Агрессивный человек: почему он таким становится и как себя вести с ним

Что такое агрессия?

Парень с девушкой общаются на повышенных тонах. Оба в костюмах

Причина агрессии может крыться в необходимости отстоять свои права

Психология выделяет ряд факторов, которые влияют на развитие агрессии.

  1. Инстинкт. Агрессия влияет на возможность человека выжить в сложных условиях окружающей среды, она помогает бороться за собственную территорию, сражаться за пищевые ресурсы, защищать потомство, увеличивать генофонд. Энергия агрессии продуцируется в организме людей, постепенно накапливается, со временем вырывается наружу. У каждого человека имеется определенная грань, переступив через которую, возникает враждебность в поведении. Агрессивность может являться и наследственным признаком, переданным от охотников, которые были нашими предками. Естественно, что подобная природа может стать стимулом к разрушению, насилию, войнам. В данном случае, речь идет о неизбежном развитии агрессии и трудностям с ее контролем.
  2. Влияние примера взрослых. Когда ребенок растет и видит перед собой пример отца или матери, он начинает им подражать в одевании, способе вести беседу. Также происходит и подражание агрессивному поведению. Если ребенок регулярно видит, как его родители скандалят, кричат друг на друга, то считает, что подобное поведение является нормальным.
  3. Неправильная модель воспитания. Когда взрослые слишком требовательно относятся к своему малышу, придираются к нему или напрямую говорят о том, что ребенок вел себя агрессивно по отношению к остальным детям, умел дать сдачи, наказать.
  4. Результат, возникший из-за неспособности самореализоваться. Когда человек сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению желаемого, у него невольно возникает агрессия, которая может быть направлена на окружение и самого себя. И хорошо, если подобное поведение случается редко.
  5. Ситуация в семье. Например, дети, которые растут без отца или матери, могут начинать вести себя агрессивно по отношению к другим людям. Другой вариант — многодетные семьи, где возникает противостояние между братьями и сестрами. Также большое значение имеет то, какими способами родители наказывают детей за проступки.

Отвечая на вопрос, почему человек агрессивен, стоит учитывать факторы, которые могут влиять на возникновение такого поведения, усугублять его и делать разрушительным:

  • особенности воспитания;
  • обстановка в обществе;
  • особенности культуры — у некоторых агрессия поощряется;
  • СМИ, которые вещают о насилии, что приводит к мнению о нормальности подобного явления и повышают риск развития агрессивного населения.

Маленькие дети бывают очень агрессивными. Они часто доводят взрослых до слез, но не из злого умысла, а потому, что нервная система ребенка очень хрупкая и еще не сформировалась. То, что взрослому кажется обычным делом и о чем он забывает через минуту, маленький ребенок переживает очень болезненно. Его реакцией на эту боль может быть агрессивное поведение.

Причины агрессии дошкольника могут быть следующими. Это страх и обида. Представьте, насколько этот маленький человечек чувствует себя беззащитным по отношению к всемогущим взрослым. Ребенок постоянно боится, что его обидят, накажут, чего-то лишат, оскорбят, а он ничего не сможет сделать в ответ, потому еще очень слаб. Страх порождает агрессию. Чем сильнее агрессия, тем сильнее страх дошкольника.

Что касается обиды, то для ребенка это реальная причина проявлять агрессию. Это может быть обида из-за наказания, невнимательного отношения, игнорирования. Например, ребенку может казаться, что старшего брата любят больше, чем его. Или что мама совсем не уделяет ему внимания. И тогда ребенок мстит, проявляя агрессию.

Для того чтобы разобраться с понятием “агрессия”, необходимо проанализировать данный термин. В психологии это явление представляет собой совершение разрушающих действий, которые способны нанести вред как психологический, так и физический предметам или живым существам.

Если рассматривать анализы различных ученых, то следует заметить — агрессию называют не только специфическим поведением, но также состоянием человека.

Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд отмечал, что данное явление представляет собой предрасположенность каждого объекта. Чем она выше, тем больше будет тенденция к проявлению агрессии. Поэтому описываемую реакцию можно считать естественной на различного рода стрессы и провоцирующие факторы. Агрессия способна быть деструктивной, а также конструктивной.

Описываемое явление может быть как эмоциональным проявлением, так и показателем социального поведения. Агрессией можно назвать любое действие, которое способно каким-либо образом нанести вред. Жертвой может быть как неодушевленный предмет, так и человек (животное).

Некоторые психологи ставят агрессию на уровне с жестокостью, однако нужно понимать, что не всякое действие с описываемым явлением можно классифицировать как тяжкое. Агрессивность воспринимается как свойство личности, когда человек способен совершить какие-либо подобные действия в рамках защиты своих интересов и для того, чтобы добиться определенных результатов.

Данное явление можно рассматривать в двух вариантах: форма враждебности и характеристика адаптивности. В первом случае человек будет обижаться на всех, затевать ссоры или драки, наносить разрушающие “удары”. Во втором варианте личность пытается защитить себя, свои права и сохранить независимость.

Таким образом, агрессивность может рассматриваться как негативное явление, так и условие, позволяющее человеку развиваться и реализовываться. Любому лидеру нужно иметь хотя бы малую долю агрессии, чтобы контролировать других.

Как уже было сказано выше, проявление агрессии следует рассматривать в двух аспектах. Один из них заключается в желании причинить вред, а второй — в необходимости, что позволяет гармонически развиваться.

В научной литературе указывается то, что при отсутствии агрессивности человек может стать пассивным и, как следствие, его индивидуальность будет стираться, а существование станет невыносимым. Данное явление есть у каждого человека, однако оно имеет различный уровень и особенности. То, насколько сильная агрессия, а также как долго она длится, полностью зависит от многих нюансов.

trusted-source

Подобные негативные явления следует рассматривать еще со стороны факторов, которые воздействуют на человека, то есть ситуационные, психологические, физиологические и так далее. К этому нужно добавить, что агрессия — это реакция человека на какую-либо неудовлетворенность, связанную с окружающей действительностью.

Рассмотрим более подробно виды агрессии.

  • Существует физическая. Она заключается в проявлении силы к любому живому организму.
  • Непрямая форма говорит о том, что человек ведет себя агрессивно не по отношению к причине раздраженности. Эти эмоции проявляются в сторону другого. Иногда человек в такой ситуации может выражать агрессию, хлопая дверями, постукивая по столу и так далее.
  • Словесная агрессия проявляется криками и ссорами, а также нередко люди используют брань, нецензурные слова, угрозы и прочее.
  • Негативизм характеризуется тем, что возникает агрессивное поведение к старшим по возрасту, а также по социальному положению людям. То есть, в таком случае вспышка агрессии будет проявляться только в сторону авторитета.
  • Последняя форма — это склонность человека к раздражению. То есть объект становится агрессивным даже при самой маленькой степени возбудимости: он очень вспыльчив, резок и груб.

Формы агрессии

Психологи отмечают, что агрессивное поведения начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Выделяют три фактора, которые провоцируют возникновения агрессивного поведения — психологический, биологический и социальный.

Биологический фактор –наследственность, злоупотребление наркотиками, алкоголем и психотропными препаратами, черепно-мозговая травма, инфекционное заболевание.

Социальный фактор — влияние семьи, друзей, коллег по работе, асоциальный круг общения.

Психологический фактор – эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, мнительность, зависимость.

[12], [13], [14], [15], [16], [17]

Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение различается по гендерному признаку.Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижения и оскорбления.

[18], [19], [20], [21], [22], [23], [24]

Напомним, что агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”), означающее “нападение, нападать”. Психологи отмечают, что между агрессивностью и агрессией существует различие: агрессивность – это черта характера человека, а агрессия – состояние. Кстати, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность – это врожденная форма поведения , которую невозможно вылечить, только ослабить.

В качестве итога необходимо подчеркнуть все, что было написано выше. Агрессией принято считать проявление характера человека, которое может быть воспринято как в позитивном свете, так и в негативном. Подобное явление позволяет лидерам сохранять авторитет. Агрессия также дает возможность контролировать людей. Благодаря ней можно утвердиться в социуме. Однако она хороша только в меру.

На данный момент в обществе негативные эмоции проявляются довольно часто. Это влияет на развитие у маленьких детей неосознанного стремления к проявлению своих чувств в агрессивной форме. Для предотвращения негативных ситуаций нужно бороться с данным явлением. Следует обращаться к психологу. Чем раньше это произойдет, тем лучше.

Психология человека – довольно сложное понятие, и агрессия считается негативным проявлением характера. Следует бороться с ней, чтобы не конфликтовать с миром и нормально общаться с социумом.

Агрессивное поведение у детей

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

[25], [26]

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился.

[27], [28], [29]

Агрессивный человек: почему он таким становится и как себя вести с ним

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

[30], [31], [32]

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит.

Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

[33], [34], [35]

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

Человек злиться. У него из ушей идет дым

[36], [37], [38], [39], [40], [41]

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов.

[42], [43], [44], [45], [46]

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов.

[47], [48], [49], [50], [51], [52], [53], [54]

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие — это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

[55], [56], [57], [58], [59], [60], [61], [62]

Подавление агрессивных импульсов, как мы уже писали, опасно для психического и физического здоровья ребенка. Поэтому нужно научить малыша выражать свои негативные чувства любым социально приемлемым, безобдиным для окружающих способом: рукоделие, спорт, рисование; с помощью игрушек, наконец. Также для того, чтобы ребенок смог «выпустить пар», психологи рекомендуют завести специальную «подушку для битья», на которой можно вымещать всю накопившуюся агрессию.

Один из важных методов — научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку — важнейший навык. К тому же, родителям тоже будет легче, если малыш научиться обьяснять на словах, почему он обижен или рассержен. Здесь, опять же, не забывайте о собственном примере. Говорите! Без человеческого общения любая коррекция агрессивного поведения будет бессмысленной и безрезультативной.

[3], [4]

В. Оклендер выделяет четыре стадии отреагирования агрессии и гнева.

  • Стадия №1: предоставить детям практически приемлемые методы для выражения агрессии безопасным для окружающих способом.
  • Стадия №2: помочь детям реально воспринять чувство гнева, побудить их к эмоционально отреагировать свою агрессию и ситуацию в целом прямо «здесь и сейчас». Для этого рекомендуется зрительно обозначить свой гнев: нарисовать его или вылепить из пластилина.
  • Стадия №3: устроить вербальный контакт с агрессивной эмоцией: пусть ребенок выговорится (пускай даже сковзь слезы и крики).
  • Стадия №4: обсуждение ситуации с ребенком. Об этом мы писали выше: необходимо разговаривать и пытаться вместе с малышом найти истинные причины агрессивного поведения.

Зачастую у агрессивных детей наблюдается явная деформированность самооценки, поэтому коррекция агрессивного поведения подразумевает и коррекцию самооценки. Чаще у ребенка-агрессора наблюдается заниженная самооценка, которая, по сути, является зеркальным отражением восприятия ребенка взрослыми (родителями и педагогами). Поэтому необходимо провести реконструкцию положительного «Я-образа».

Подчеркенм еще раз важные моменты индивидуальной коррекции агрессивного поведения, о которых должен помнить взрослый. Во-первых, взрослый должен говорить с ребенком о своих чувтсвах и на своем примере приучать к этому самого ребенка. Во-вторых, важно «активно прислушиваться» ко внутреннему миру ребенка. В-третьих, оценивать нужно не личность ребенка, но только поступки.

Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессиврого поведения. Вот несколько из них:

  • комкать и рвать бумагу; на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать;
  • срывать агрессию на «подушке для битья»;
  • громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги;
  • топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку;
  • вминать пластилин в картонку или доску;
  • в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.

Конечно, такие упражнения — лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать проблемную ситуацию в целом.

А ведь для взрослых очень важно знать особенности нервной системы ребенка, которая соответствует его полу и возрасту. Вооруженные этими знаниями, родители наверняка будут делать меньше ошибок в воспитании дошкольника и отношении к нему. В некоторых случаях работы родителей буде недостаточно: поведение и здоровье ребенка могут требовать помощи специалиста, квалифицированного психолога или невропатолога.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Если родители колеблются, вспыльчив их ребенок или нет, стоит обратить внимание на некоторые особенности его поведения.

  • Ребенок очень легко раздражается и тут же выражает свое недовольство криком или капризами
  • Ребенок после любого, даже мелкого раздражения, не думает, что ему сказать, а сразу действует, причем очень шумно и резко
  • Ребенок, который обещает быть вспыльчивым, чрезмерно активен даже когда еще не научился ходить. Его моторика быстрая, резкая, ребенок может часто плакать. А когда такой младенец подрастает, он может устраивать истерики. Падая на пол и стуча по нему ногами.
  • Ребенок, который вспыльчив, больше уделяет внимания движениям, чем размышлениям.

агрессия это

Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.

В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.

На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.

Агрессивное поведение у педагогов

К огромному сожалению, профессионализм педагогов с каждым годом снижается. Речь идет не только о владении предметом, но и умении общаться, влиять и воздействовать на учеников, стать для них авторитетом намного сложнее, чем обучить сложным математическим расчетам. Престиж профессии учителя снижается.

Нередко агрессивное поведение детей провоцирует такой же ответ со стороны педагогов. Ну а повышение голоса на учеников уже норма, а не исключение. Педагогика – сложная наука и постичь ее удается далеко не каждому учителю. Агрессивное поведение педагогов не должно оставаться незамеченным и покрываться коллективом, таким людям не место в системе образования. Чему может научить педагог, который регулярно повышает голос и оскорбляет своих учеников?

[63], [64], [65], [66]

Причины

виды агрессии

Проблемы с чрезмерной пассивностью школьника на уроке и в играх, отношениях со сверстниками могут быть вызваны биологическими особенностями строения нервной системы.

Еще одна причина – наследственность. Если родители ребенка, его бабушки и дедушки предпочитали сидеть тихонько в уголке, ребенок может считать такое поведение нормальным и наследовать его.

Причиной пассивности ребенка может быть еще и микротравма мозга, полученная при вынашивании или родах. Это психологическое отклонение, которое не угрожает жизни школьника, но накладывает отпечаток на его поведение. Таких детей во всем мире зафиксировано довольно много – до 10%.

Пассивность школьника на уроках может быть вызвана и воспитанием, при котором на ребенка накладывали слишком много запретов. То нельзя, это нельзя, а вот это вообще не позволено. В результате ребенок с детства привык жить в рамках и, чтобы защититься от собственных желаний, становится безразличным ко всем видам деятельности, включая интеллектуальную.

Ребенок может быть пассивным в школе и из-за плохого психологического климата в семье. Остро реагируя на скандалы с доме, он может закрыться в своей ракушке, изолируясь от мира, и проявлять себя как можно меньше. Этим поведением он как бы говорит: «Я огорчен, не трогайте меня!»

Любая агрессия, как правило, проявляется вследствие каких-либо факторов. Именно они провоцируют человека на возникновение такой реакции. Следует рассмотреть основные причины, которые могут быть.

  • Особенности характера, темперамента.
  • Факторы поведенческого, социального, психологического типа и так далее.
  • Ненависть, которая проявляется по отношению к моральным убеждениям, а также попытка агрессивно утвердить в обществе свои идеалы.

Агрессивное поведение мужчины

Чаще всего мужчины используют открытые формы агрессии. Причинами агрессии среди мужчин психотерапевты называют такие факторы, как наследственность, социально-культурный фактор, биологический. Чаще всего мужчины проявляют агрессию к членам своей семьи, женам и детям. Такая агрессия может быть, как физической, так и моральной, в том числе и экономической.

[67], [68], [69], [70], [71], [72], [73], [74]

Описание провоцирующих факторов

Для того чтобы вести борьбу с агрессией, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению уровня такого явления. Рассмотрим их по отдельности.

  • Поведенческие. Речь идет о действиях, которые направлены на остановку развития человека. Сюда же следует отнести отсутствие стремления к саморазвитию, а также такие трудности, как вандализм или бесцельность самого существования.
  • Социальные. На человека могут влиять такие факторы, как политика, экономика самого государства. В том случае, когда в обществе проявляется какой-либо культ насилия или враждебности, а также какие-то вещи начинают резко пропагандироваться СМИ, то любой может проявлять агрессию. Следует также отметить влияние людей, которые окружают человека, а еще низкое социальное положение в самом обществе.
  • Личностные факторы. Речь идет о характере человека. Например, агрессивным будет тот, у кого повышенная тревожность, раздражительность, депрессивность, проблемы с развитием, самооценкой, с проявлением эмоций, гендерными ролями, имеются различные зависимости, трудности при общении в социуме.
  • Ситуативные. Сюда нужно отнести условия температурного и климатического типа, влияние культуры, стрессовые ситуации, ожидание какой-либо мести или же приступа агрессии со стороны другого человека.

Агрессивное поведение после инсульта

Агрессия после перенесенного инсульта – типичное последствие этой болезни.Пациент, перенесший инсульт, становится раздражительным, вспыльчивым, страдает от беспричинных перепадов настроения. Родственники должны запастись терпением и всячески помогать перенесшему инсульт. Так как больной нуждается в полном покое и только положительных эмоциях, от этого зависит успешность реабилитации.

Агрессия после инсульта связана с тем, что у больного изменяется психофизическое состояние.

[75], [76], [77], [78], [79], [80], [81], [82]

Характерные проявления

То, как человек проявляет свою агрессивность, зависит от большого количества факторов. Среди них нужно отметить индивидуальное развитие, возрастную категорию, опыт, нервную систему, а также воздействие вышеописанных нюансов на жизнь человека. Особая роль при выяснении причин агрессии отводится системе воспитания и социальному окружению. В различном возрасте агрессивность может проявляться по-разному.

  • Если речь идет о малышах, то они плачут, кричат, не улыбаются, не хотят идти на контакт с родителями. Помимо этого ребенок может причинять вред младшим и животным.
  • В дошкольном возрасте проявление агрессии становится более разнообразным. Дети используют не только крик и плач, но также могут кусаться, плеваться, употребляют обидные слова и так далее. Как правило, в таком возрасте подобная реакция несет только импульсивный характер.
  • Агрессия школьников зачастую проявляется причинением вреда слабым детям. Они могут издеваться над другими, оказывать давление, насмехаться и влезать в драки.
  • В подростковом периоде агрессивность может проявляться из-за воздействия со стороны сверстников. Как правило, в таком возрасте данное явление является способом утвердиться в коллективе, а также занять особое место в обществе. Следует отметить, что часто агрессия у подростков возникает не только из-за ситуации, в которую он попал, но и также считается проявлением характера.
  • Отдельно нужно отметить появление агрессивности уже во взрослом возрасте, так как на человека будет воздействовать большее количество факторов, учитывая то, что характер уже является сформированным. Следует выделить наличие страха, который направлен на то, что общество может не принимать и не признавать, сильной раздражительности, импульсивности, подозрительности, зависимости от различных примет. Такие люди, как правило, испытывают только страх и обиду. Они не способны чувствовать вину и ответственность. Им также очень тяжело адаптироваться в новом обществе.
Разбитая тарелка на полу и ножка девушки

В порыве агрессии человек может начать бить посуду

Агрессивность проявляется следующими признаками:

  • физическое насилие;
  • попытки причинить боль;
  • чувство вины;
  • недоверие и подозрительность;
  • самобичевание;
  • сопротивление;
  • словесные негативные выражения;
  • физическое насилие.

агрессия у ребенка

Агрессивность проявляется в поведении человека. Он:

  • ругается;
  • ломает мебель;
  • хлопает дверью;
  • кусается;
  • бьет посуду;
  • выражается нецензурными словами.

Проблемы школьника-тихони

Когда малыш не понимает, что ему нужно остановиться, рекомендуется максимально доступно объяснить ему ошибку и дать наказание. При этом объект вражды надо окружить вниманием и заботой. Тогда ребенок поймет, что его поведение является проигрышным и нужного результата он не добьется.

Сначала он будет проявлять больше агрессии, отказываться убирать за собой, следовать советам и так далее, однако уже через время осознает, что подобная тактика невыгодна. Важно дать понять малышу, что несет ответственность за свои поступки, в том числе и за агрессию. После того как ребенок выполнил необходимые действия, которые были сделаны в качестве наказания, он должен быть поощрен.

[25], [26]

Деструктивное, агрессивное поведение детей истекает из трех основных причин. Во-первых, это чувство недоверия и страха по отношеню к окружающему миру. Во-вторых, столкновение ребенка с разнообразными запретами и неудовлетворением его потребностей и желаний. И, наконец, отстаивание своей самостоятельности и независимости, что является необходимым фактором взросления.

Поэтому от родителей требуется проявление безусловной любви к ребенку таже в сложном деле коррекции агрессивного поведения. Оскорбления и угрозы полностью запрещены: родители должны проявлять недовольство конкретным поступком, принимая при этом саму личность ребенка. Также родителям следует помнить о собственной агрессии и научиться ее контролировать. Собственный пример и искренняя любовь — вот две основы коррекции агрессивного поведения ребенка.

[3], [4]

Изебгайте иллюзии, будто взрослый знает о чувствах ребенка больше, чем сам ребенок. В детях нужно уважать личность — эта, казалось бы, очевидная аксиома оказывается одним из самых трудных моментов для взрослых в деле коррекции агрессивного поведения ребенка. Свобода и личное пространство — вещи, важные не только для взрослых.

Но и здесь нельзя перегибать — ребенок не меньше нуждается во внимании со стороны взрослого. Привлечение внимания — одна из основных причин агрессивного поведения. Например, когда дошкольник ударил товарища по игре, нужно не начинать ругать агрессора, а проявить внимание к пострадавшему: поднять его, успокоить, а еще лучше — вместе уйти из комнаты. Лишенный внимания и компании, маленький агрессор поймет все негативные последствия насилия.

[5], [6], [7]

Агрессивные дети в силу сособенностей своего характера обладают довольно ограниченным набором реакций на неприятную ситуацию. Как правило, дети в таких ситуация придерживаются силовых моделей поведения, которые они считают обычной обороной.

Цели и задачи данного направления в программе коррекции агрессивного поведения дошкольников — научить ребенка агрессия является не единственным способом реагировать на проблемную сиутаци, существует еще большой спектр более конструктивных реакций. Это не только минимизирует агрессию, но и улучшит навыки общения и социализации.

Это также поспособствует развитию эмпатии. Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие эмпатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.

Важная ошибка, которую допускают во время коррекции агрессивного поведения младших школьников — это «публичные выговоры». О проступке ребенка нужно разговаривать исключительно с глазу на глаз, без участия класса или любой другой социальной группы. В беседе нужно избегать эмоционально окрашенных слов («стыдно» и тому подобные).

Ребенка нужно поощрять и не забывать хвалить. Когда ребенок реагирует должным образом, нужно закреплять это похвалой. Но не дежурным «Ты хороший мальчик», дети чувствуют фальш. Ваша похвала, как и эмоция, должна быть искренней.

Неплохой метод коррекции агрессивного поведения для дошкольников и младших школьников — так называемая сказкотерапия. Придумайте вместе с ребенком сказку с ним же в главной роли. Смоделируйте ситуации, в которых он ведет себя спокойно и терпеливо и получает за это награду.

[8], [9], [10], [11]

Детские психологи выделяют шесть основных блоков-направлений, в рамках которых строится коррекция агрессивного поведения. Каждый блок призван корректировать отдельную психологическую черту.

  1. Снижение внутреличностной тревоги.
  2. Развитие эмпатии и осознание собственных эмоций.
  3. Взращивание позитивной самооценки.
  4. Обучение приемлемым и безопасным для окружающих реакциям на проблемные ситуации.
  5. Развитие самоконтроля и управления агрессией и гневом.
  6. Отдельным блоком стоят консультации психолога с родителями и педагогами.

Такие занятия необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий с дошкольниками — не более сорока минут, с младшими школьниками — не более часа.

Агрессивное поведение подростков имеет свои особенности, связанные как с физиологическими так и с социальными факторами. Подросток, взрослея, обнаруживает множество противоречий не только в окружающем мире, но и внутри собственного «я-образа». Эмоционально-ценностное отношения к себе меняется, и эти личностные сдвиги нередко проявляются в резком всплеске недовольства собой и неконтролируемой агрессии. Ясное дело, что коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности.

Агрессивные подростки, при всем разнообразии их личностных особенностей, обладают общими чертами. Это и бедность ценностных ориентиров, и отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Подавление агрессии неприемлемо в любом возрасте, а вподростковом этот момент особенно важен. Насильное подавление природных инстинктов только углубит подавленность, внушаемость и пассивность, столь распространенную среди подростков. Задачей коррекции агрессивного поведения является не подавление негативных эмоций, но контроль над ними.

Программы коррекции агрессивного поведения подростков призваны расширить социальные навыки детей подросткового возраста. Социализация для подростка является главной проблемой, поэтому агрессивным тинейджерам так важно научиться владеть отрицательными эмоциями и управлять собой в неприятных ситуациях.

Агрессивные дети являются наиболее осуждаемыми и отвергаемыми среди взрослых. Непонимание причин детского гнева и агрессии приводят взрослых к открытой неприязни и неприятию таких детей. Но нормальный контакт со взрослым — базовое условие коррекции агрессивного поведения. Лишь взаимодействие с чутким и понимающим взрослым позволит ребенку-агрессору понять, что не все взрослые «плохие», да и весь мир не такой уж ужасный и опасный.

Поэтому родители должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Тем более, что стойкий эффект от коррекции агрессивного поведения может возникнуть лишь при системном, комплексном характере работы и проработке индивидуальных особенностей характера.

Гнев происходит из слабогго контроля над своими эмоциями (или полного отсутсвия такого контроля), поэтому при коррекции агрессивного поведения необходимо сформировать навыки саморегуляции и контролирования агресии. Для этого нужно, во-первых, установить четкие правила управления агрессией; во-вторых, закрепить эти правила и навыки через ролевую игру, моделирующую проблемную ситуацию.

Коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности. Беседы о том, что «нужно себя хорошо вести» являются бесполезными. К делу нужно подходить комплексно, решая как проблемы всей семьи, так и индивидуальные внутреличностные конфликты подростка.

Особенно важно сформировать продуктивный, позитивный круг интересов подростка, учитывая, конечно же, особенности его характера. Смысл в минимизации свободного времени: безделье для подростка разрушительно. Нужно искать занятия, которые положительно влияют на личность: музыка, спорт, самообразование.

В отличие от младших детей, с подростками редко срабатывает групповая терапия — работу лучше проводить индивидуально.

«Порвать гнев»

Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.

Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.

«Обзывалки»

Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.

Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.

Если школьник не высказывает заинтересованности в занятиях, его оценивают намного ниже, чем остальных детей. Когда школьник подрастает, его пассивность не дает ему как следует проявить себя в кругу ровесников и дать возможность показать собственное «Я».

Проблема в том, что взрослые что-то делали бы, если бы ребенок был агрессивным и капризным. А так не мешает – и хорошо, и его трогать не будем. Это приносит вред ребенку, потому что он может скрывать такие негативные эмоции, о которых ни родители, ни педагоги даже не догадываются. А их ведь нужно решать.

Российский психолог Л.Славина очень тщательно изучала проблемы детей, которые ведут себя пассивно. И она сформировала особенности их поведения. Этих особенностей три:

  1. Ребенок не обладает достаточными интеллектуальными умениями и навыками
  2. Ребенку не нравится интеллектуальная работа
  3. Ребенку неинтересно познавать окружающий мир

Давайте рассмотрим каждую из этих особенностей, чтобы лучше понимать школьника-тихоню.

Недостаточные интеллектуальные умения – это пробелы в воспитании и развитии ребенка. Значит, с ним мало занимались, ему мало объясняли что-то интересное, у него не вызвали интерес к познанию нового. Проще говоря – у ребенка не воспитали любознательность. Такой школьник просто не умеет испытывать радость от получения знаний.

Условия формирования

Следует разобраться, что провоцирует агрессию у ребенка и взрослых людей. Наиболее значимыми условиями, которые формируют такое проявление, нужно выделить влияние СМИ, семейных факторов, агрессию со стороны окружающих, а также индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Что касаемо масс-медиа, то в психологии этот фактор под вопросом. Рассмотрим условия, которые способны вызвать агрессию у ребенка или взрослого.

Почему появляются негативные эмоции? Причин тому несколько:

  • то, что пропагандируют масс-медиа, принимается человеком как проявление агрессии;
  • принятие себя как негативного героя из ролика или фильма;
  • отождествление себя как объекта, способного причинить вред какой-либо жертве;
  • показываемые ситуации выглядят слишком реалистично. Они могут существенно оказывать влияние на эмоциональную сферу человека.

Диагностика

Очень важно правильно провести диагностику агрессии для того, чтобы полностью ее побороть. Учитывая то, что данное явление у каждого человека развито по-разному, нужно точно изучать все особенности психотипа конкретного пациента. Необходимо не просто наблюдать за поведением, но и также провести диагностику, состоящую из различных методик. Они позволят не только понять всю ситуацию с субъективной стороны, но и еще объективно подтвердить результаты, которые были выявлены.

Внутреннюю агрессивность рассмотреть с медицинской точки зрения довольно сложно, так как большая часть методик направлена только на выявление внешних проявлений. На данный момент врачи используют опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, а также некоторые другие методики. Они позволяют понять, что человек чувствует и каковы же причины агрессии. Рассмотрим отдельно каждую методику.

  • Тест Ассингера. Он необходим для того, чтобы выявить агрессию в отношениях. Благодаря ему можно разобраться, какой уровень негативных эмоций возникает у человека при разговоре с кем-то другим. Таким образом, становится понятным, легко ли ему дается общение, как он строит контакты с окружающими людьми и так далее.
  • Тест Айзенка. Благодаря ему можно проверить психическое состояние пациента. Имеется 4 шкалы. Они описывают различные состояния психики: фрустрацию, тревожность, ригидность и непосредственно агрессию.
  • Опросник Басса-Дарки. Он состоит из 8 шкал и позволяет определить то, какая агрессия у человека доминирует. Также можно понять по подсчету индекса, насколько выражена враждебность.

Нужно отметить, что эти методики не являются универсальными. Поэтому понять лишь по одному тесту, почему агрессия у человека появляется слишком часто, не получится. Диагностика должна всегда состоять из целого комплекса, что позволяет говорить про реальные результаты.

Корректировка состояния

Невозможно говорить о полном излечении от агрессивности, потому что она заболеванием не является. Данное явление — это свойство личности, которое может усиливаться или же, наоборот, подавляться. Все зависит от самосознания, саморегуляции и особенностей конкретного человека. Ученые также говорят о влиянии генетических условий на формирование агрессии.

Однако она больше зависит все-таки от навыков социального общения, а также тех факторов, которые влияют на человека ежедневно. Поэтому для лечения проявления агрессии у ребенка или взрослого важно использовать коррекционные методы. Они снижают уровень враждебности. Следует заметить, что проявление такой эмоции не является неизбежной формой реагирования психики на различные трудности.

Уже давно доказано: если правильно работать над собой, а также создать комфортные условия для существования, то можно не только научиться контролировать подобные приступы, но и полностью прекратить их появление. Коррекцию агрессивности может осуществлять психолог либо же психотерапевт. К психиатру следует обращаться в том случае, если агрессия подростков или более взрослых людей дошла до критичной ситуации, когда человек способен навредить или себе, или другим живым существам.

Среди основных методов борьбы следует отметить гипноз, психодраму, психоанализ, тренинговые программы, а также аутогенную тренировку.

вспышки агрессии

Очень интересным многие психологи считают тренинг, который позволяет человеку научиться общаться в социуме и приобрести определенные навыки. На нем специалист моделирует ситуации, в которых максимально показывается, что человек может спокойно отреагировать на любой конфликт либо же проявление агрессивности со стороны других людей.

Игры для агрессивных малышей

Агрессия — это явление негативного характера, которое нужно вовремя купировать. Если речь идет о ребенке со слишком импульсивным и вспыльчивым характером, то следует придумать методы, помогающие ему бороться с агрессией. Психологи рекомендуют выбирать те упражнения, которые позволят ему понять, что не обязательно издеваться над младшими, чтобы выплеснуть эмоции.

Можно заниматься с ребенком при помощи игр. Хорошим вариантом будет покупка боксерской груши, выбивание подушек, бег или занятия на игровой площадке (в секции). Ребенку можно положить в карман бумагу, которую он будет рвать при стрессе. Именно так малыш сможет ликвидировать свои негативные эмоции и перестанет проецировать их на младших.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector