ЛФК при ДЦП: как правильно делать

Виды занятий

Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:

  • расслабляющие;
  • способствующие улучшению динамики;
  • стимулирующие двигательную активность;
  • выполняемые лёжа;
  • выполняемые сидя;
  • имеющие игровую направленность.

Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими.

В зависимости от индивидуальных особенностей организма, доктора назначают для детишек разные виды упражнений. Однако все они направлены, в основном, на восстановление функций опорно-двигательного аппарата. Поэтому для терапии используются специальные упражнения. Для восстановления двигательных функций очень полезными будут занятия в воде.

В комплекс занятий обязательно должны быть включены упражнения на связках, направленные на расслабление мышечных тканей, а также на развитие суставов.

Родители также обязаны учитывать, что даже при наличии недуга малыш остается ребенком, и все занятия должны проходить в форме игры. Ведь главной деятельностью в таком возрасте остается игра, через которую чадо познает окружающий его мир.

Направления ЛФК при детском церебральном параличе

Прежде чем переходить к упражнениям, родителям важно понять, что лечебная физкультура имеет несколько самостоятельных направлений. При этом они не всегда относятся к гимнастике. Используются и другие лечебные формы, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.

Выделяются упражнения следующих групп для:

  • поддержки и улучшения двигательной функции.
  • укрепления суставов.
  • улучшения мимики и контроля над эмоциями.
  • коррекции дыхания.
  • брюшных мышц.
  • туловища и области шеи.

Непосредственно лечебный комплекс может состоять из следующих аспектов. Может применяться растягивание для ребёнка, использоваться ходьба и контроль над положением тела. К слову, достаточно часто врачи рекомендуют выполнять йогу, естественно, с ориентировкой на самочувствие пациента.

Развитие мимики лица у детей с ДЦП

При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей — тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.

Обучение ходьбы

Упражнения, улучшающие двигательную активность:

  1. Исходное положение — сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
  2. Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
  3. Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
  4. Исходное положение — стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
  5. Исходная позиция — стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.

Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его?

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

[7], [8]

Дети с диагнозом ДЦП не могут самостоятельно распознавать чувства других людей, поэтому родители обязательно должны научить их эмоционально реагировать на разные ситуации.

ЛФК при ДЦП: как правильно делать

В дальнейшем это поможет им избежать затруднительных ситуаций, а, следовательно, не повлияет на психическое и общее состояние здоровья.

К сожалению, кроха не может осознавать природу эмоций. Взрослый должен научить имитировать их:

  • развитие навыка интереса. Показать на своем примере, как проявляете внимание к чему-либо. Затем попросить кроху повторить. При этом обязательно нужно рассказывать и объяснять логически все свои действия;
  • научить состраданию. Мама или папа имитируют приступ сильной головной боли, после попросить ребенка повторить данную эмоцию;
  • научить гневаться. Постараться вместе с ребенком вспомнить, как сердится один из родителей;
  • отвращение. Попробовать вместе с малышом представить, что он употребляет что-то невкусное из еды;
  • удовольствие, счастье. Показать на своем примере или домашних животных;
  • страх. В виде сюжетно-ролевых игр представить, что герой сказки потерял свое жилье и не может его отыскать;
  • стыдливость. Вспомнить какой-то случай и вызвать у ребенка стыд, а затем рассказать, что необходимо в данном случае просить у людей прощенья.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector