочетаний. Они прекрасно запоминают различные сказки и пословицы.

Малыш, страдающий аутизмом, легко может прочесть наизусть отрывок из поэмы Пушкина еще в пятилетнем возрасте или продекларировать сложное стихотворение.

У таких детей часто отмечается склонность к рифмованию. В более младшем возрасте малышам доставляет огромное удовольствие многократно повторять различные рифмы.

Комбинация слов может показаться абсолютно бессмысленной, а в некоторых случаях — даже бредовой. Однако малышам с аутизмом повторение таких рифм доставляет радость и положительные эмоции.

Долгое время считалось, что дети с аутизмом являются умственно отсталыми. Но это огромное заблуждение! Большое количество малышей-аутистов обладают высочайшим уровнем IQ.

При правильной коммуникации с ребенком можно заметить у него наличие высокого уровня интеллекта. Однако покажет он его далеко не каждому.

Особенность психического развития аутиста в том, что ему очень сложно сосредоточиться и быть целеустремленным в достижении конкретных целей.

У некоторых малышей наблюдаются дефекты логического восприятия. Они плохо выполняют задания на построение ассоциативного ряда.

Обычные абстрактные события малыш воспринимает хорошо, может с легкостью повторить последовательность или цепочку событий даже спустя длительное время. Нарушений долгой памяти у детей, страдающих аутизмом, не наблюдаются.

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

  • Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

  • Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

  • Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

  • Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

  • Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

  • Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

  • Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

  • Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

  • Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

  • Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

  • Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

Распространенность

Статистика заболеваемости аутизмом в США и Европе заметно отличается от российских данных. Это связано прежде всего с высокой выявляемостью больных детей за границей. Зарубежные врачи и психологи используют многочисленные опросники и диагностические поведенческие тесты, которые позволяют им достаточно точно поставить верный диагноз у малышей любого возраста.

В России же статистические данные совсем другие. Зачастую не у всех малышей вовремя и в раннем возрасте выявляются первые симптомы заболевания. Российские дети, которые страдают аутизмом, часто остаются просто замкнутыми малышами.

Распространенность болезни составляет не более 3%. Наиболее часто аутизмом болеют мальчики. Обычно это соотношение — 4:1. Девочки из семей, где регистрируются много случаев аутизма у родственников, также могут болеть этим психическим заболеванием.

Наиболее часто первые яркие симптомы болезни выявляются только к трем годам. Заболевание, как правило, проявляется еще в более раннем возрасте, однако до 3-5 лет остается в большинстве случаев нераспознанным.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

  • Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.

  • Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

  • Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Расстройство спектра аутизма не имеет ни одной известной причины. Учитывая сложность расстройства и тот факт, что симптомы и тяжесть меняются, существует, вероятно, много причин. Роль и генетики, и окружающей среды.

  • Генетика. Несколько различных генов, по-видимому, участвуют в расстройстве спектра аутизма. Для некоторых детей расстройство спектра аутизма может быть связано с генетическим расстройством, таким как синдром Ретта или хрупкий синдром Х. Для других детей генетические изменения (мутации) могут увеличить риск расстройства спектра аутизма. Другие гены могут влиять на развитие мозга или способ обмена данными с клетками мозга, или они могут определять тяжесть симптомов. Некоторые генетические мутации кажутся унаследованными, тогда как другие происходят спонтанно.
  • Факторы окружающей среды. Исследователи в настоящее время изучают, влияют ли такие факторы, как вирусные инфекции, лекарства или осложнения во время беременности, или загрязнители воздуха, влияющие на расстройство аутистического спектра.

Одно из величайших противоречий в расстройстве спектра аутистического спектра заключается в том, существует ли связь между расстройством и детскими вакцинами. Несмотря на обширные исследования, никакое надежное исследование не показало связи между расстройством спектра аутизма и любыми вакцинами. Фактически, первоначальное исследование, которое вызвало дискуссию несколько лет назад, было убрано из-за плохого дизайна и сомнительных методов исследования.

Избегая прививок для детей, вы можете помещать вашего ребенка и других людей в опасность заражения и распространения серьезных заболеваний, включая коклюш (коклюш), корь или эпидемический паротит.

Дают ли ребенку инвалидность?

На сегодняшний день ученые так и не определились с единым мнением на этот вопрос. В развитии аутизма многие специалисты считают виновными несколько генов, которые и обуславливают нарушение в работе некоторых отделов коры головного мозга. Часто при анализе случаев заболевания становится очевидной сильно выраженная наследственность.

Еще одной теорией болезни считается мутационная. Ученые полагают, что причиной заболевания могут стать разнообразные мутации и поломки в генетическом аппарате конкретного индивидуума.

К этому могут привести различные факторы:

  • воздействие ионизирующего излучения на плод во время беременности матери;
  • инфицирование бактериальными или вирусными инфекциями плода во время внутриутробного развития;
  • воздействие опасных химических веществ, которые обладают тератогенным действием на будущего ребенка;
  • хронические заболевания нервной системы у матери, при которых она длительное время принимала различные симптоматические психотропные препараты.

Такие мутагенные воздействия по данным американских специалистов довольно часто приводили к различным расстройствам, характерным для аутизма.

Генные или мутационные нарушения, которые лежат в основе заболевания, в конечном итоге приводят к появлению специфического повреждения отдельных участков центральной нервной системы. В результате этого нарушается слаженная работа между различными нейронами, ответственными за социальную интеграцию.

Также наблюдается изменение функций зеркальных клеток головного мозга, что приводит к появлению специфичных симптомов аутизма, когда малыш может многократно совершать какое-либо однотипное действие и проговаривать отдельные фразы по несколько раз.

Ученые отмечают выраженную генетическую закономерность в возможности наследования заболевания. Существуют также теории о наличии особых генов, которые ответственны за развитие болезни у малышей, в чьих семьях были ранее установлены случаи аутизма.

Аутисты могут иметь здоровых детей. Наследование генов происходит еще на этапе внутриутробного развития. Если малыш родился в семье, где только один из родителей болен аутизмом, то он вполне может оказаться здоровым.

Если оба родителя болеют аутизмом, возможность рождения больного ребенка составляет 25%, а вероятность рождения ребенка-носителя этого гена — 50%. Эта болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному признаку.

Если в таких семьях рождается больше, чем один малыш, то риск появления на свет больных малышей может возрастать. Также он повышается при воздействии различных провоцирующих факторов на будущего ребенка во время внутриутробного развития в организме беременной мамочки.

Для определения скрытого аутизма у новорожденных применяется метод «пяточка». Он позволяет предположить наличие данного психического заболевания у малыша. Проводится обычно он у родителей-аутистов или в тех случаях, когда есть подозрение на возможность развития заболевания у рожденного ребенка.

В России диагноз «аутизм» предусматривает установление группы инвалидности. Однако выставляется она не всем малышам. В нашей стране применяются специальные медико-социальные критерии, которые учитывают различные факторы.

Решение об установлении группы принимается строго коллегиально. В этом участвуют специалисты сразу нескольких специальностей: врач-психиатр, психолог, реабилитолог.

Для того чтобы у ребенка установили группу инвалидности, требуется предоставление в органы медико-социальной экспертизы всей необходимой медицинской документации. В детской карточке малыша обязательно должны присутствовать заключения наблюдавшего его врача-психиатра и детского психолога. В этом случае врачи-эксперты могут иметь более информативную картинку о давности заболевания.

Перед прохождением медико-социальной экспертизы малышу часто назначаются дополнительные анализы и обследования. Это могут быть как различные лабораторные тесты, так и проведение специализированных исследований головного мозга, которые позволяют уточнить характер и степень нарушений. Обычно в нашей стране назначают ЭЭГ или электроэнцефалографию головного мозга.

С помощью этого метода можно установить различные нарушения проведения нервных импульсов в коре полушарий. Метод является достаточно информативным и довольно часто применяется в детской психиатрической и неврологической практике.

Не при всех формах аутизма может устанавливаться группа инвалидности. Как правило, она определяется при наличии стойких нарушений нервной деятельности, которые приводят к выраженной дезадаптации малыша.

Уровень психического развития и интеллекта также значительно влияют на прогноз течения болезни и установлении группы.

Аутизм — заболевание, которое в большинстве случаев протекает без стойких периодов ремиссии. Это приводит к тому, что группу инвалидности, как правило, устанавливают на всю жизнь.

Дети-инвалиды по психическим заболеваниям в обязательном порядке должны проходить целый комплекс реабилитационных мероприятий. С такими малышами занимаются логопеды, психологи, врачи-реабилитологи. Курс реабилитации обычно рассчитан на достаточно долгий срок, так как лечение заболевания проводится на протяжении всей жизни человека, страдающего аутизмом.

Родители, которые сталкивались с установлением группы инвалидности своему малышу, часто отмечают некоторые сложности при проведении медико-социальной экспертизы. Наиболее часто они отмечают: огромное количество предварительно подготовленной медицинской документации и длительные очереди на освидетельствование. Не всегда группа инвалидности устанавливалась при первичном обращении. Зачастую только со второй или третьей попытки врачи-эксперты принимали положительное решение о наличии инвалидизирующих признаков у ребенка.

Установление группы является весьма сложной и зачастую спорной задачей. Однако для малышей с аутизмом этот шаг часто является вынужденным, но действительно необходимым. Для проведения полноценных занятий с ребенком требуются достаточно большие финансовые затраты: обучение с психологом, консультации у логопеда, курсы иппотерапии, применение специальных психотропных лекарств. Все это без группы инвалидности становится очень затруднительным и финансово обременительным для многих семей.

Факторы риска

аутизм у ребенка

Увеличивается число детей с диагнозом расстройства спектра аутизма. Неясно, происходит ли это из-за лучшего обнаружения и отчетности или реального увеличения числа случаев или того и другого.

Расстройство спектра аутизма затрагивает детей всех рас и национальностей, но определенные факторы увеличивают риск ребенка. Они могут включать:

  • Пол вашего ребенка. У мальчиков примерно в четыре раза чаще развивается расстройство спектра аутизма, чем у девочек.
  • История семьи. Семьи, у которых есть один ребенок с расстройством спектра аутизма, имеют повышенный риск заражения другим ребенком. Также не редкость для родителей или родственников ребенка с расстройством спектра аутизма иметь небольшие проблемы с самими социальными или коммуникационными навыками или заниматься определенным поведением, характерным для этого расстройства.
  • Другие расстройства. Дети с определенными заболеваниями имеют более высокий, чем обычно, риск расстройства аутистического спектра или симптомов, подобных аутизму. Примеры включают хрупкий синдром Х, наследственное расстройство, которое вызывает интеллектуальные проблемы; туберкулезный склероз, состояние, при котором в головном мозге развиваются доброкачественные опухоли; и синдром Ретта, генетическое состояние почти исключительно у девочек, что приводит к замедлению роста головы, умственной неполноценности и потери целенаправленного использования рук.
  • Чрезвычайно недоношенные дети. Младенцы, родившиеся до 26 недель беременности, могут иметь больший риск расстройства спектра аутизма.
  • Возраст родителей. Возможно, существует связь между детьми, родившимися от родителей старшего возраста, и расстройством спектра аутизма, но для установления этой связи необходимы дополнительные исследования.

В каком возрасте чаще всего диагностируют болезнь?

До года

Малыши с проявлениями аутизма плохо реагируют на любые попытки обращения к ним, особенно по имени. Дети долгое время не лепечут и не произносят первые слова.

Эмоции ребенка достаточно обеднены. Жестикуляция также значительно снижена. Малыш, который болен аутизмом, производит впечатление очень спокойного ребенка, который мало плачет и практически не просится на ручки. Любые контакты с родителями и даже мамой не доставляют ребенку сильных положительных эмоций.

Новорожденные малыши и груднички практически не выражают различные эмоции на лице. Такие детки кажутся даже несколько отреченными. Часто на попытки вызвать у малыша улыбку, он не меняется в лице или воспринимает эту попытку достаточно холодно. Такие детки очень любят рассматривать различные предметы. Их взгляд останавливается на каком-то предмете на очень долгое время.

Малыши часто стараются выбирать одну или пару игрушек, с которыми могут проводить практически весь день. Для игр им абсолютно не требуется никто из посторонних. Они прекрасно чувствуют себя наедине с самим собой. Иногда попытки вторгнуться в их игру может вызвать приступ паники или агрессии.

Нарушений интеллекта в этом возрасте, как правило, не бывает. Большинство малышей не отстают от сверстников по уровню физического или психического развития.

До 3 лет

В возрасте до 3 лет симптомы ограничения собственного пространства начинают проявляться в большей степени.

Играя на улице, малыши категорически отказываются играть в одной песочнице с другими детьми. Все предметы и игрушки, которые принадлежат ребенку с аутизмом, принадлежат только ему.

Малыши отказываются поделиться чем-то и стараются уйти от любых ситуаций, которые провоцируют такие ситуации.

Такие дети со стороны кажутся очень закрытыми и «себе на уме». Чаще всего к полутора годам они могут произнести только несколько слов. Однако это бывает не у всех малышей. Часто они повторяют различные словесные комбинации, которые не несут большой смысловой нагрузки.

После того, как ребенок произнес первое слово, он внезапно может замолчать и практически не разговаривать на протяжении достаточно долгого времени.

Малыши, страдающие аутизмом, практически никогда не отвечают на заданные им вопросы. Только с самыми близкими для них людьми они могут произнести несколько слов или ответить в третьем лице на вопрос, к ним адресованный.

Очень часто такие детки стараются отводить глаза и не смотрят на собеседника. Даже если ребенок ответит на вопрос, то он никогда не употребит слово «я». Малыши с аутизмом определяют себя, как «он» или «она». Многие детки просто называют себя по имени.

Для некоторых малышей характерны проявления стереотипных действий. Они могут сильно раскачиваться на стуле. Замечания родителей о том, что так делать неправильно или некрасиво, не вызывает у ребенка никакого отклика. Это связано не с желанием продемонстрировать свой характер, а просто с нарушением восприятия собственного поведения. Малыш действительно не замечает и не видит в своем действии ничего неправильного.

У некоторых малышей могут наблюдаться проблемы с мелкой моторикой. При попытках взять какие-либо небольшие предметы со стола или пола, ребенок делает это очень неуклюже.

Зачастую малыши не могут хорошо сжимать ладошки. Такое нарушение мелкой моторики в обязательном порядке требует проведения специальных занятий, которые направлены на улучшение этого навыка.

При несвоевременном проведении коррекции у ребенка могут появиться нарушения письма, а также появление жестикуляции, несвойственной для обычного малыша.

Малыши-аутисты очень любят играть с водопроводными кранами или выключателями. Им также очень нравится открывать и закрывать двери. Любые однотипные движения вызывают у ребенка отличные эмоции. Такие действия он может выполнять сколько угодно долго, пока не вмешаются родители. При выполнении этих движений малыш абсолютно не замечает, что выполняет их многократно.

Малыши-аутисты кушают только те продукты, которые им нравятся, играют самостоятельно и практически не знакомятся с другими детьми. Многие окружающие ошибочно считают таких малышей слишком избалованными. Это огромное заблуждение!

Раньше считалось, что дети с аутизмом имеют определенные черты лица. Часто такие особенности назывались аристократическими формами. Считалось, что у аутистов более тонкий и удлиненный нос. Однако это совсем не так.

На сегодняшний день достоверно не установлена связь между особенностями строения лица и наличием аутизма у ребенка. Такие суждения являются всего лишь домыслами и не умеют научных доказательств.

От 3 до 6 лет

В этом возрасте наблюдается пик заболеваемости аутизмом. Детей начинают отводить в детский сад, где и становятся заметными нарушения в социальной адаптации.

Малыши с аутизмом воспринимают утренние походы в дошкольное образовательное учреждение без выраженного восторга. Они бы с большей охотой остались дома, чем покинули привычное для них безопасное жилище.

Малыш, страдающий аутизмом, практически не знакомится с новыми друзьями. В лучшем случае у него появляется один новый знакомый, который становится лучшим другом.

Ребенок старается придумать какую-то волшебную историю или сказку, объясняющую, почему он должен ходить в этот детский сад. Тогда он становится главным действующим лицом этого действия. Однако посещения детского сада не доставляет малышу никакого удовольствия. Он плохо ладит со сверстниками и практически не слушается воспитателей.

Все вещи в личном шкафчике малыша обычно сложены им строго по порядку. Это становится хорошо заметно со стороны. Такие детки не выносят никакого хаоса и разбросанных вещей. Любое нарушение упорядочения структуры может вызвать у них приступ апатии, а некоторых случаях — агрессивного поведения.

Попытки насильно заставить ребенка познакомиться с новыми малышами в группе может вызвать у него сильнейший стресс.

Зачастую справиться с «особенным» малышом воспитатели детского сада просто не могут. Многие особенности нарушенного поведения педагогические работники воспринимают как излишнюю избалованность и особенности характера. В этих случаях требуется обязательная работа медицинского психолога, который будет ежедневно работать с ребенком в дошкольном учреждении.

Старше 6 лет

Малыши с аутизмом в России посещают обычные школы. В нашей стране для таких детей отсутствуют специализированные образовательные программы. Обычно детки, страдающие аутизмом, хорошо учатся. У них наблюдается склонность к различным дисциплинам. Многие ребята даже показывают высочайший уровень владения предметом.

Такие детки часто сосредотачиваются на каком-то одном предмете. По другим же дисциплинам, которые не находят отклика во внутреннем мире ребенка, они могут иметь весьма посредственную успеваемость.

Малыши с аутизмом достаточно плохо концентрируются, а также отличаются недостаточной концентрацией внимания сразу на нескольких предметах одновременно.

Малыши могут часами играть на различных музыкальных инструментах. Некоторые детки даже самостоятельно сочиняют различные произведения.

Дети, как правило, стараются вести достаточно замкнутый образ жизни. У них мало друзей. Они практически не посещают различных развлекательных мероприятий, на которых может присутствовать огромное количество людей. Нахождение дома для них более комфортно.

Очень часто у малышей наблюдается приверженность к определенным продуктам питания. В большинстве случаев, возникшая в раннем детском возрасте. Малыши, страдающие аутизмом, кушают в строго отведенное время по собственному графику. Все приемы пищи сопровождаются выполнением какого-то определенного ритуала.

Они часто едят только из привычных для них тарелок, стараются избегать посуды новых цветов. Все столовые приборы обычно раскладываются ребенком на столе в строго определенной последовательности.

Малыши с проявлениями аутизма могут весьма успешно окончить школу, показывая отличные знания по какой-то одной дисциплине.

По статистике, наибольшее количество случаев впервые зарегистрированного заболевания приходится на возраст 3-4 года. Именно в это время начинают ярко проявляться симптомы социальной дезадаптации малыша.

Существуют научные предположения, которые говорят о том, что при разработке более совершенных диагностических критериев выявлять случаи аутизма у детей в более раннем возрасте будут гораздо проще.

Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших.

На сегодняшний день специфического лечения заболевания не разработано. Генетическая предрасположенность болезни обуславливает невозможность создания одной уникальной таблетки, которая привела бы к полному выздоровлению.

Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.

Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.

Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.

Проблемы

Очень часто у малышей с аутизмом встречаются не только нарушения в поведении, но и различные патологические проявления со стороны внутренних органов.

Проявляются в виде возможных поносов или запоров, которые практически не зависят от продуктов питания, которые получает ребенок. Дети с аутизмом имеют особые вкусовые предпочтения. Для нормализации неблагоприятных проявлений и нарушений стула эффективно применяется безглютеновая диета. Такое питание, в котором ограничено количество глютена, способствует слаженной работе органов желудочно-кишечного тракта и уменьшает негативные симптомы несварения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Больше о диете при аутизме вы можете узнать, посмотрев следующее видео.

Нарушения сна

Малыши обладают практически одинаковой активностью днем и ночью. Таких детей очень трудно уложить спать. Даже если они засыпают, то могут проспать в течение всего нескольких часов. Очень часто малыши просыпаются очень рано утром. В дневное время они могут отказываться от сна. В ряде случаев при воздействии сильных психотравмирующих ситуаций, может усилиться бессонница или появиться кошмарные сновидения, которые еще больше способствуют нарушению общего самочувствия ребенка.

Диагностика

Врач вашего ребенка будет искать признаки задержки развития при регулярных осмотрах. Если ваш ребенок проявляет какие-либо симптомы расстройства спектра аутизма, вас, скорее всего, направят к специалисту, который лечит детей с расстройством спектра аутизма, таких как детский психиатр или психолог, педиатрический невролог или педиатр развития для оценки.

Поскольку расстройство спектра аутизма сильно варьируется в симптомах и тяжести, постановка диагноза может быть затруднена. Для определения расстройства не существует специального медицинского теста. Вместо этого специалист может:

  • Наблюдайте за своим ребенком и спрашивайте, как развивались и изменялись со временем социальные взаимодействия вашего ребенка, коммуникативные навыки и поведение
  • Дайте вашим детям тесты, касающиеся слуха, речи, языка, уровня развития, а также социальных и поведенческих проблем
  • Представьте структурированные социальные и коммуникационные взаимодействия с вашим ребенком и оцените производительность
  • Используйте критерии в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), опубликованном Американской психиатрической ассоциацией
  • Включить других специалистов в определение диагноза
  • Рекомендовать генетическое тестирование, чтобы определить, имеет ли ваш ребенок генетическое заболевание, такое как синдром Ретта или хрупкий синдром Х

Диагностировать заболевание достаточно трудно. В России диагноз «аутизм» чаще всего будет выставлен при обнаружении следующих психологических нарушений:

  • социальная дезадаптация ребенка в окружающей среде;
  • выраженные сложности с налаживанием новых коммуникаций и контактов с другими людьми;
  • многократное повторение типичных действий или слов на протяжении длительного периода времени.

Если течение заболевания протекает в типичном или классическом варианте, то вышеуказанные признаки возникают в 100% случаев. Такие малыши требуют обязательной консультации у врача-психиатра, а при необходимости развернутого консилиума с привлечением специалистов смежных специальностей, которые работают с детьми-аутистами.

Во время более детального обследования врачи стараются определить наличие или отсутствие также не только основных признаков, но и дополнительных. Для этого они используют несколько классификаций болезней.

При аутизме применяют:

  • МКБ-X — основной рабочий документ для русских специалистов.
  • Рубрикатор DSM-5 или Diagnostic Statistical Manual of mental disorders (Справочник по диагностике и статистике психиатрических заболеваний) применяется психиатрами всего мира, в том числе в Европе и Соединенных Штатах.

Также обязательно проводится интервью с родителями. Это исследование позволяет уточнить наличие и характер нарушений в поведении ребенка, которые вызывают у них беспокойство.

С родителями проводят интервью сразу несколько врачей-психиатров, а также медицинский психолог. Такие методы диагностики в основном применяются только в Европе и в США. В России, к сожалению, диагностика аутизма находится в крайне плачевном состоянии.

Малыши с этим заболеванием длительное время остаются необследованными.

С течением времени у них усиливаются негативные проявления социальной дезадаптации, может нарастать апатия и неспособность налаживать контакты с окружающими людьми. В нашей стране еще не разработаны рабочие критерии диагностики, по которым бы легко устанавливался подобный диагноз. В связи с этим случаев установления правильного и своевременного диагноза достаточно мало.

Провести полноценное обследование дома практически невозможно. Во время такого тестирования можно получить лишь приблизительный ответ. Диагноз «аутизм» может поставить лишь врач-психиатр. Для этого он использует несколько различных тестов, которые применяются для диагностики болезни, а также различные другие методики, позволяющие уточнить степень и уровень поражения.

Для постановки диагноза требуется многоступенчатое проведение медицинского освидетельствования на предмет наличия у малыша аутизма.

Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.

Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

лечение

Расстройство аутистического спектра: причины, симптомы, лечение и осложненияСимптомы и лечение

Никакого лечения не существует для расстройства спектра аутизма, и нет никакой одноразовой терапии. Цель лечения – максимизировать способность вашего ребенка функционировать, уменьшая симптомы нарушения спектра аутизма и поддерживая развитие и обучение. Раннее вмешательство в дошкольные годы может помочь вашему ребенку научиться критическим социальным, коммуникабельным, функциональным и поведенческим навыкам.

Ряд домашних и школьных процедур и вмешательств для расстройства спектра аутизма может быть подавляющим, и потребности вашего ребенка могут со временем меняться. Ваш врач может рекомендовать варианты и помочь определить ресурсы в вашем регионе.

Если у вашего ребенка диагностируется расстройство спектра аутизма, поговорите с экспертами о создании стратегии лечения и создайте команду профессионалов для удовлетворения потребностей вашего ребенка.

Варианты лечения могут включать:

  • Поведение и коммуникационная терапия. Многие программы касаются ряда социальных, языковых и поведенческих трудностей, связанных с расстройством спектра аутизма. Некоторые программы направлены на снижение проблемного поведения и обучение новым навыкам. В других программах основное внимание уделяется обучению детей тому, как действовать в социальных ситуациях или лучше общаться с другими. Прикладной анализ поведения (ABA) может помочь детям освоить новые навыки и обобщить эти навыки в нескольких ситуациях посредством системы мотивации на основе вознаграждения.
  • Образовательная терапия. Дети с расстройством спектра аутизма часто хорошо реагируют на высоко структурированные образовательные программы. Успешные программы обычно включают в себя группу специалистов и различные мероприятия для улучшения социальных навыков, общения и поведения. Дети дошкольного возраста, которые получают интенсивные индивидуальные поведенческие вмешательства, часто демонстрируют хороший прогресс.
  • Семейная терапия. Родители и другие члены семьи могут научиться играть и взаимодействовать со своими детьми таким образом, чтобы продвигать навыки общения, управлять проблемным поведением и преподавать повседневные жизненные навыки и общение.
  • Другие методы лечения. В зависимости от потребностей вашего ребенка может быть полезной логопедия для улучшения навыков общения, профессиональной терапии для обучения повседневной жизни и физической терапии для улучшения движения и баланса. Психолог может рекомендовать способы решения проблемного поведения.
  • Лекарственные препараты. Никакие лекарства не могут улучшить основные признаки расстройства спектра аутизма, но конкретные лекарства могут помочь контролировать симптомы. Например, некоторые лекарства могут быть назначены, если ваш ребенок гиперактивен; антипсихотические препараты иногда используются для лечения тяжелых поведенческих проблем; и антидепрессанты могут быть назначены для беспокойства. Держите всех поставщиков медицинских услуг в курсе любых лекарств или дополнений, которые принимает ваш ребенок. Некоторые лекарства и добавки могут взаимодействовать, вызывая опасные побочные эффекты.

Помимо расстройства спектра аутизма, дети, подростки и взрослые также могут испытать:

  • Медицинские проблемы со здоровьем. Дети с расстройством спектра аутизма могут также иметь медицинские проблемы, такие как эпилепсия, расстройства сна, ограниченные пищевые предпочтения или проблемы с желудком. Попросите врача вашего ребенка, как наилучшим образом управлять этими состояниями вместе.
  • Проблемы с переходом на взрослую жизнь. Подростки и молодые люди с расстройством спектра аутизма могут испытывать трудности с пониманием изменений тела. Кроме того, социальные ситуации становятся все более сложными в подростковом возрасте, и может быть меньше терпимости к индивидуальным различиям. Проблемы поведения могут быть сложными в подростковом возрасте.
  • Другие психические расстройства. Подростки и взрослые, страдающие расстройством спектра аутизма, часто испытывают другие нарушения психического здоровья, такие как беспокойство и депрессия. Ваш врач, специалист в области психического здоровья, а также общественные организации и организации по оказанию помощи могут предложить помощь.

Дети с расстройством спектра аутизма обычно продолжают учиться и компенсировать проблемы на протяжении всей жизни, но большинство из них по-прежнему будет нуждаться в некоторой поддержке. Планирование будущих возможностей вашего ребенка, таких как занятость, колледж, жизненная ситуация, независимость и услуги, необходимые для поддержки, могут сделать этот процесс более плавным.

Альтернативная медицина

Поскольку расстройство спектра аутизма невозможно излечить, многие родители ищут альтернативные или дополнительные методы лечения, но эти методы лечения мало или вообще не показывают, чтобы показать, что они эффективны. Вы могли бы непреднамеренно усилить негативное поведение. И некоторые альтернативные методы лечения потенциально опасны.

Поговорите с врачом вашего ребенка о научных доказательствах любой терапии, которую вы рассматриваете для своего ребенка.

Копирование и поддержка

Воспитание ребенка с расстройством спектра аутизма может быть физически истощающим и эмоционально истощающим. Эти предложения могут помочь:

  • Найдите команду доверенных специалистов. Команда, координируемая вашим врачом, может включать в себя социальных работников, учителей, терапевтов и управляющего делами или координатора обслуживания. Эти специалисты могут помочь определить и оценить ресурсы в вашем регионе и объяснить финансовые услуги, а также государственные и федеральные программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями.
  • Ведите учет посещений с поставщиками услуг. У вашего ребенка могут быть посещения, оценки и встречи со многими людьми, вовлеченными в его или ее уход. Храните организованный файл этих собраний и отчетов, чтобы помочь вам выбрать варианты лечения и следить за прогрессом.
  • Узнайте о расстройстве. Существует множество мифов и неправильных представлений о расстройстве спектра аутизма. Изучение истины может помочь вам лучше понять вашего ребенка и его или ее попытки общаться.
  • Найдите время для себя и других членов семьи. Уход за ребенком с расстройством спектра аутизма может усилить ваши личные отношения и вашу семью. Чтобы избежать выгорания, найдите время, чтобы расслабиться, заняться спортом или насладиться любимыми занятиями. Постарайтесь запланировать один-на-один время с другими детьми и планировать ночные дни с супругом или партнером – даже если это просто просмотр фильма вместе после того, как дети ложатся спать.
  • Ищите другие семьи детей с расстройством спектра аутизма. Другие семьи, борющиеся с проблемами расстройства спектра аутизма, могут получить полезные советы. В некоторых общинах есть группы поддержки для родителей и братьев и сестер детей с расстройством.
  • Спросите своего врача о новых технологиях и методах лечения. Исследователи продолжают изучать новые подходы к помощи детям с расстройством спектра аутизма. См. Веб-сайт Центров по контролю и профилактике заболеваний, посвященный расстройствам спектра аутизма, для полезных материалов и ссылок на ресурсы.

Подготовка к назначению

Расстройство аутистического спектра: причины, симптомы, лечение и осложненияСимптомы и лечение

Медицинский работник вашего ребенка будет искать проблемы с развитием при регулярных проверках. Упомяните о любых проблемах, которые вы испытываете во время вашего назначения. Если ваш ребенок проявляет какие-либо признаки расстройства спектра аутизма, вас, скорее всего, направят к специалисту, который лечит детей с расстройством для оценки.

Приведите члена семьи или друга с собой на встречу, если это возможно, чтобы помочь вам запомнить информацию и эмоциональную поддержку.

Вот некоторая информация, которая поможет вам подготовиться к встрече.

Перед назначением ребенка составите список:

  • Любые лекарства, включая витамины, травы и безрецептурные лекарства, которые принимает ваш ребенок, и их дозы.
  • Любые проблемы, которые вы испытываете о развитии и поведении вашего ребенка.
  • Когда ваш ребенок начал говорить и достигал основных этапов развития. Если у вашего ребенка есть братья и сестры, также делитесь информацией о том, когда они достигли своих вех.
  • Описание того, как ваш ребенок играет и взаимодействует с другими детьми, братьями и сестрами и родителями.
  • Вопросы, чтобы попросить врача вашего ребенка максимально использовать ваше время.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Кроме того, может быть полезно принести:

  • Заметки о любых наблюдениях от других взрослых и лиц, осуществляющих уход, таких как няни, родственники и учителя. Если ваш ребенок был оценен другими специалистами здравоохранения или ранним вмешательством или школьной программой, принесите эту оценку.
  • Запись основных этапов развития для вашего ребенка, таких как детская книга или календарь для детей, если таковая имеется.
  • Видео необычного поведения или движений вашего ребенка, если оно у вас есть.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector