ММД диагноз невролога – что это

Дисфункция неспецифических структур мозга

Первая ассоциация, сопровождающая данное понятие, означает утрату основных рефлексов, нарушение естественного, физиологически обусловленного функционирования чувствительных тонких и толстых волокон. Довольно интересным с точки зрения патофизиологии является тот факт, что преобладают двигательные нарушения, однако двигательные волокна остаются в норме.

Для того чтобы определить степень тяжести патологии и локализацию очагов поражения головного мозга, необходимо провести комплекс лабораторных и инструментальных исследований. Чаще всего применяется электроэнцефалограмма головного мозга, магнитно-резонансная томография, рентгенологическое исследование. Обычно этого бывает достаточно для постановки точного диагноза и подбора соответствующего лечения.

[9], [10], [11], [12], [13], [14]

Под медиабазальным уровнем подразумевают координированную деятельность лобного и височного отделов. Повреждение этих отделов заканчивается нарушением основных процессов. Существенно страдает уровень произвольного внимания и способность к его концентрации. В противовес недостаточности произвольных форм, происходит патологическое нарушение непроизвольного внимания в сторону его увеличения. Такой дисбаланс приводит к грубым расстройствам сознательных и аналитических процессов.

[29], [30], [31]

Причины ММД у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей возникает из-за влияния таких факторов. Усложнения в период беременности. Особенно на протяжении первого триместра. Сильный токсикоз. Вредное влияние на организм женщины в период беременности и лактации. Это касается химических элементов, радиоактивных веществ, микробов, бактерий, вирусов, инфекций.

Перенесенные в период беременности такие заболевания, как ветрянка, корь, грипп. Угроза выкидыша. Преждевременные рода, или наоборот переношенные. Слабость женщины в процессе родов, их длительность. Дисфункция мозга имеет связь с гипоксией плода. Сопровождается недостатком кислорода, в связи с сдавливанием вокруг шеи малыша пуповины.

Нарушения питания. Инфекционные болезни, которые перенес новорожденный ребенок. Экологическое состояние окружающей среды. Повреждение шеи малыша в момент родов.

Это главные факторы, которые влияют на возникновение дисфункции мозга у малыша. В период беременности женщина должна ответственно относиться к собственному здоровью. Это является залогом здоровья малыша. В большинстве случаев дисфункция мозга возникает на фоне вредных привычек, от которых женщина не может избавиться на момент беременности.

ММД диагноз невролога – что это

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы – например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание;
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Органическая дисфункция головного мозга

Включает не один симптом, а сгруппированный комплекс заболеваний, общим признаком для которых являются дистрофические изменения. Отличительной чертой этой группы является то, что патологический процесс может протекать скрыто, и человек может даже не догадываться подобной патологии. Многие симптомы, указывающие на дисфункцию головного мозга, очень сходны с признаками обычного переутомления. В целом, означает, что в головном мозге присутствуют функциональные изменения, и он не способен полноценно работать.

Причин может быть много. Условно их все подразделяют на врожденные и приобретенные. К врожденным относят различные инфекционные заболевания, которые были перенесены, воздействие на плод тератогенных факторов, никотина. Негативно отражается гипоксия плода во время затяжных и патологических родов. Причиной может стать воздействие стрессовых факторов, недостаток витамин, неполноценное питание и любые факторы, оказывающие влияние на беременную женщину.

Приобретенные причины – это, прежде всего, ушибы, болезни, особенно, атеросклероз, интоксикации, прием некоторых лекарственных препаратов, воздействие эндогенных и экзогенных факторов. Многие сопутствующие заболевания, в особенности касающиеся сердца и сосудистой системы, могут способствовать развитию патологического состояния мозга.

Симптомы могут быть очень различными. Характерной чертой является то, что они проявляются любыми  реакциями, и соматическими признаками. На дисфункцию могут указывать приступы, страхи, чаще всего необоснованные. У человека, как правило, нарушены сознательные и бессознательные процессы, ассоциативные связи, отсутствует инициатива.

Нарушается ночной сон, обнаруживается неверное восприятие, затрудняется анализ зрительных и слуховых образов. Но для того чтобы окончательно поставить диагноз, требуется комплексная диагностика: проводится осмотр и опрос, назначаются дополнительные методы, такие как электроэнцефалограмма, реоэнцефалограмма, ультразвуковое исследование.

Опасность поражения головного мозга состоит в том, что именно он является координатором основных функций человека, контролирует работу всех органов и систем организма. При нарушении его функции, соответственно, происходит сбой в работе всех остальных органов. Существенно возрастает риск развития патологий и заболеваний, нарушается деятельность иммунной и эндокринной системы, кровообращение, возрастает вероятность возникновения опухолей и трансформации уже имеющихся доброкачественных процессов в злокачественные. Развиваются многочисленные осложнения уже имеющихся заболеваний, наблюдаются рецидивы и обострения хронических заболеваний.

На фоне дисфункции изменяется и внешний вид человека: меняется фигура, мышцы теряют тонус, кожа становится менее гладкой и упругой, утрачивает свежесть. Человек не способен выдерживать высокие физические нагрузки, утрачивается сила мышц и выносливость. Соответственно, человек проявляет меньшую двигательную активность, снижается сопротивляемость организма инфекциям.

Особенно негативно органическая дисфункция сказывается на детях. У них существенно замедляются все сферы развития. Страдает в первую очередь физическое и психическое становление личности. человек не способен полноценно выражать свои эмоции, изменяется система потребностей и ценностей, нарушается познавательная активность, умение выражать свои эмоции.

К органическим повреждениям мозга относят также эпилепсию, различные нарушения личности, последствия лоботомии, задержку психического развития, личностную незрелость. Но об органических поражениях мы не говорим в том случае, если все перечисленные симптомы являются последствием катастроф, перенесенных аварий, психических травм и заболеваний.

Под таламо-кортикальными структурами подразумевают взаимоотношение специфических и неспецифических элементов зрительного бугра и коры. При этом мнения специалистов разделились: одни считают, что эти структуры между собой никак не связаны, другие прослеживают тесную взаимосвязь между ними. При условии парного раздражения эти связи довольно четко прослеживаются.

trusted-source

Сначала идет неспецифическое раздражение, затем следует специфическое. Это достаточно ярко прослеживается на примере кожного раздражения. Как утверждают ученые, рецепторы неспецифических волокон располагаются на дендритах, тогда как рецепторы специфических волокон расположены на аксонах. Между ними прослеживаются аксонодендрические связи, которые существенно изменяют возбудимость коры. Окончательная реакция коры определяется именно этими связями.

Двусторонняя деструкция дорсомедиальных ядер приводит к нарушению когнитивных процессов, деперсонализации личности, нарушению эмоциональной сферы, ориентировки в пространстве и времени.

При дисфункции вентролатеральных ядер и связей между ними, наблюдаются отчетливо выраженные интеллектуальные нарушения. При диагностической и лечебной электростимуляции вентролатеральных ядер таламуса и связей между ними, наблюдается легкая смазанность речи, лабильные парафазии, которые наблюдаются при повторении предложений, коротких рассказов. Человек не способен назвать четко предметы, которые редко встречаются.

[40], [41], [42], [43], [44], [45]

Дефицит внимания

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.

Синдром дефицита внимания
Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность дефицита внимания проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Дисфункция костного мозга

Подразумевает различные нарушения функционального состояния головного мозга. Чаще всего проявляется в виде апластической анемии, но бывают и другие виды функциональных нарушений. Часто является генетически обусловленной или возникает на фоне аутоиммунных заболеваний, нарушения продукции цитокинов. Может быть последствием тяжелых отравлений различными ядами, химическими веществами, а также развивается на фоне многих инфекционных заболеваний, дисфункции печени и почек.

В норме костный мозг отвечает за синтез стволовых структур, впоследствии дифференцирующихся на различные типологические структуры, выполняющие свои, строго определенные функции. Преимущественно они дифференцируются на эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, каждый из которых выполняет строго определенные функции в организме.

Но при нарушении нормального функционального состояния костного мозга, этот процесс нарушается. Проявляется гипо- или ацеллюлярностью костного мозга, при которой развивается анемия, тромбоцитопения, нейтропения. Часто происходит подавление эритропоэза, возможно даже развитие опухолей и фиброза. Это влечет за собой серьезные нарушения кровообращения, тяжелые заболевания крови.

При этом основную патологию чаще всего характеризуют как апластическую анемию. В этом состоянии костный мозг не производит достаточное количество кровяных клеток. Существенно снижается свертываемость и другие свойства крови, защитные функции. В результате снижения количества лейкоцитов, происходит нарушение иммунитета, снижается способность организма противостоять инфекциям. Организм получает недостаточное количество кислорода. Развивается гипоксия, постепенно развивается гиперкапния. Это только усугубляет патологию.

Прогноз неблагоприятный. Восстановление костного мозга происходит крайне редко, но если такое случается, развиваются повторные инфекции, угрожающие жизни, другие патологии. Если костный мозг не способен к восстановлению, требуется пересадка. Также лечение включает переливание крови и антибиотики.

При такой форме дисфункции, как эритремия, развивается слишком большое количество эритроцитов в крови. В результате кровь становится более густой, что существенно повышает риск тромбообразования. Соответственно, возрастает вероятность возникновения инфарктов, инсультов. Иногда приходится прибегать к еженедельному удалению лишней крови из кровеносных сосудов, что продолжается до тех пор, пока не нормализуется количество красных кровяных телец в крови.

ммд диагноз невролога

Эритремия является нормой только для людей, живущих на большой высоте, что объясняется необходимостью компенсировать недостаток кислорода в воздухе. При патологии такое состояние возникает на фоне хронических легочных и сердечных заболеваний. На патологии костного мозга указывает красное лицо, глаза, налитые кровью, с чрезмерным увеличением сосудов, головная боль, звон в ушах, затуманенное зрение.

Еще одним нарушением функции костного мозга является миелофиброз, при котором костный мозг заменяется рубцовой тканью. Параллельно развивается анемия и кровотечения, поскольку красный мозг не вырабатывает достаточное количество эритроцитов и тромбоцитов. Это приводит к развитию повышенной утомляемости, слабости. Точной причины патологии до настоящего времени не выявлено. Для сдерживания симптомов проводят переливание крови и медикаментозное лечение.

Миелодисплазия также рассматривается как дисфункция спинного и костного мозга. Это состояние можно охарактеризовать как недостаточное развитие мозга, является врожденной патологией. Чаще всего наблюдается у людей пожилого возраста. Для лечения применяется переливание крови и химиотерапия. Для пациентов молодого возраста применяют пересадку костного мозга.

Еще одной формой дисфункции мозга является нарушение свертываемости крови, которая возникает преимущественно после химиотерапии. Это приводит к изменению количества тромбоцитов, а они, как известно, отвечают за нормальное свертывание крови и остановку кровотечения. Во время химиотерапии важно постоянно контролировать количественные показатели тромбоцитов в крови (его резкое снижение ассоциировано с развитием кровотечения). При критическом показателе тромбоцитов требуется срочное переливание крови.

[15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28]

Гиперактивность, как симптом дисфункции

Повышенная двигательная активность или гиперактивность при минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Дисфункция височных долей мозга

В первую очередь, височные патологии ассоциированы с аутизмом — заболеванием, приводящим к  недоразвитию речевых функций, недостаточным уровнем мышления. Часто наблюдаются приступы агрессии, ведет себя человек в соответствии с примитивными типами поведенческих реакций, не соответствующих требованиям современного общества.

ммд диагноз невролога

Уровень социализации и способность к выживаемости в обществе и в условиях современного мира находится на критически низком уровне.  Адаптивность и приспосабливаемость также практически отсутствуют, способность к обучению минимальна. Преобладает приспособительный и подражающий характер мышления и деятельности. В этой зоне расположены эпилептические очаги, раздражение способствует припадкам различного типа, которые препятствуют нормальной адаптации.

Дети с аналогичными нарушениями не могут учиться в общей школе, они требуют специальных условий и особого подхода. С этой целью разрабатывается так называемая, система инклюзивного образования. При их дисфункции нарушается и нормальное функционирование органа слуха, поскольку эта зона отвечает за формирование потребностей, эмоций, желаний человека.

Также этот отдел отвечает за память, активирует работу органов. При акустической агнозии нарушается способность человека идентифицировать звуки. Человек не способен дифференцировать голосовые вибрации, не отличает знакомые голоса от незнакомых. Нарушается регуляция активности, изменяется и высший уровень нервной деятельности — человек недостаточно осознает связи,  не воспринимает многие ситуации. У него нарушены пространственно-временные связи, ориентировка по слуху. Наблюдаются частые депрессии.

[32], [33], [34], [35], [36], [37], [38], [39]

Лечение и коррекция

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность – например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня, который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.
Спорт для детей
Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Коррекция нарушений при ММД ведется на трем направлениям: психотерапевтическое, медикаментозное и физическое.

При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей редко применяются лекарственные препараты, — их в основном используют в качестве поддерживающей терапии. Основным методом терапии будет являться определенная физическая активность и психотерапевтическое воздействие.

Среди прочего, необходимы следующие методы коррекции:

  1. Во-первых, следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.
  2. Во-вторых, необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.
  3. В-третьих, обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).
  4. В-четвертых, развивайте слабые стороны ребенка: играйте в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминайте сказки и стихи, но не механически – старайтесь заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.

Обычно прогнозы при минимальной мозговой дисфункции более благоприятные, чем при грубых нарушениях психики. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители и педагоги взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

В некоторых случаях могут возникнуть негативные последствия ММД, они в основном связаны с неправильной постановкой диагноза или негативным влиянием близкого окружения. В этих случаях у ребёнка может развиться депрессия, неврастения, комплексы и прочие психические расстройства.

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

ммд диагноз невролога симптомы

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Дисфункция вегетативных образований мозга

Представляет собой патологическое состояние, при котором развиваются психоэмоциональные и сенсомоторные реакции. Причин может быть несколько. В первую очередь необходимо учитывать наследственные и врожденные факторы. Например, особенности нервной системы, нарушение чувствительности нервных рецепторов, воздействие тератогенных факторов на плод, осложненная беременность, тяжелые роды. Определенную роль играют такие факторы, как повреждение ЦНС. Неблагоприятно сказывается и нервно-психические сбои.

Вегетативная дисфункция очень часто развивается в результате патологических родов. Установлено, что тип реакции определяется наследственностью и передается преимущественно от родителей. Безусловно, нельзя отрицать изменчивость. В процессе жизни тип может меняться, человек адаптируется. Но в целом, генетически детерминированными остаются рамки вариаций изменчивости.

Патогенез изучен недостаточно. Известно, что в основе его лежит нарушение нормального функционирования интегративных систем мозга. Изначально под действием различных факторов происходит нарушение функционального состояния надсегментарных вегетативных структур. Это определяет особенности функционирования вегетативной системы, преобладающий тип реакции, особенности возможных патологий надсегментарных структур.

Это преимущественно отражается в виде нарушения обменных процессов, общего гомеосатаза, системы кроветворения, кровообращения, иммунной и эндокринной систем. Нарушается иннервация внутренних органов, сосудов, что влечет за собой нарушение медиаторного и гормонального регулирования различных биологических звеньев.

ммд диагноз невролога признаки

Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо исключить различные психоневрологические и соматические патологические состояния. Диагностические мероприятия основаны на оценке одиночных и сочетанных критериев. В основе дифференциальной диагностики лежит необходимость дифференцировать признаки сходных патологий.

Важную диагностическую информацию может дать осмотр глазного дна, рентгенологическое исследование черепа. Весьма информативными методами выступают реоэнцефалограмма, электроэнцефалография. Определить особенности тонуса вегетативных органов можно при помощи кардиоинтервалографии.

Лечение преимущественно этиологическое, то есть подразумевается первоочередное устранение элементов, которые являются причиной патологии. Проводится ликвидация стрессовых факторов. Для облегчения терапии назначают оптимальный двигательный режим. Для контроля эмоционального состояния применяют аутогенные тренировки, медитативные практики, релаксационные упражнения. Также проводятся психотерапевтические занятия и тренинги.

Оптимальными видами спорта являются цигун, хатха-йога, каланетика, стреччинг. Устранить гиподинамию поможет бег. Много полезных упражнений можно найти в различных комплексах хатха-йоги, гимнастики цигун. Важно придерживаться определенной диеты, режима дня. Не рекомендуется принимать высококалорийную пищу. Следует ограничить количество белков и жиров, не снижая при этом количество углеводов. Ограничить рекомендуется соль, специи, приправы.

Положительное воздействие оказывает массаж, в особенности, массаж шейно-воротниковой зоны, сегментарно-рефлекторный, массаж нижних конечностей. При наличии соматических патологий рекомендуется висцеральный массаж. Положительный результат приносит рефлексотерапия, аккупунктрура. При необходимости назначают физиотерапевтические процедуры.

Дома можно практиковать обливания и обтирания, контрастные компрессы. Проводятся сеансы обучения самоконтролю. Показанием к проведению психокоррекции служит любой психовегетативный синдром. Его легко можно распознать по следующим признакам: нарушение самочувствия, при котором наблюдается повышенная раздражительность, агрессия, подавленность. Присутствует нарушение поведения и функции внутренних органов. Могут появляться патологические рефлексы.

Многие специалисты склоняются к мнению, что психотерапия должна проводиться даже при отсутствии признаков психовегетативного нарушения, что позволит своевременно предотвратить возможную патологию, выявить скрытые проблемы и устранить их. Это существенно нормализует состояние. Более сложными методами являются аутогенная тренировка и катарсис, которые должны проводиться под строгим контролем специалиста.

Медикаментозная терапия проводится с учетом жалоб, клинической картины, степени тяжести патологического процесса. Препараты подбираются индивидуально. На начальных этапах назначают фитопрепараты, гомеопатические и народные средства, лекарственные отвары, настои. При необходимости проводится витаминотерапия.

[46], [47], [48], [49], [50], [51], [52], [53], [54]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector