Как называется болезнь когда плохая память

Как пожилому человеку улучшить память?

В то же время патологические процессы в старческом возрасте не всегда являются следствием прожитых лет. На их возникновение может влиять наследственность, образ жизни, перенесенные заболевания, в т. ч. и в раннем возрасте. Изменения познавательных способностей могут быть временными и постоянными.

При первых факторах дегенеративного процесса необходимо учитывать, что если произошла кратковременная потеря памяти, причины могут быть вызваны:

  • Протекающими и не всегда заметными для окружающих недугами, в т. ч. психическими атаками, бессонницей, обмороками, головокружением.
  • Различными повреждениями.
  • Инфекциями (болезнью Лайма, третичным сифилисом, туберкулезом и др.).
  • Последствиями приема химических препаратов. Установлено, что негативно влияют на головной мозг «Кемадрин», «Тимолол», «Проциклидин», «Дисипал» и др.
  • Злоупотреблением горячительными напитками.
  • Приемом наркотиков.

Болезнь Паркинсона, эпилепсия, новообразования в мозгу, депрессия – в числе первых «виновников», способствующих коварной патологии. Медики предупреждают, что если у близкого человека замечены признаки болезни Альцгеймера, следует незамедлительно бить тревогу, обращаться за врачебной помощью, чтобы приостановить развитие злого недуга, не дать перейти ему в неизлечимую, тяжелую стадию.

Непродолжительную утрату способности запоминать зачастую провоцируют черепно-мозговые травмы, последствием которых является сотрясение мозга. Также причиной патологии может стать прекращение (недостаточное) поступление в мозг кислорода в результате утопления или удушья. Дискомфорт могут вызвать и респираторные заболевания, создающие дефицит поступления кислорода в кроветворную систему. Склероз головного мозга часто наблюдается после пережитых негативных эмоций.

Если болезнь не выявлена на ранних сроках, не проведено обследование и надлежащая терапия, то она может перейти на следующую стадию. Деменция характеризуется глубокими дисфункциями мозга. Значительно страдают процессы обработки информации, обобщения, восприятия, запоминания, возникают сложности с произношением слов.

Старческое слабоумие становится преградой для полноценной жизни человека. Нарушение психической функции способно сделать человека абсолютно беспомощным, неспособным полноценно жить в социуме. На ранних этапах старики теряют – частично или полностью – самостоятельность. При умеренной и тяжелой форме недуга страдающим людям требуется постоянная помощь, надлежащий уход, психологическая поддержка.

Нарушения памяти у детей связанны как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных), коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний (нередко вызываемых частыми ОРВИ), неблагоприятного психологического климата в семье и детском коллективе. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости, проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и общении со сверстниками.

Более 80 % информации человек получает со зрением. Поэтому, нарушения зрения ведут к существенным ухудшением процессов памяти, особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

В пожилом возрасте нарушения памяти связано, как правило, с возрастными изменениями в кровеносных сосудах и ухудшения мозгового кровообращения. Также, в процессе старения ухудшаются обменные процессы в нервных клетках. Отдельная серьезная причина нарушения памяти у пожилых – болезнь Альцгеймера.

На нарушение памяти жалуются от 50 до 75 % пожилых людей. Снижение памяти, забывчивость – главные симптомы возрастного нарушения памяти. Вначале ухудшается кратковременная память на только что произошедшие события. У больных появляется страх, неуверенность в себе, депрессивные состояния.

Как правило, в процессе нормального старения функция памяти снижается очень медленно и даже в глубокой старости не приводит к существенным проблемам в повседневной жизни. Помогают замедлить этот процесс активная умственная деятельность (начиная с юных лет) и здоровый образ жизни.

Но, если нарушение памяти в пожилом возрасте прогрессирует более интенсивно и больной не получает адекватное лечение, может развиться старческая деменция. Она проявляется в практически полной утрате способности к запоминанию текущей информации и невозможности даже обычной бытовой деятельности.

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Как и в любой другой интеллектуальной деятельности, в процессах запоминания одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий – мотивационный компонент.

Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Это и было мотивацией.

Мотивационный компонент памяти нарушается в условиях депрессивных и астенических состояний, когда отмечается общая замедленность мыслительных процессов. Особенно сильно снижаются мотивации у больных шизофренией. А у страдающих эпилепсией наоборот, мотивационный компонент памяти существенно усиливается.

При качественных нарушениях памяти наблюдается извращение, перекручивание и искажение запомненной информации. Такие расстройства носят название парамнезии.

Наблюдаются такие качественные нарушения памяти:

  • Псевдореминесценции — это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени. Такие «воспоминания» возникают, как правило, у больных страдающих фиксационной амнезией.
  • Конфабуляции – другой вариант заместительных «воспоминаний». В этом случае провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны. Конфабуляции свидетельствуют не только о фиксационной амнезии, но и об утрате критического восприятия происходящего.
  • Криптомнезии – при таком варианте парамнезии больной недостающие воспоминания восполняет событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Утрачивается способность к идентификации источника информации. Больной может присвоить себе даже создание произведений искусств и авторство научных открытий.
  • Эхомнезия – восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее. Но в отличие от deja vu, не возникает эффекта озарения и ощущения страха.

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

  • Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

trusted-source

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

  • Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

Кратковременная и долговременная память

Кратковременная память представляет собой такую разновидность памяти, характерной особенностью которой является то, что она содержит в себе ту информацию, которая используется человеком непосредственно в текущий момент времени.

Как улучшить кратковременную память? замечательным помощником в этом может стать применение дидактических карточек для развития способности к запоминанию информации. Дидактические карточки, используемые в играх, оказывают стимулирующее действие на мозговую активность и способствуют улучшению памяти.

Приведем несложное упражнение из числа предназначенных для достижения цели подразумевающей то, как улучшить кратковременную память.

На подносе раскладывается несколько предметов. Их нужно запомнить, после чего они накрываются тканью. Задание состоит в том, что необходимо написать список всех тех вещей, которые отложились в памяти. После этого ткань убирается, и список сравнивается с тем сколько и какие именно предметы находятся на подносе.

Еще одной полезной рекомендацией может стать то, что необходимо стремиться уделять достаточное внимание деталям, быть собранными и сосредоточенными, чтобы не погружаться в то состояние когда все действия выполняются бездумно, так сказать, «автоматически», не вникая в суть происходящего.

Особенностью характеризующей долговременную память является то, что она предназначена для хранения информации в течение продолжительного времени. Все что содержится в долговременной памяти и способно оставаться там практически до конца жизни. Однако бывают случаи, когда человек мучительно пытается вспомнить что-то важное и – безрезультатно.

Можно привести ряд некоторых практических рекомендаций следование, которым поможет улучшить навыки запоминания.

Для того чтобы эффективно запомнить значительные массивы разрозненных сведений предлагается использовать простые ассоциации. При этом каждый фрагмент информации как бы прикрепляется к какой-то одной части человеческого тела, при упоминании которой нужные данные автоматически всплывают в памяти.

Лучшему запоминанию способствует отсутствие или сведение к минимуму каких-либо факторов отвлекающих внимание человека. В условиях тишины и покоя когда выключен телевизор и не играет громкая музыка, человеку легче сосредоточится и процессы долговременной памяти отличаются большей эффективностью.

Большие объемы информации легче фиксируются в долговременной памяти, если их разбить на отдельные смысловые блоки и определенным образом структурировать. В качестве примера этого можно привести многозначные телефонные номера, которые пишутся по нескольку цифр через пробелы.

Кратковременная память, осуществляющая анализ информации, поступающей от различных органов чувств, и ее обработку, реализуется при участии синаптических контактов. Это кажется очевидным, поскольку время, в течение которого осуществляются эти процессы, несоизмеримо со временем синтеза новых макромолекул.

Процесс консолидации занимает более длительное время и не вмещается в строго определенный интервал (продолжаясь от нескольких минут до нескольких суток). Вероятно, на длительность этого периода влияет как качество информации, так и состояние мозга. Информация, которую мозг сочтет несущественной, не подвергается консолидации и исчезает из памяти.

Как называется болезнь когда плохая память

Остается загадкой, как решается вопрос о ценности информации и каковы реальные нейрохимические механизмы процесса консолидации. Сама длительность процесса консолидации позволяет считать, что он является постоянным состоянием мозга, непрерывно осуществляющим «мыслительный процесс». Разнообразный характер информации, поступающей в мозг для анализа, и широкий спектр разных по механизму действия ингибиторов процесса консолидации позволяют предполагать, что на этом этапе во взаимодействие вовлекаются разнообразные нейрохимические механизмы.

Применение соединений, указанных в таблице в качестве ингибиторов процесса консолидации, вызывает у подопытных животных амнезию (потерю памяти) — неспособность воспроизвести выработанный поведенческий навык или предъявить для использования полученную информацию.

Интересно, что некоторые ингибиторы проявляют свое действие после предъявления запоминаемой информации (ретроградная амнезия), а другие — при применении в предшествующий этому период (антероградная амнезия). Широко известны эксперименты по обучению цыплят отличать зерно от несъедобных, но похожих по размеру объектов.

Введение в мозг цыплят ингибитора белкового синтеза циклогексимида не мешало процессу обучения, но полностью предотвращало закрепление навыка. Напротив, введение ингибиторов Nа-насоса (Nа/К-АТФазы) уабаина полностью тормозило процесс обучения, не оказывая влияния на уже сформированные навыки. Это означает, что Nа-насос вовлечен в формирование кратковременной памяти, но не участвует в процессах консолидации.

Следовательно, обучение в период формирования кратковременной памяти включает в себя активацию определенных нейронов, а консолидация — создание долговременных межнейронных сетей, для закрепления взаимодействия в которых необходим синтез специальных белков. Не следует ожидать, что эти белки будут носителями конкретной информации, их образование может быть «всего лишь» побудительным фактором для активации межнейронных связей.

В то же время понятно, что за созданием стойкого навыка стоит способность популяции нейронов формировать сеть, в которой передача сигнала становится наиболее вероятной, и эта способность мозга может сохраняться длительное время. Наличие одной такой межнейронной сети не мешает Нейронам вовлекаться в аналогичные иные сети.

Обучаемость тесно связана со способностью к пластичности — способности синаптических контактов к функциональным перестройкам, происходящим в процессе функционирования, направленным на синхронизацию нейрональной активности и создание межнейронных сетей. Проявление пластичности сопровождается синтезом специфических белков, выполняющих известные (например, рецепторные) или неизвестные функции.

Одним из участников реализации этой программы является белок S-100, относящийся к аннексинам и обнаруживаемый в мозге в особенно больших количествах (он получил свое название от способности оставаться растворимым при 100-процентном насыщении сульфатом аммония при нейтральных значениях pH). Его содержание в мозге на несколько порядков больше, чем в других тканях.

Он аккумулируется преимущественно в клетках глии и обнаруживается вблизи синаптических контактов. Содержание белка S-100 в мозге начинает увеличиваться через 1 ч после обучения и достигает максимума через 3-6 ч, оставаясь на высоком уровне в течение нескольких суток. Введение антител к этому белку в желудочки мозга крыс нарушает обучаемость животных. Все это позволяет считать белок S-100 участником создания межнейронных сетей.

Как называется болезнь, при которой теряется память

Что же считать нормой в ухудшении памяти и ее потере? Определенного порога не существует, у каждого человека он свой. Все знают, что у памяти нет пределов. Существует такое понятие, как суперпамять. Те, кто ей владеет, способны запомнить мельчайшие подробности событий услышанных либо увиденных, произошедших когда-то в прошлом.

Многие официальные справочники и серьезные издания называют этот процесс не просто физиологическим явлением, но и способом накапливать культурный, жизненный опыт. Специалисты делят память на долговременную и кратковременную. У каждого человека соотношение их может различаться. Проблемы с памятью у молодых людей причины может иметь разные, но в любом случае большое значение имеют ее развитие и тренировка.

Если вы обладаете развитой долговременной памятью, то материал, скорее всего, усваивать будете нелегко, но зато спустя годы информация останется в голове. Обладатели натренированной кратковременной памяти мгновенно запоминают материал, но буквально уже через неделю не могут воспроизвести то, что когда-то хорошо знали — информация не сохраняется.

Причины ухудшения

Если у человека стали проявляться нарушения интеллекта, сузились возможности нормальной жизнедеятельности на бытовом уровне, то следует пройти нейропсихологическое обследование. Пожилым людям нельзя откладывать визит к медикам в таких случаях:

  • В течение последних 2-3 месяцев ощутимо ухудшилось настроение, стала часто «подводить» память.
  • Во время выполнения профессиональных обязанностей трудно концентрироваться, логически мыслить, четко формулировать вопросы.
  • Ранее был поставлен диагноз: диабет, гипертония, инфаркт, ухудшение мозгового кровообращения.

Обратите внимание на симптомы, которые часто наблюдаются при сбое в функционировании головного мозга у людей «золотого» возраста:

  1. Ухудшение зрения, ощущение «пелены перед глазами».
  2. Чувство тяжести в голове, которое не проходит после сна, отдыха.
  3. Внезапная агрессивность, сменяющаяся депрессией, злостью.
  4. Заложенность ушей.
  5. Потеря координации в привычных условиях.
  6. Спутанность сознания.

Что делать, если наблюдается быстрая потеря памяти у пожилых людей, как лечить недуг? Сразу отметим, что главная задача лечения старческой амнезии заключается в предотвращении дальнейшего усугубления болезненного состояния. В этом случае не говорится о полном восстановлении здоровья. Специалист лишь может определить, какие препараты, методы эффективнее применять.

  • ЭЭГ (электроэнцефалография).
  • Общий и/или биохимический анализ крови.
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография сосудов головы).
  • КТ (компьютерная томография головного мозга).
  • ДСМ (дуплексное сканирование сосудов мозга) и др.
  • Фармакологические препараты.
  • Психосоциальную терапию.
  1. Средства, улучшающие мозговое кровообращение (Трентал, Пентоксифиллин).
  2. Препараты, предупреждающие повреждение нейронов (Глиатилин и Церебролизин, Пирацетам и Актовегин).
  3. Средства, влияющие на функцию (процесс) запоминания (Мемантин, Алзепил, Глицин). Хорошие результаты дает применение гинкго билоба.

При синильном слабоумии хорошие результаты дает гипносуггестивная терапия. В некоторых случаях под воздействием гипноза удается восстановить «утерянные» факты, события. Эффективными считаются и такие приемы: разгадывание загадок, головоломок, кроссвордов, счет в обратном порядке, настольные игры и т.д.

Внезапная амнезия может наступить после алкоголя, употребляемого без каких-либо ограничений, особенно на голодный желудок. Высокоградусные напитки в больших дозах ведут к нарушению связей между мозговыми клетками. Этанол поступает в кровь, происходит быстрая интоксикация всего организма, что и приводит к дисфункции мозга. Замечено, что незначительное количество алкоголя не ведет к утрате воспоминаний.

Для избавления от алкогольной амнезии применяются препараты содержащие витамины группы B (как в виде инъекций, так и в виде таблеток). Под их воздействием происходит восстановление нервной системы, налаживается энергетический обмен. Для улучшения метаболизма тканей мозга и усиления кровообращения назначаются сосудистые средства в сочетании с ноотропами. Больным обязательно следует включать в рацион продукты с витамином B – печень, проросшие зерна пшеницы, фасоль, орехи и т. д.

Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга.

Проблемы с памятью у молодых людей (основные причины):

  • Наличие бессонницы, хроническая усталость.
  • Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение.
  • Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти.
  • Авитаминоз. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезни внутренних органов: почечная и печеночная недостаточность, цирроз печени, туберкулез легких зачастую сопровождаются нарушениями мозговой деятельности и далее — нарушениями памяти.
  • Различные патологии головного мозга: аденома гипофиза, злокачественные новообразования и другие.

Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным. Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов.

В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге.

Как называется болезнь когда плохая память

Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы. Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации.

Если память резко ухудшилась – это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении. Потеря памяти нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма.

При выявлении нарушений памяти доктор, скорее всего, выпишет ноотропные средства. К этой группе принадлежит препарат «Ноопет». В его состав включены аминокислоты – дипептиды. Они воздействуют на кору головного мозга, при этом помогают в восстановлении памяти, концентрации внимания.

Проблемы с памятью случаются по разным причинам. У молодых и пожилых индивидуумов бывают травмы головы, сосудистые болезни, влияющие на работу головного мозга.

Образ жизни, полезные и вредные привычки, качество питания, все влияет на наши способности. Нарушение памяти в результате бесконечных попоек – естественный процесс. Первое, что надо сделать в этом случае, бросить пить.

Рассеянность в работоспособном возрасте бывает следствием заболевания. При ВСД у человека меняется ритм сердца, поднимается или понижается давление, появляются боли в области сердца, головокружение, близкое к обморочному состоянию.

Субъект, у которого вегетососудистая дистония, пугается за свою жизнь, начинает усиленно прислушиваться к своему самочувствию, внутреннему состоянию и становится рассеянным, теряет ориентацию в реальном мире, окружающем его. Приступы дистонии приводят к ослаблению внимания, бессоннице, способности концентрироваться на одном деле.

Как называется болезнь когда плохая память

Этот вид рассеянности называется мнимой, когда человек сосредоточен на своем внутреннем мире мыслей и забывает о нормальном поведении во внешнем мире. Так профессор, постоянно обдумывающий свое открытие, «вместо шляпы на ходу, вдруг одел сковороду».

Существует ученическая рассеянность внимания у ребенка, низкая концентрация мыслей на одной задаче длительный отрезок времени. Ребенок страдает синдромом рассеянного внимания (СРВ) по причине высокой активности. Часто стремительный рост костей школьника не успевает справляться с развитием головного мозга.

Особенно у мальчиков, вырастающих за лето на 10 см отмечаются частые головные боли, повышенное внутричерепное давление. Эти негативные и болезненные ощущения мешают ученику сосредоточиться на усвоении новой информации.

К тому же давно отмечено, что на современных школьников обрушивают слишком большой объем информации. Поэтому, виновниками рассеянности подростков часто бывают некомпетентные учителя и равнодушные родители.

Учителя, неспособные правильно выстроить программу обучения, и родители, которые вместо моральной поддержки оказывают на ребенка устрашающее воздействие, наказывая его, ругая.

Мать, которая кричит на сына, так, что окна трясутся у всех соседей, не поможет ему решить задачу по математике. Она только даст понять, что не любит его. Ребенок расстроится, будет грустить. От этого его рассеянность только увеличится и память не улучшится.

Забывчивость и рассеянность, к которой склонны люди, перешагнувшие границу 60-65 лет, определяется естественным увяданием умственной деятельности. Однако, гораздо позже она посещает тех, кто учит иностранные языки, разгадывает кроссворды, собирает грибы в лесу, плавает в бассейне, танцует танго.

Рассеянному ребенку должны помочь любящие родители и опытные учителя. Научить ребенка понимать информацию, а не зубрить ее. Тогда память не перегружается и внимание не рассеивается.

Препараты, улучшающие работу мозга:

  • Интеплан;
  • Ноотропил;
  • Глицин;
  • Пирацетам;
  • Пикамилон;
  • Танакан;
  • Аминалон;
  • Многие, улучшающие умственную деятельность.

Народные методы

Тертый свежий хрен с медом, тертыми лимонами отлично улучшает память. Пять ядер грецкого ореха растолочь в ступе и смешать со сливками.

Столовую ложку сухой мяты, смешать с таким же объемом сухого шалфея, залить половиной литра крутого кипятка. Настоять сутки, процедить, пить по 50 мл 4 раза в сутки за пол часа до трапезы.

Питание, диета

Как называется болезнь когда плохая память

Рацион должен быть разнообразным. Но, если вы хотите улучшить память, отдавайте предпочтение:

  • сухофруктам;
  • печеному картофелю;
  • семечкам подсолнуха;
  • салатам из свежих овощей с оливковым маслом;
  • бананам;
  • грецким орехам;
  • свежим ягодам и фруктам;
  • горькому шоколаду;
  • творогу;
  • сыру.

Патологии. Болезнь Альцгеймера

Чаще всего эта болезнь передается по наследству. На первых этапах она может быть незаметной. Но при первых признаках нарушения памяти лучше сразу обращаться к доктору. Человек, страдающий этим заболеванием, начинает забывать последние события, а со временем становится эгоистичным, трудным в общении, перестает ориентироваться во времени и пространстве. Болезнь неизлечима, но если обеспечить правильный уход и лечение, то процесс протекает ровно, тихо, без осложнений и страшных последствий.

По тем или иным симптомам можно определить, есть ли проблемы с памятью у молодых людей. Причины, что делать в это случае – обо всем расскажет доктор. Болезнь Паркинсона преимущественно затрагивает пожилых людей, но в последнее время зафиксированы случаи, когда 40-летним пациентам диагностировали данную патологию.

Наиболее частыми заболеваниями, которые значительно ослабляют процесс запоминания, являются черепно-мозговые травмы. Более опасны глубокие и обширные травмы, поскольку их тяжесть прямо пропорциональна процессу запоминания. При черепно-мозговых травмах у людей частыми явлениями выступают ретроградная и антероградная амнезия, характеризующиеся забыванием не только события, при котором произошла травма, но и тех, что предшествовали либо последовали следом за ней.

Также черепно-мозговым травмам свойственно возникновение галлюцинаций и конфабуляций. Под галлюцинациями понимаются ложные события и образы, которых в реальной жизни быть не могло (естественно, и не было). Конфабуляции представляют собой ложные воспоминания, которые подкидывает память больного человека.

Ухудшение памяти очень часто происходит и по причине нарушенного кровообращения в головном мозге пациента. При атеросклеротических сосудистых изменениях в мозге уменьшается поток крови к различным мозговым отделам, что и провоцирует ослабление памяти. В современном мире атеросклероз перестал быть заболеванием престарелых людей и все чаще диагностируется у достаточно молодого населения.

Атеросклероз также провоцирует развитие острого нарушения кровообращения в мозге. Данное заболевание, известное как инсульт, может затрагивать различные мозговые зоны, перекрывая кровяной ток к ним частично либо в полном объеме. Функционал таких зон грубо нарушается, страдает все, в том числе и память.

страх

Сахарный диабет обладает аналогичными воздействиями на процессы запоминания информации. Осложнением сахарного диабета может выступать ангиопатия – заболевание, проявляющееся в утолщении сосудистых стенок до того уровня, когда мелкие сосуды полностью перестают функционировать из-за перекрытия, а крупные значительно сужаются, замедляя кровоток.

При нарушении функции запоминания можно делать вывод о возможном возникновении заболеваний в щитовидной железе, которые характеризуются недостаточным количеством вырабатываемых ею гормонов – гипотиреозом. Гормоны щитовидной железы содержат в себе до 65% йода. При данном заболевании наряду с ухудшением памяти происходит увеличение веса, возникает депрессия, отечность, апатия, раздражительность, мышечный тонус становится очень слабым.

Воспалительный процесс в мозговых оболочках (менингит) и в веществе головного мозга (энцефалит) значительно влияет на работу всего мозга в целом. Наиболее частыми причинами энцефалитов и менингитов являются нейротропные вирусы и бактерии. Терапия данных заболеваний весьма успешна, если они своевременно выявлены, однако ухудшение памяти может остаться у человека в качестве последствий заболевания.

Хуже всего поддаются терапевтическим методикам дегенеративные болезни головного мозга, например, болезнь Альцгеймера. При данной патологии память постепенно, но уверенно снижается, приводя, в итоге, и к снижению интеллектуальных способностей пациента. Худшей ситуацией является состояние, когда человек перестает ориентироваться в пространстве, не способен заниматься самообслуживанием.

Болезнь Альцгеймера свойственна пожилым людям после 70-80 лет. Протекает она медленно, постепенно, и на начальных этапах совершенно незаметно. Признаками патологии выступают пониженное внимание и сбои памяти. Последние произошедшие с ним события пациент начинает забывать, а если о них настойчиво спрашивать, он начнет их подменять воспоминаниями из прошлого.

Если такие заболевания своевременно не начать лечить, человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, он не знает текущей даты, места, где он находится, не понимает, что нужно делать при возникновении естественных потребностей. Современная медицина считает болезнь Альцгеймера наследственной, при отсутствии лечения она в определенный момент резко прогрессирует, однако если ее лечить, протекание ее замедляется и является достаточно легким.

Однако ухудшение памяти далеко не всегда связано с поражением мозга, очень часто человек сам пытается забыть неприятности и страхи, применяя психологические механизмы защиты, которых очень много. При частом применении данных механизмов со стороны может создаться впечатление, что человек страдает расстройствами памяти, однако это не так. Такие «забытые» эмоции и состояния плохо воздействуют на нервную систему, приводя к агрессивности, неврозам и прочему.

Рассеянный склероз

Если появились проблемы с памятью у молодых людей, причины и первые симптомы могут указывать на сложное заболевание центральной нервной системы — рассеянный склероз. В ходе болезни разрушаются составляющие структуры спинного и головного мозга. Причину возникновения заболевания до сих пор не определили, считается, что она имеет аутоиммунное происхождение (в организм проникает некий вирус).

Музыка, улучшающая память

Внимание характеризуется обращенностью психики к тем или иным объектам, которые отличаются стабильной или ситуативной значимостью, а также является состоянием концентрации психики, при котором сенсорная, интеллектуальная или двигательная активность отличается повышенным уровнем.

Перед тем как начать рассмотрение вопроса как улучшить память и внимание следует уяснить свойства внимания.

Одним из самых простых для понимания свойством является объем внимания. В количественном представлении он соответствует тому, сколько объектов способны удерживаться в восприятии человека одновременно. Объем внимания находится в зависимости от индивидуальных особенностей психической сферы каждого конкретного индивидуума, его рода занятий, жизненного опыта и пр.

Концентрация или сосредоточенность внимания характеризуется фиксацией сознания на одиночном объекте либо же группе их. Благодаря сосредоточенности становится возможным постигнуть самую суть того объекта или явления что подвергается исследованию, выявляются особенности его строения и определяется назначение. Степень концентрации отличается обратной зависимостью между количеством объектов и площадью формы, которая пребывает в процессе восприятия.

Под распределением внимания подразумевается та особенность, благодаря которой становится возможным выполнение нескольких действий одновременно, сохраняя контроль над сразу несколькими процессами и удержание в поле внимания более чем одного объекта. Большое значение при этом имеет максимальное овладение навыками той или иной деятельности до уровня автоматизма, что позволяет эффективно заниматься несколькими делами в одно и то же время.

В качестве примера этого можно привести работу профессионального водителя, когда он в процессе управления транспортным средством, не задумываясь, должным образом реагирует на ситуацию на дорогах, на знаки и сигналы светофора, и при этом способен беседовать с пассажирами, слушать музыку, курить и т. д.

Препараты, улучшающие память по своему действию отличаются тем, что прежде всего производят благотворный эффект в виде улучшения и подкрепления умственной деятельности в целом, что в свою очередь способствует активизации процессов запоминания информации.

Таблетки Аминалон обеспечивают оптимизацию всех процессов происходящих в головном мозге, их применение приводит к улучшению памяти, стимулирует мышление и производит психостимулирующий эффект. Препарат входит в перечень средств помогающих восстановить речь после того как имело место острое нарушение кровообращения в мозге. Педиатры назначают Аминалон детям, отстающим в умственном развитии.

Витрум мемори, выпускаемый в форме таблеток помогает бороться с ухудшением памяти и внимания, он целесообразен при снижении мыслительных способностей, нарушениях речи, ослаблении зрения. Вследствие применения препарата обеспечивается улучшение поступления в клетки мозга глюкозы и кислорода, оптимизируется состав крови, и происходит нормализация обменных процессов.

Глицин имеет вид таблеток, которые необходимо класть под язык и держать там пока таблетка полностью не рассосется. Препарат принимает участие в регуляции обмена веществ, способствует повышению активности мозговой деятельности, помогает снять напряжение, обеспечивает восстановление и нормализацию здорового сна. Особенностью является то, что применение Глицина допускается женщинам во время беременности, а также грудным младенцам.

Интелан, в капсулах или имеющий вид сиропа, обладая стимулирующими свойствами для мозговой активности, имеет показаниями к применению ухудшение памяти и нарушение концентрации внимания, шум в ушах, головокружения, депрессивное состояние, нервное напряжение вследствие перенесенных стрессовых ситуаций.

Рассматривая препараты, улучшающие память, назовем также Пирацетам. Препарат выпускается как 20-процентный раствор ампулах по 5 мл. Также он может быть представлен в виде гранул, таблеток и капсул. Благодаря приему Пирацетама происходит оптимизация кровоснабжения сосудов головного мозга, улучшаются процессы обмена, у организма увеличиваются энергетические запасы. Пирацетам обеспечивает улучшение процессов памяти и концентрации внимания, способствует лучшему запоминанию во время учебного процесса.

[3], [4], [5], [6]

Использование препарата Глицин для улучшения памяти характеризуется производимым им благотворным эффектом, который заключается в том, что происходит нормализация функционирования сосудов в головном мозге. Рекомендуется к применению, если имеет место ухудшение мозговой деятельности, в случаях сильных эмоциональных и психических нагрузок, таких как наличие проблемных ситуаций на работе, развод, экзаменационные сессии в ВУЗе и т. д.

Назначается при наличии вегетососудистой дистонии и заболеваниях невротического характера, а также если необъяснимо ухудшается интеллектуальная деятельность, происходят внезапные резкие изменения настроения. Препарат наделен успокаивающим, против-стрессовым и транквилизирующими свойствами. Он помогает освободиться от состояния страха и повышенной тревожности, способствует нормализации психоэмоционального состояния.

Глицин для улучшения памяти применяется способом помещения таблетки под язык, где она должна полностью рассосаться. Максимально допустимая доза равна до полутора таблеток на протяжении дня, причем за весь курс приема этого препарата его суммарное количество не должно быть более чем два с половиной грамма.

С особой осторожностью следует сочетать прием Глицина вместе с антидепрессантами и антипсихотическими препаратами. Противопоказанием является назначение его людям с индивидуальной повышенной чувствительностью к компонентам данного препарата.

Пирацетам для улучшения памяти характеризуется действием эффективного восстановления нормального кровоснабжения сосудов питающих головной мозг в тех случаях, когда присутствует хроническая недостаточность поступления крови, как при наличии атеросклероза головного мозга или если имеет место болезнь Паркинсона.

Применение этого препарата способствует устранению таких негативных последствий этих явлений как ухудшение памяти, ослабление внимания, головокружения, нарушение речи.

Пирацетам может быть назначен как вспомогательное средство в лечении депрессивных состояний, которые проявляют резистентность к антидепрессантам, или если человек плохо переносит нейролептические или иные психотропные средства. В данном случае Пирацетам выступает в качестве определенного нейтрализатора против развития могущих быть спровоцированными последними осложнений психического, неврологического и соматовегетативного характера.

Пирацетам для улучшения памяти имеет широкое и применение в геронтологии, поскольку способствует улучшению выполнения головным мозгом его когнитивных и интегративных функций. Помимо этого препарат используется в составе комплексной терапии, которая применяется при лечении старческих деменций, например, таких как болезнь Альцгеймера.

Сфера использования Пирацетама охватывает также и педиатрию. Он применяется в случаях разнообразных энцефалопатических и цереброастенических патологий, а также когда имеют место расстройства памяти и задержка в интеллектуальном развитии.

Ниже приведем некоторые рецепты и рассмотрим практические рекомендации народной медицины, как улучшить память народными средствами.

Улучшения памяти можно достичь благодаря применению настойки клевера. Прежде всего, необходимо собрать половину литровой банки клеверных головок, которые заливаются водкой в количестве 0.5 л. Далее банка закрывается и оставляется настаиваться в темном месте. В течение двух недель содержимое нужно каждый день взбалтывать.

По прошествии этого срока настой нужно перелить в бутылку темного стекла. Принимать три недели одну столовую ложку в день после обеда или перед отходом ко сну. После трехнедельного приема настойки следует сделать перерыв три недели. Принимать на протяжении трех месяцев, по истечении трех лет курс лечения повторить. Помимо улучшения памяти это средство поможет нормализовать внутричерепное давление и устранит шум в ушах.

Память способна улучшиться с применением нестойки корня девясила. Корень девясила, разломанный на кусочки, в количестве одной столовой ложки заливается 0.5 л. водки и настаивается в течение 30 дней в месте, защищенном от проникновения света. Весь этот период настой нужно время от времени взбалтывать.

Для улучшения памяти можно использовать средство из коры красной рябины. 1 ст. ложка коры на 250 мл воды кипятится в течение 10-и минут, после чего отвар должен настояться в термосе 6 часов и процеживается. Принимать месяц по столовой ложке три раза в день.

Как называется болезнь когда плохая память

Чтобы улучшить память существует рецепт специального травяного сбора. Измельченные сухие листья брусники и малины по 3 ст. ложки каждых тщательно перемешать с 4 ст. ложками листьев бадана и 1 ст. ложкой душицы. Прокипятив 1 ст. ложку полученной смеси в полулитре воды 10 минут, необходимо дать настояться в течение 2 часов. Принимать 2 раза в день 3-4 недели, по два курса в год.

Настой из мяты с шалфеем для улучшения памяти приготавливается следующим образом. Сухие измельченные листья каждого из растений смешиваются в равном количестве – по одной ст. ложке, помещаются в термос с добавлением 2 стаканов кипятка и оставляются на ночь. Наутро настой процеживается и принимается по 50 мл. за 30 мин. перед приемом пищи. применение данного настоя приводит в тонус нервную систему и способствует улучшению памяти.

В том случае ели вы решили использовать травы, улучшающие память, обратите внимание, что совсем не обязательно выискивать какие-то экзотические травяные настои и снадобья. Прежде всего, на помощь в этом вопросе может прийти такой совершенно обыденный и всем привычный напиток как чай. Еще в незапамятные времена в Китае были известны тонизирующие свойства чая.

Профилактика. Упражнения

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или еще – для того чтобы запомнить последовательность планет в Солнечной системе, начиная от самой дальней и к ближайшей к Солнцу, можно воспользоваться мнемограммой: «Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу Зная Венеру Меркурий». Техникой мнемограмм можно воспользоваться для запоминания самых различных вещей: от правил грамматики и правописания русского языка, телефонных номеров, иностранных слов, до последовательности цифр в числе Пи.

Хорошие результаты в плане того как улучшить память с помощью упражнений, может принести регулярное изучение наизусть небольшого текстового фрагмента, будь то в прозе, либо же стихотворение. Важным моментом тут является не зазубривать автоматически и бездумно, необходимо вникать в смысл, содержащийся в нем. Вначале для запоминания может потребоваться неоднократное повторение, но впоследствии необходимое количество повторений уменьшится.

Улучшить память можно также с использованием, так называемого, фотографического метода. Для этого требуется на 5 секунд сфокусировать все внимание на нужном предмете, чтобы зафиксировать его образ. Далее в следующий пятисекундный отрезок времен, сделав вдох и задерживая дыхание, с закрытыми глазами, необходимо вызвать в памяти этот образ.

Потом, вместе с выдохом, нужно дать ему полностью раствориться, абсолютно уйти из мыслей. Такой вид тренировки памяти следует повторять в разное время суток, с различными предметами, и с разной ритмичностью. Применять методику фотографирования нужно по 15 минут от двух раз в день, начиная с 5 упражнений в течение дня и со временем дойдя до 50 их повторений.

  • Все свои привычные дела попробуйте выполнять не с открытыми, а с закрытыми глазами.
  • Правши пусть попробуют выполнять домашние дела левой рукой, а левши, наоборот, правой. Вы сразу почувствуете результат.
  • Изучайте шрифт Брайля, осваивайте язык жестов.
  • На клавиатуре старайтесь печатать всеми пальцами рук.
  • Освойте какое-либо рукоделие – вышивку, вязание.
  • Изучайте иностранные языки.
  • Учитесь различать на ощупь монеты и определять их достоинство.
  • Читайте книги о том, что вас раньше никогда не интересовало.
  • Больше общайтесь, посещайте новые места: театры, парки, знакомьтесь с новыми людьми.

Как называется болезнь когда плохая память

Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы заметите, как через некоторое время ваше мышление и память начнут изменяться в лучшую сторону. Мелкие детали, происходящие события будут четче укладываться в вашем мозге, а память станет более объемной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector