Признаки умственной отсталости у подростков

Причины возникновения

Олигофрения может быть как врожденной, так и приобретенной в раннем детстве. Поскольку эта болезнь изучается специалистами уже очень давно, они успели установить конкретные причины развития патологии.

Особняком среди них стоит употребление алкоголя и наркотиков обоими родителями, в особенности матерью во время беременности. Из тех факторов, что сильно увеличивают вероятность развития олигофрении уже после рождения, больше всего выделяется недостаточное питание, отрицательно сказывающееся на формировании нервной системы и высшей психической деятельности.

Среди других распространенных факторов риска можно выделить следующие:

  • Употребление сильнодействующих лекарств, угнетающих развитие нервной системы как во время беременности, так и в детском возрасте.
  • Тяжелые инфекционные заболевания во время вынашивания плода – скарлатина, краснуха, грипп и так далее.
  • Неправильный обмен веществ в организме матери.
  • Родовые травмы головного мозга.
  • Случаи заболевания олигофренией в истории семьи.
  • Фенилкетонурия и другие патологии белкового обмена в организме родившегося ребенка.
  • Чрезмерная техногенная загрязненность окружающей среды.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Симптоматика

Чем раньше будет обнаружена умственная отсталость у ребенка, тем лучше для него, ведь тогда специалисты смогут изначально правильно построить процесс обучения и максимально расширить возможности для нормального будущего маленького пациента. Тем не менее, тревожные признаки намного быстрее могли бы заметить те, кто в них обычно не очень ориентируется – родители.

Совершенно очевидно, что любой олигофрен отличается существенно сниженным интеллектом и неспособностью нормально адаптироваться в обществе, однако есть и другие характерные маркеры:

  • Регулярное немотивированное поведение. Олигофрен даже сам для себя не всегда может объяснить, почему он ведет себя странно. Ярким примером могут выступить как резкие смены настроения, так и неадекватно яркая (или блеклая) реакция на происходящее вокруг.
  • Подверженность внешнему внушению при формировании мнения. Поскольку мышление у олигофрена недоразвито, он не способен выстраивать сложные логические цепочки, и потому у него практически нет собственных умозаключений или выводов, а следовательно, и собственного мнения тоже нет. Вся информация, что у него есть, была получена извне, поэтому он вряд ли станет спорить с любой новой информацией, даже если здоровому человеку она покажется абсурдной. Единственное, в чем такой ребенок абсолютно уверен, так это в собственной правоте в любой ситуации.
  • Неспособность прогнозировать. Из-за неумения строить даже простые логические цепочки олигофрен не может предсказать действия окружающих даже в самых простых ситуациях. Этому еще больше способствует то, что умственно отсталый человек не умеет проводить аналогии, поэтому даже ранее приобретенный опыт он не использует, если ситуация тогда и сейчас отличается хотя бы чем-то.
  • Высокая импульсивность.
  • Плохая обучаемость. Даже самые простые навыки и умения привить больному ребенку очень тяжело. Он либо категорически не понимает того, что ему объясняют, либо слишком быстро забывает усвоенное, причем глобально.
  • Неспособность адаптироваться в коллективе. Причин данного явления может быть множество, в том числе никак не связанных с олигофренией, но если речь идет именно о ребенке с диагностированной умственной отсталостью, то одной из основных причин является то, что из-за своей плохой памяти малыш никогда не осваивается в коллективе. Окружение фактически каждый день снова оказывается незнакомым для него, ведь ему тяжело запомнить даже минимальную информацию о товарищах, начиная с имен и интересов. Олигофрен не умеет прогнозировать реакцию окружающих на свои действия, поэтому с легкостью обижает потенциальных друзей, хоть и делает это неосознанно. Острое неприятие даже обоснованной критики в свой адрес и проблемы с речью только увеличивают пропасть, тем более что дети по своей природе жестоки и запросто могут высмеять чудаковатого малыша.
  • Постоянное сбивание режима дня. Данный фактор также не обязательно указывает на олигофрению, однако у ребенка с умственной отсталостью это связано с тем, что он не запоминает порядок задач и процедур, которые нужно выполнить в течение дня. Он не может планировать собственный день, поэтому срывает запланированное расписание, если за ним не следить.
  • Неспособность эффективно учиться. Ребенок получает оценки куда худшие, нежели в среднем в его классе, не способен долгое время сидеть на одном месте, не отличается внимательностью и быстро устает.
  • Комплекс сопутствующих заболеваний, также спровоцированных нарушениями развития нервной системы: головные боли, судороги, нервный тик и паралич.

При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.

Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:

  • Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
  • Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
  • Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
  • Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
  • Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.

Признаки умственной отсталости у подростков

Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:

  • Трудности с участием в командных играх;
  • Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
  • Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
  • Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
  • Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
  • Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
  • Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
  • Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.

В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.

Формы заболевания

Умственная отсталость (олигофрения)- стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Диагностика

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

Признаки умственной отсталости у подростков

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках. Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии. Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

Без точной постановки диагноза, включая упоминание конкретной стадии, правильное лечение организовать невозможно. К диагностированию олигофрении необходимо отнестись очень ответственно, потому что данный диагноз ставится один раз на всю жизнь и никогда не пересматривается. Даже если ребенку удастся выработать правильную модель поведения в обществе, он все равно будет хоть немного отличаться от остальных, поэтому медики склонны считать такое заболевание неизлечимым, лишь хорошо маскируемым.

Первичное диагностирование умственной отсталости проводится методом объективной оценки интеллектуального уровня ребенка. Для этого применяются стандартизированные тесты для определения степени развития интеллекта в числовом выражении. Чаще всего для этих целей используется тест Векслера, а полученные результаты ребенка с подозрением на олигофрению сравнивают с результатами других, здоровых детей его возраста, на основании чего и может быть сделано положительное заключение.

Если два предыдущих метода рассчитаны на тех детей, что уже достигли определенного сознательного возраста, то есть и такие способы диагностики, что позволяют определить олигофрению у плода еще на этапе беременности. Подобная практика обычно рекомендуется (но не является обязательной) для беременных женщин старше 35 лет, поскольку доказано, что именно такие матери в среднем чаще сталкиваются с проблемой олигофрении у новорожденных.

Обычно специалисты анализируют ворсины хориона, а также исследуют амниоцентез, но есть и другие пути – в частности, обыкновенное УЗИ или анализ крови матери на содержание альфа-фетопротеина, а также скрининговое обследование. Такая диагностика не всегда гарантирует стопроцентный положительный результат, но может указывать на его высокую вероятность на том этапе, когда еще не поздно сделать аборт. В таком случае медики обычно рекомендуют прервать беременность, а потом повторно забеременеть, но уже под изначальным присмотром специалистов.

При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.

Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:

  1. Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
  2. Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
  3. Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
  4. Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
  5. Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
  6. Анализы крови и мочи, ЭЭГ.

После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии.

Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

Признаки умственной отсталости у подростков

У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики.

Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер.

Совет

И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить.

УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)

И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении.

Признаки умственной отсталости у подростков

Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра).

В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально.

Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы.

Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными.

Обратите внимание

Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

  • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
  • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
  • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
  • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
  • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Специфика лечения

Только в самых тяжелых формах умственная отсталость требует постоянного нахождения на стационарном лечении, а вот более легкие степени обычно предусматривают только периодическое прохождение стационарных курсов, да и то при наличии обострений.

Для того чтобы более полно раскрыть возможности ребенка-олигофрена, применяются как специальные медикаменты, так и особое обучение – адаптированные учебники и упражнения.

Как правило, медикаментозное лечение имеет ярко выраженный симптоматический характер.

Сами по себе медикаменты практически не дают полноценного эффекта, поэтому необходима продуманная и слаженная работа многих специалистов – логопеда, психолога, специальных педагогов. Для обучения используются нестандартные методы – например, коррекционные дидактические игры и особые пиктограммы.

Важную функцию выполняют игровые упражнения, позволяющие дополнительно стимулировать развитие нервной системы и отрабатывать моторику. Рекомендации профессионалов зачастую включают также повышенное внимание к прекрасному – в частности, доказано положительное влияние музыки на олигофренов, поскольку она подталкивает к умственной деятельности, провоцируя развитие, и способствует увеличению интереса к окружающему миру.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Адаптация в обществе

Социальная адаптация является крайне важной проблемой, которую решает каждая семья с ребенком-олигофреном, поскольку именно она обычно видится главной целью всего лечения.

Олигофрен никогда не станет здоровым человеком, но его необычность может не бросаться в глаза или же восприниматься окружающими не более, чем странная причуда. Если родителям и педагогам удалось добиться такого результата, то их можно поздравить. Психологи настаивают, что, по крайней мере, в случае с дебилами такой результат возможен.

При этом задача несколько усложняется тем, что фактически особое обучение должен пройти не только сам ребенок, но и его родители, чтобы знать, как правильно себя вести.

Некоторые родители отчаиваются и считают, что добиться какого-либо прогресса невозможно, поэтому не пытаются что-либо делать вовсе. Другие наоборот, гипертрофированно пытаются помочь своему ребенку, что тоже не совсем правильно, поскольку нельзя вырастить нормального ребенка, скрывая от него его очевидную особенность, равно как и постоянно указывая на нее.

Нередко родители винят себя за недуг малыша, причем обычно это происходит в тех ситуациях, когда их вина на самом деле косвенна. Это тоже далеко не выход, поскольку итог – в самобичевании, которое не приносит ничего хорошего, кроме общей неудовлетворенности жизнью и депрессии.

При таком отношении в большинстве случаев достойная социальная адаптация вполне вероятна.

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

На сегодняшний день существует несколько классификаций умственной отсталости, которые используются врачами для постановки диагноза и подбора максимально эффективного лечения, а также для прогнозирования течения заболевания.

Классификация в зависимости от степени тяжести олигофрении позволяет оценить общее состояние пациента, а также выставить наиболее реалистичный и ожидаемый прогноз относительно его дальнейшей жизни и способности к обучению, спланировав при этом тактику лечения и обучения больного.

В зависимости от степени тяжести выделяют:

  • легкую умственную отсталость (дебильность);
  • умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
  • тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
  • глубокую умственную отсталость (идиотию).

Даная форма заболевания встречается более чем в 75% случаев. При легкой степени олигофрении наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (

). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (

) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности.

Мальчик

В то же время, для пациентов с дебильностью характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко поддаются влиянию окружающих, а их психоэмоциональное состояние иногда развивается довольно слабо, в результате чего они не могут создать семью и завести детей.

У пациентов с умеренно выраженной олигофренией отмечается более глубокое нарушение речи, памяти и мыслительных способностей. При интенсивных занятиях они могут заучивать несколько сотен слов и правильно их использовать, однако формируют фразы и предложения со значительными трудностями.

Такие пациенты могут самостоятельно себя обслуживать и даже выполнять простую работу (например, подметать, стирать, переносить предметы из пункта А в пункт Б и так далее). В некоторых случаях они даже могут окончить 3 – 4 класса школы, научиться писать некоторые слова или считать. В то же время, неспособность рационально мыслить и приспосабливаться в социуме требует постоянного ухода за такими больными.

Характеризуется выраженными умственными расстройствами, в результате которых большинство пациентов теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе. Больные дети практически не поддаются обучению, не могут писать или считать, их словарный запас не превышает нескольких десятков слов.

В то же время, пациенты с тяжелой формой олигофрении могут обучаться примитивным навыкам (употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далее). Также у них могут наблюдаться простые эмоции – радость, страх, печаль или заинтересованность чем-либо (которая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут).

Наиболее тяжелая форма олигофрении, при которой больной пациент не поддается никакому обучению, не может говорить или самостоятельно себя обслуживать. Общение с окружающим миром сводится к простым звукам (

), которыми пациент выражает свои простейшие эмоции. При отсутствии постоянного наблюдения и ухода больные могут погибнуть в течение нескольких суток, так как не способны самостоятельно принимать пищу и пить воду. Инстинкты самосохранения у них также притуплены, вследствие чего они могут по несколько раз хвататься за горячие предметы, падать в водоемы и попадать в другие угрожающие жизни ситуации.

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.Признаки умственной отсталости у подростков

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Профилактика

При должном стремлении родители могут минимизировать вероятность развития умственной отсталости у ребенка еще до того, как он родится. В первую очередь, необходимо планировать беременность только в том случае, когда оба потенциальных родителя здоровы.

Матери строго-настрого запрещено употребление алкоголя и наркотиков психотропной группы как во время беременности, так и до нее.

Совершенно не лишним будет также вместе пройти обследование с целью выявления возможных хронических заболеваний, провести генные исследования.

Для общей нормализации всех функций организма может подойти даже специальная диета – сбалансированная на этапе подготовки к беременности, и максимально питательная, но без вредных составляющих уже во время вынашивания.

После рождения ребенка следует понимать, что поход к врачу может быть и профилактическим, а не обязательно спровоцированным явным наличием проблем со здоровьем. Любую болезнь проще остановить на этапе, когда она еще не успела приобрести критические формы, поэтому даже если ребенок кажется совершенно здоровым, его периодически нужно водить к врачу, чтобы лишний раз подтвердить отличное состояние его здоровья или вовремя выявить любые подозрительные симптомы.

О том, каковы особенности и лечение умственной отсталости, смотрите в следующем видео.

Особенности обучения

Ребенок с умственной отсталостью имеет особые образовательные потребности. Ему не подходит привычная всем школьная программа. Обучение таких детей проводится в спецшколах, где их обеспечивают теми знаниями, которые им требуются. Учителя делают упор на изучение элементарных вещей, уровень социальной адаптации и навыки самостоятельной жизни.

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector