Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:

  • личностной незрелостью;
  • медленной скоростью психического развития;
  • умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
  • патологией познавательной деятельности в негрубом
    виде.

В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:

  1. Ребенку тяжело слушаться взрослых.
  2. Нелегко досидеть до конца занятия.
  3. Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
  4. Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Индивидуальное обучение — методы

Определяют задержку психического развития в школьном возрасте. Главные критерии:

  • неуспеваемость;
  • отстает социальная адаптация;
  • освоение знаний протекает медленно, малыш не успевает за сверстниками с нормальным уровнем развития;
  • школьник быстро теряет интерес к занятиям;
  • сосредоточенность отсутствует или быстро переключается;
  • присутствуют тревожность, страхи, навязчивые состояния;
  • импульсивное поведение;
  • гиперактивность.

Самостоятельная деятельность и мышление отсутствуют: малышу тяжело выполнить работу до конца. Ситуация обостряется в старшем школьном возрасте, когда приходится находить решение проблемы самостоятельно.

При разговоре с ребенком возникает ощущение скованности, так как он серьезно обдумывает ответ. Легкость в налаживании социальных контактов и общении отсутствует.

Психологические особенности детей с ЗПР по сравнению с теми же показателями у малышей с задержкой умственного развития:

  • трудности в изучении математики, элементарной грамоты, при этом речь развита лучше;
  • хорошо запоминают стихи, рассказывают сказки;
  • познавательная деятельность развита лучше, чем у умственно отсталых детей.

Наблюдается отсутствие инициативы. Ярко выражены нарушения тонуса, двигательной функции. Отсутствует контроль собственной деятельности.

Индивидуальная наработка навыков с детьми происходит в несколько этапов. Первый — формирование доверительных эмоциональных отношений. Включает общение на равных, частое повторение имени воспитанника. Основой является предметно-игровая деятельность. Применяется метод совмещенных действий. Например, взрослый проводит карандашом кривую линию на бумаге, ребенок параллельно проводит свою линию. Взрослый строит пирамиду из кубиков — ребенок повторяет действия.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Второй этап — формирование опыта игры. Воспитанник учится повторять игровые действия педагога, повторяет их, затем начинает узнавать в своей деятельности действия взрослых. После освоения дети переходят к сюжетной игре.

Третий этап — формирование пространственного мышления, ознакомление с формой, цветами, размерами. Цель — сформировать зрительную координацию.

Индивидуальная работа лучше способствует развитию мышления, общения, физиологических функций. Дети достигают успехов быстрее при индивидуальном подходе. При этом коллективная работа важна для формирования навыков общения, социализации, решения конфликтных ситуаций.

Причинно-следственные связи, их осознание — цель коррекции и обучения в раннем дошкольном возрасте, а также развитие способности концентрировать внимание, сосредотачиваться, переключать внимание, мыслить пространственно.

Состоит из трех отдельных блоков:

  1. Пространственно-временные ориентировки.
  2. Развитие психических функций.
  3. Развитие моторных функций.

Индивидуальные занятия начального этапа способствуют освоению собственного тела. Цель — показать отношения объектов в пространстве, их зависимость друг от друга на примере собственных рук, ног, головы. Задача этапа — отработать понимание временных отрезков, научить ориентироваться во времени.

Развитие психических функций направлено на тренировку основных процессов — мышления, памяти, восприятия, внимания. Предлагаются игры для развития навыков слуха, ощущений, зрительного восприятия вещей, запоминания и повторения.

Моторика развивается с помощью статических и динамических упражнений для пальцев рук. Используются настольные, сюжетные игры. Начальный этап — повторение за педагогом, затем собственное воспроизведение.

Причины возникновения ЗПР у детей

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют
несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Детей с задержкой психического развития условно делят на 4 группы:

  1. Тип задержки конституциональный. Взрослые дети имеют детские черты лица и манеру поведения, небольшой рост. Эмоциональное развитие находится на начальном уровне. Свойственны бурные всплески эмоций, перепады настроения. Игра — основной любимый вид деятельности, даже в школьном возрасте.
  2. Тип ЗПР — соматогенный. Связан с перенесенными тяжелыми заболеваниями в младшем возрасте. Это аллергические проявления, болезни пищеварительного тракта или обмена веществ, сердечно-сосудистые аномалии, болезни почек, тяжелые неполадки в работе дыхательной системы. Данный случай считается временным, не связан с неполадками работы нервной системы.
  3. Тип задержки — психогенный. ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания, психической травмой, пережитой в раннем детстве, которая эмоционально запечатлелась в мозгу.
  4. Тип задержки психического развития объясняется родовой травмой, внутриутробным воздействием ядов, токсинов, вирусов, бактерий.

Церебрально-органический тип встречается чаще всего. Здесь имеет место стойкое поражение нервной системы, слабо поддающееся коррекции и лечению.

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов — ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы — осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.

К основным
группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:

  • недостаток общения, приводящий к отсутствию
    общественного опыта;
  • биологические факторы, препятствующие нормальному
    созреванию мозговых структур;
  • наличие различных соматических заболеваний;
  • негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
  • отсутствие соответствующей возрасту, полноценной
    деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.

Также к
причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери
или различные осложнения при родах:

  • заболевания матери хронического характера (сахарный
    диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
  • заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит,
    краснуха);
  • токсоплазмоз;
  • токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
  • несовместимость крови по резус-фактору у матери и
    малыша;
  • употребление во время беременности матерью
    гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
  • асфиксия малыша при родах или ее угроза;
  • травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов
    для родовспоможения;
  • соматические и инфекционные заболевания детей в раннем
    возрасте;
  • поражение нервной системы крохи, возникающие после
    травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.

Также задержка
психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов
зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что
приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.

Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.

Среди биологических причин:

  • Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
  • Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
  • Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
  • Наследственная предрасположенность.

Среди социальных причин:

  • неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
  • частые психологические травмы в жизни ребенка
  • авторитарный характер воспитания
  • гиперопека
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми

Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.

Классификация и виды ЗПР

Для классификации задержки психического развития детей важно учитывать причины, которые привели к формированию данной патологии. В педиатрии выделяют четыре основных вида этого заболевания, каждая из разновидностей которого имеет свои особенности и является ключевым фактором для поиска действенного метода лечения.

Важно

Чаще всего задержка психического развития является обратимым нарушением, в редких случаях коррекции не поддается патология, сформировавшаяся на почве генетических предпосылок.

Классификация ЗПР представлена следующим образом:

  • Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактикаЗПР психогенного происхождения. В данном случае речь идет о неблагоприятных условиях проживания и воспитания ребенка, безнадзорности или гиперопеки. Некоторые родители буквально впадают в крайность, когда дело касается их детей. Они начинают либо давить ребенка своей опекой, считая, что таким образом проявляют свою заботу и обеспечивают безопасность. Второй крайностью можно считать отсутствие минимального контроля. В таких ситуациях родители оправдываются желанием развить в ребенке самостоятельность.
  • ЗПР конституционального происхождения. Данный вид в медицине называют также гармоническим психофизическим инфантилизмом. Здесь большую роль играет наследственная предрасположенность, то есть инфантилизм встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. Для таких детей характерными чертами являются: выразительная жестикуляция и живая мимика, ограничения интересов до игровой деятельности, отставание в развитии на 1,5-2 года от сверстников.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР этого вида характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Чаще всего причиной формирования данного вида ЗПР являются патологии беременности, среди которых можно выделить: тяжелая форма токсикоза, недоношенность, инфекции, асфиксия, болезни с осложнениями первого года жизни.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной потерей приобретенных навыков и возвращением к более ранним формам поведения. Именно в результате длительных и тяжелых болезней можно наблюдать не только отсутствие прогресса в развитии, но и некоторый регресс. Таких детей в обществе принято называть «домашними». У них весьма ограничен круг общения, поскольку они довольно-таки замкнуты и имеют проблемы в общении со сверстниками. Дети с ЗПР самотагенного типа отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью, лабильностью, астенией и нарушением внимания.

Важно

Особая опасность задержки психического развития состоит в том, что одним из ее осложнений является риск развития аутизма. Медицинская практика показывает, что вылечить аутизм полностью невозможно, поскольку не существует действенных методик терапии именно этой патологии.

ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:

  1. Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
  2. Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
  3. Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
  4. Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые
здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить
педагоги.

Описание личных качеств детей с ЗПР

Дети с задержкой развития — их психологические характеристики:

  1. Главная черта — несформированность внимания, влияющая на процесс обучения. Природа внимания разная: одни способны максимально сосредоточиться вначале работы, затем внимание снижается. Другие переключаются после выполнения какой-либо задачи. Третьи сосредотачиваются и расслабляются периодически.
  2. Низкая продуктивность и устойчивость памяти. С увеличением нагрузок в школе ребенок не справляется, отстает в среднем на 2 года в развитии.
  3. Слабость мыслительной деятельности, неспособность к обоснованию, выводам.
  4. Отсутствие инициативы, познавательной активности, которая присуща нормально развивающимся детям, отсутствие мотивации.
  5. Речевые отклонения, неспособность сформировать логическое предложение из-за плохого понимания смысла. С этим связано плохое запоминание материала и невозможность его воспроизведения.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

У детей с ЗПР формируется негативное отношение к школе из-за слабой учебной мотивации. Постоянные неудачи укрепляют отрицательное эмоциональное отношение.

Усугубляют проблему:

  • низкий уровень интеллекта и образования родителей, неосознавание ими проблемы;
  • недостаточное материальное обеспечение;
  • разные подходы к воспитанию у всех членов семьи;
  • проживание в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • долгосрочные стрессовые ситуации, в которых ребенок вынужден пребывать.

Сочетание социальных факторов и состояния здоровья дает прогноз, насколько ситуация поддается коррекции.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.

К ним относятся:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • неспособность крохи самостоятельно питаться из-за
    неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и
    умений ходить, ползать и держать голову;
  • невысокая заинтересованность к познанию окружающего
    мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены
    в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
  • либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность
    и плохой, неспокойный сон.
  • патологическая двигательная активность или, наоборот,
    сниженная;
  • отставание в освоении различных навыков самообслуживания,
    например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.

Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных
признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше
перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в
будущем.

В медицинской среде под понятием «задержка психического развития» (ЗПР) подразумевается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка. Мышление таких детей отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний, они предпочитают познавать новое в игровой форме и достаточно быстро утомляются.

Важно

Если сравнить ребенка с ЗПР с его сверстниками, то первый будет заметно отличаться ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности.

Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша. Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру. В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.

Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.

Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:

  • эмоции доминируют над послушанием
  • гиперактивность
  • наличие разного рода страхов
  • робость, застенчивость, отсутствие инициативы
  • слабая концентрация внимания на умственной деятельности
  • плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
  • отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
  • небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
  • ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
  • искажение звуков при произношении
  • нарушения слуха
  • отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
  • отсутствие желания следовать примеру взрослого

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
    действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
    самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
    играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.

Работа с детьми с ЗПР

Определить задержку психического развития невозможно, пока школьник не начинает активно учиться. В процессе оказывается, что половина неуспевающих детей страдают ЗПР.

Основной вид деятельности — творчество, труд. Начинают с посильных заданий, заканчивают сложной творческой работой, где приходится мыслить, планировать, составлять план действий. Отрабатывая навыки в творчестве, малыш познает мир, учится контролировать эмоции, поведение, развивает усидчивость.

Считается, что задержка психического развития, не связанная с органическими поражениями нервной системы, поддается коррекции.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

К подростковому возрасту удается исправить большую часть проблем, ребенок догоняет сверстников физически и эмоционально.

Работа с детьми ведется в специальных заведениях. Малыш не способен учиться с той скоростью, которая есть в обычных школах. Важно рано выявить проблему, чтобы не травмировать детей морально. Они быстро устают, игнорируют правила школы, стараются переключиться на легкую деятельность. Пробелы в знаниях накапливаются, школьник переходит в ранг неуспевающего.

Задача педагога — многократно повторять материал, стараясь удержать внимание ученика, мотивировать закончить начатое, довести до конца работу.

Занятия проводятся коллективно, дети учатся ставить цель, выполнять ряд действий, ведущих к ее выполнению. Вначале лидером выступает педагог, мотивируя учеников, затем осуществляется переход к индивидуальной деятельности.

Виды деятельности, которые предлагаются детям с ЗПР:

  1. Решение повседневных задач. Уборка постели, игрушек, уход за собой, удовлетворение базовых потребностей.
  2. Сказкотерапия формирует новые понятия о мире, развивает речь, мышление, формирует новые эмоции. Дети отображают действие сказки на бумаге, рисуя персонажей, лепят пластилиновых героев — улучшается мелкая моторика. Придумывание новых сказок развивает воображение, творческое начало, усиливает мотивацию.
  3. Песочная терапия. Успокаивает, снимает агрессию. Парапсихологи считают, что песок забирает негатив. Взаимодействие руками с песком балансирует энергетику.

Развитие речи:

  1. Применяется конструктор «Лего». Процесс сборки сопровождается рассказом, объяснениями, отработкой навыков произношения.
  2. Музыкотерапия. Слушание песен, обсуждение смысла. Воспитанник учится подбирать слова, выражать мысли, составлять сложные предложения.
  3. Задачи на мышление. Например, отличить буквы от цифр, назвать их, расположить картинки по группам.

Развитие речи занимает главное место в системе работы педагогов с детьми ЗПР. После освоения навыков можно переходить к этапу развития мышления, творческим задачам. Недостатки речи сказываются на качестве общения, восприятия информации другими людьми. Какие недостатки часто встречаются:

  • нечеткое произношение, смазанность дикции;
  • ограниченный словарный запас;
  • непонимание смысла, употребление слов неадекватно ситуации;
  • преобладание в лексиконе определенных частей речи, например, существительных.

Перед началом коррекционной работы важно определить, какое происхождение имеет проблема. Для этого требуется мнение педагога, медицинского работника, психолога.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

В специализированных детских центрах групповая работа ведется параллельно индивидуальной.

Характеристика
детей с задержкой психического развития

Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды
симптомы нарушений проявляются по-разному.

В 2 года

В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему
миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.

что должен уметь ребенок в 2 года
Что должен уметь ребенок в 2 года

Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет
положительные эмоции при их появлении.

Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты.
Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в
отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться
самостоятельно.

В 3-4 года

В этом возрасте у малыша
начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими
именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она
нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.

Что должен уметь ребенок в 3 года
Что должен уметь ребенок в 3 года

Узкий словарный запас и
отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны
вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.

В 5-6 лет

 Что должен уметь ребенок в 5 лет
Что должен уметь ребенок в 5 лет
  • считать до 10;
  • уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
  • имеет понятия «один» и «много»;
  • знает основные цвета;
  • называет геометрические фигуры, умеет их различать.
 Что должен уметь ребенок в 6 лет
Что должен уметь ребенок в 6 лет

При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и
практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять
задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы,
преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей
более раннего возраста.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой
Что должен знать и уметь ребенок перед школой

При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у
малыша родители должны обязательно посетить врача.

Диагностика ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.

Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины
отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:

  • дефектологом;
  • психотерапевтом;
  • педиатром;
  • логопедом;
  • детским неврологом;
  • психологом.

Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:

  1. Сбор и изучение анамнеза.
  2. Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
  3. Анализ медицинской документации ребенка.
  4. Изучение условий жизни крохи.
  5. Диагностическое исследование речевых навыков.
  6. Изучение эмоционально-волевых характеристик.
  7. Нейропсихологическое тестирование.

В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.

Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга
крох.

На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются
рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в 
специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.

Лечение и коррекция задержки развития

ЗПР у детей дошкольного возраста

Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с
дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов,
педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также
родителей и близких ребенка.

Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные
учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.

Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:

  • применение метода наглядности;
  • дозированность выдачи учебного материала;
  • многократные повторения;
  • применение технологий, направленных на сбережение и
    охрану здоровья;
  • частая смена деятельности.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:

  1. Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными
    нарушениями.
  2. Массажа.
  3. Лечения водой.
  4. Физиотерапии.
  5. Лечебной физической культуры.

Особую роль при
воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:

  • внимания;
  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти.

Внимание при
коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной
области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия,
сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.

Методы лечения и коррекции задержки психического развития всегда подбираются после подробного изучения общей клинической картины состояния здоровья ребенка. Нельзя надеяться на то, что добрый доктор пропишет волшебную таблетку и все пройдет без последствий. Для лечения ЗПР необходима плотная совместная работа врачей, психологов и родителей. Медикаментозная методика применяется только в крайних случаях, когда все остальные способы коррекции не принесли ожидаемых результатов.

После того, как арчи определят тип ЗПР и разберутся в причинах его формирования, они предложат методики лечения, среди которых чаще всего применяются:

  • Микротоковая рефлексотерапия. Суть этой методики состоит в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами. Если данный способ лечения был применен своевременно, то поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются без последствий.
  • Занятия с логопедом и дефектологом. Наиболее популярная и востребованная методика, подразумевающая работу, направленную на развитие памяти у ребенка, улучшение моторики, устранение дефектов речи, развитие мышления, нормализацию артикуляции.
  • Лекарственная терапия. Назначить медикаментозную терапию может только невролог или невропатолог. Причем следует отметить, что такой метод лечения применяется только в том случае, когда другие способы оказались бездейственными. В лечебной терапии используются препараты, направленные исключительно на восстановление определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Сфера интересов детей с ЗПР

Задержку психического развития детей практически невозможно заметить на фоне сверстников, имеющих нормальные показатели развития. Они посещают театры, цирк, получают удовольствие от экскурсий. Любят участвовать в спортивных соревнованиях, при этом имеют нескоординированные неловкие движения, в которых ощущается скованность. Трудно даются ритмичные упражнения под музыку. Занятия, подразумевающие двигательную активность, лучше воспринимаются, чем процесс обучения.

Другие дети любят заниматься механической работой, не требующей умственного напряжения, концентрации внимания. Дефицит внимания не позволяет длительно выполнять одну работу, малыш переключается, забывая, что делал минуту назад.

Особенностью, объединяющей подвижные и спокойные занятия, является отсутствие инициативы, фантазии, творчества.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский

Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.

В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.

Для работы с детьми с
ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть
преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной
коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они
способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают
самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование
беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и
соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и
развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у
специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно
выделить следующие:

  1. Планирование беременности. Соблюдение всех
    рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских
    учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
  2. Исключение негативного воздействия на плод при
    беременности, полный отказ от вредных привычек.
  3. Обеспечение положительных условий для жизни и развития
    ребенка.
  4. Предотвращение возникновения заболеваний соматического
    и инфекционного характера у малышей раннего возраста.

Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск
возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.

Лечение

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы . Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите здесь.

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

ЗПР у детей дошкольного возраста

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

alt

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете здесь.

Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:

  1. Комплексную реабилитацию.
  2. Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу
    различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к
    обучению).
  3. Лекарственное воздействие.
  4. Занятия с психологом.

Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей
и логического мышления, а также на формирование основных понятий:

  • о размере и форме;
  • о различии «большой» и «маленький»;
  • объединение предметов в группы по определенному
    признаку.

Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций.
Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется
собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких
людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в
дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.

Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и
при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.

Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских
психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII
вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая
смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и
др. современных методов. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках
индивидуальных и групповых занятий.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в
соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,
ЛФК, массаж, водолечение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector