Лечение девиантного поведения

Признаки отклонения у подростков и детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

011

Наиболее ярко выражаются признаки девиантного поведения у подростков. В первую очередь изменения замечают родители, поэтому специальная диагностика не нужна. Но иногда нужна специальная помощь.

Самые яркие примеры из жизни, когда исполнительный и послушный ребенок становится замкнутым и скрытным, а потом бреется наголо, пытаясь нарушить нормы социального восприятия.

Признаки отклонения:

  • Суицидальное настроение.
  • Инфантильность, которая заключается в отсутствии эмоциональности в отношении родных и близких.
  • Выявление негативного отношения к школе, родным и старым друзьям.
  • Склонность к бродяжничеству и прогулу уроков.
  • Мелкое воровство и нарушение законов, хулиганство.
  • Нарушение сна, ухудшение аппетита, снижение иммунитета.

Своевременное выявление проблемы и соответствующая помощь, помогают в скором разрешении неполадок в поведении подростка. Не стоит оставлять все на самотек.

Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:

  • при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
  • при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).

Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.

Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.

Ориентируясь на то, что личность ребенка до конца не сформирована, а также учитывая возрастную активность (которая часто направлена не в то русло или не реализована вовсе), можно управлять процессом нравственно – ценностной ориентации. Этим поведенческие отклонения детей и подростков отличаются от отклонений других возрастов.

Не выделено четкой зависимости девиаций от семьи ребенка, то есть девиантные дети встречаются как в полных, так и неполных семьях, благополучных и неблагополучных. Однако специалистами были выделены несколько типичных семей, способствующих формированию девиантного поведения у ребенка:

  1. Семьи, где родители страдают психическими расстройствами или зависимостями.
  2. Асоциальные семьи.
  3. Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
  4. Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
  5. Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
  6. Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
  7. Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
  8. Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.

Специфика подростковых девиаций

Наиболее часто намеки на отклонение от социальных норм поведения в настоящее время проявляются именно у детей.

Для формирования такого мировоззрения и восприятия у ребят нужны соответствующие факторы, которые впоследствии становятся причинами.

Причины проявления девиантного поведения:

  • Социальное несоответствие требованиям окружающих.
  • Особенности воспитания, в котором присутствовало моральное, физическое, сексуальное насилие.
  • Личность, по каким-то причинам, недовольна своим качеством жизни.
  • Психологические заболевания и отклонения.
  • Физические или интеллектуальные несоответствия нормам.
  • Заниженная самооценка, на которую негативно воздействуют.

В некоторых случаях негативные происшествия такого рода в жизни детей не приводят к девиантным проявлениям. Наоборот – формируют сильную личность со стойкими моральными принципами.

Обратите внимание! Дети из неблагополучных семей составляют большую часть подростков, у которых ярко выражены девиантные проявления.

В среднестатистических и благополучных семьях отклонение в сфере чувственной и эмоциональной сфере от нормы у детей тоже проявляется.

Важно не только благополучие самой семьи, но и окружение ребенка, психоэмоциональная стабильность.

Профилактику и лечение может определить только психолог, который составляет определенную программу, используя индивидуальные методики. Коррекция включает комплекс из трех составляющих.

Концепция лечения заключается в следующих шагах:

  1. Психотерапия. Помогает осознать свою индивидуальность, управлять эмоциями и ощущениями.
    Психотерапевт помогает анализировать ситуации из жизни подростка, предоставляя разные методы разрешения проблемы.
  2. Психокоррекция. Занятия помогают развить или восстановить позитивное отношение к учебе, обязанностям. Улучшает собственное восприятие.
  3. Фармакотерапия. Препараты и медикаменты, которые помогут снизить эмоциональную нестабильность и гиперчувствительность.

Если все три этапа воплощаются в жизнь, то лечение принесет скорый положительный результат. Необходимо подключить школу, друзей. В учебных заведениях должна продолжаться работа с проблемным ребенком.

Внимание! Когда лечение будет завершено, периодически придется прибегать к профилактике, чтобы проблема не возобновилась.

Существуют различные теории в отношении методик лечения, так как современные представления постоянно изменяются.

Полезное видео

Лечение девиантного поведения

Нарушению норм и неправильному поведению детей подросткового возраста способствуют:

  1. Плохое социальное окружение (тесный контакт с детьми из неблагополучных семей, курильщиками, наркоманами, бездомными, бродягами).
  2. Потеря кормильца (воспитание в неполной семье). Для нормального воспитания ребенка в семье должны быть мать и отец.
  3. Недостаточное участие в воспитании ребенка одного из родителей (раздельное проживание, частые и длительные командировки).
  4. Воспитание ребенка в условиях сильного подчинения. Приводит к тому, что подростку все запрещается, и он хочет ощутить вкус жизни.
  5. Отсутствие навыков при контакте с противоположным полом. Это возможно, когда у ребенка нет примера со стороны старших, на который он бы мог ориентироваться.
  6. Частые ссоры в семье.
  7. Неправильное воспитание.
  8. Наличие в семье наркоманов и алкоголиков.
  9. Неправильная работа педагогов.
  10. Наследственная предрасположенность. Дети часто в своем поведении похожи на родителей. Фактором риска является наличие аномальных черт характера у отца или матери.
  11. Недостаточный надзор со стороны родителей.
  12. Нарушение работы центральной нервной системы. Нередко выявляется в анамнезе у подростков с девиантным поведением. Возможно на фоне черепно-мозговых травм (сотрясений, ушибов, диффузного аксонального повреждения) и вирусных заболеваний (энцефалитов).
  13. Резкое изменение гормонального фона (повышение уровня мужских половых гормонов).
  14. Наличие психологических проблем (фобий, комплексов, избыточной мечтательности).

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью.

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от посещения школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения.

Лечение девиантного поведения

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр  составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия.

Факторы девиантного поведения

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что становится причинами возникновения отклонений. Обобщенно все причины и факторы можно разделить на общественные и личностные.

Согласно Н. В. Абрамовских, на девиации детей влияет:

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
  • усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
  • неблагополучие семьи;
  • низкий родительский контроль из-за занятости на работе.

Такие же причины отклонений указывают в своих трудах А. М. Столяренко, Н. А. Мельникова, А. А. Акмалова, Д. В. Афанасьев, Ф. Б. Бурханова.

Итак, на возникновение поведения, не соответствующего нормам общества, влияют:

  • улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;
  • пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).

Создать проблемы в адаптации (приспособлении к образовательной организации, сложившейся социальной ситуации) могут не только пробелы в воспитании, но и нервно-психические заболевания и отклонения. В этом случае педагогической коррекции будет недостаточно, необходимо вмешательство:

  • психиатров,
  • невропатологов,
  • психотерапевтов.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов.

Классификация девиантного поведения

Первая классификация выделяет следующие типы данной патологии:

  • повиновение (ребенок повинуется как целям, так и средствам их достижения);
  • инновация (ребенок повинуется целям, но не средствам их достижения);
  • ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);
  • ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);
  • мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентныйтип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии  (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Профилактика и методы лечения

Полезное видео

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

определение девиатного поведения

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Профилактика девиантного поведения – ряд комплексных мер по:

  • улучшению социальной ситуации развития ребенка;
  • выявлению и устранению негативных факторов;
  • созданию условий для благополучного развития личности.

Лечение девиантного поведения

Все исследователи сходятся во мнениях, что профилактика должна быть обширной и разнообразной. Однако в том, на что обращать больше внимания, мнения расходятся. Я же смею предположить, что обусловлено это невозможностью рассмотрения феномена девиаций в общей форме. Нужно оценивать картину целостно и уже исходя из конкретной ситуации и возможностей планировать работу.

Тем не менее предлагаю вашему вниманию несколько вариантов профилактической и коррекционной работы:

  1. А. С. Горбунов считает, что важнейшим этапом в профилактической работе является выявление типа акцентуаций детей и подростков. Подростки с явными акцентуациями обладают повышенным риском стать девиантами. Они более податливы внешнему влиянию, негативной окружающей среде и психическим травмам. При определенных факторах, воздействующих на «слабое» место подростка, акцентуации могут перерасти в отклонения. Кроме того, автор пишет о том, что определенный тип характера может повлечь за собой девиации. Некоторые акцентуации требуют особого внимания. Такой подход к профилактической работе является достаточно новым.
  2. Л. Б. Дзержинская предлагает корректировать и предотвращать девиации с помощью летнего оборонно-спортивного оздоровительного лагеря. Главная цель работы – создание условий, подходящих для смены жизненных ценностей, установок и принципов ребенка, а также его активное развитие и включение в социальную позитивную жизнь.
  3. Э. В. Левус предлагает выявлять склонности к отклонениям у подростков на ранних этапах. Автор рекомендует проводить массовые тесты, на которые отвечать будет сам подросток. Это один из способов профилактики. Такой тест поможет быстро и эффективно выявить склонности к какой-то конкретной девиации.

В совокупности профилактика предполагает устранение причин девиаций и потенциальных негативных факторов, снижение преступности детской и подростковой среды (в том числе охрана детей от влияния взрослых), всестороннее развитие личности ребенка для достижения им благополучной социализации.

Таким образом, основным способом профилактики девиаций можно считать организацию досуга детей. Чаще всего подростки предоставлены сами себе и нередко занятия они себе придумывают асоциальные. Потому очень важно устраивать ребенка в кружки по интересам, факультативы, секции. Задача со стороны государства – сделать досуг доступным, так как некоторые родители просто не имеют возможности платить взносы.

Однако не так важно организовать подобные мероприятия, как вовлечь туда подростка, заинтересовать. Для этого нужно изучить своего ребенка, выяснить его способности и интересы. Как правило, базовые тесты проводятся в стенах школы. То есть можно просто поговорить со школьным психологом, посоветоваться о том, где вашему ребенку будет интереснее и комфортнее.

В рамках досуговой концепции от себя хочу предложить нестандартный способ профилактики и коррекции девиантного поведения: участие в молодежных субкультурах. Они привлекают детей и подростков:

  • своей непосредственностью, неформальностью;
  • свободой мысли, поведения и творчества;
  • наличием единомышленников и их поддержкой.

Лечение девиантного поведения

В рамках субкультуры детям и подросткам проще реализовывать свои возможности, находить единомышленников и поддержку.

То есть в неформальных группах дети и подростки удовлетворяют те личностные потребности, которые остаются нерешенными при официальных (стандартных) социальных отношениях (учеба, семья). Нередко субкультуры становятся фактором формирования девиантного поведения, но это можно использовать и в обратном направлении.

Встречаются субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. К ним относятся просоциальные субкультуры (например, «зеленые» и стрейтеджеры).

  • Стрейтеджеры пропагандируют ЗОЖ, выступают против любых дискриминаций и нарушений прав.
  • Субкультура хакеров при грамотной работе тоже может иметь положительную направленность: например, не взлом и заполучение чужих контактов, а разработка новых полезных и актуальных программ.
  • Субкультура граффитистов может готовить знаменитых в будущем художников.

Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи). Это способно оказывать положительное влияние на общество и развивать его.

Психотерапия

Еще один более частный и индивидуальный способ коррекции девиантного поведения – психотерапия, то есть влияние на сознание человека. В ходе беседы важно получить ответы на ряд вопросов:

  1. Каким подросток (ребенок) считает себя?
  2. Каким он хочет быть в глазах других людей?
  3. Каким его считают другие (как он думает)?
  4. Какой он есть?
  5. Какой вред ему приносит девиантное поведение?

Дальнейшая работа строится по индивидуальному плану.

Нередко индивидуальной терапии бывает недостаточно, тогда необходимо проводить семейную психотерапию. Работа строится по следующему плану:

  1. Выявление типа семейного воспитания, определение внутрисемейных отношений и зависимостей девиаций ребенка от семейных проблем.
  2. Донесение до каждой стороны особенности претензий и личностных характеристик (мотивы, интересы, специфика возраста) участников.
  3. Перестройка взаимоотношений внутри семьи по новому типу.

В психотерапевтической работе с девиантными детьми и подростками нужно придерживаться таких методов:

  • убеждение и самоубеждение;
  • стимулирование и мотивация;
  • внушение и самовнушение;
  • требование и упражнение;
  • коррекция и самокоррекция;
  • воспитывающие ситуации;
  • дилеммы и рефлексия.

Однако важно помнить, что одной схемы быть не может. Подбирать методы и выстраивать работу необходимо индивидуально для каждого ребенка, учитывая его особенности, способности и возможности. Кроме этого, нужно учитывать психолого-педагогические возрастные характеристики.

Чтобы предупредить отклонения в поведении подростка, необходимо:

  1. Обеспечить ребенка вниманием и заботой.
  2. Иметь полную семью.
  3. Помогать ему при трудностях.
  4. Научить правильно вести себя со сверстниками и взрослыми людьми (педагогами).
  5. Приучить к труду.
  6. Предоставить ребенку возможность выбора увлечения.
  7. Исключить любые конфликты в семье.
  8. Организовать все необходимые условия для проживания.
  9. Обеспечить полноценное питание.
  10. Уделять время физическому воспитанию подростка.
  11. Подобрать для ребенка хорошую компанию для общения, исключив контакт с наркоманами и бродягами.
  12. Ограничить время, проводимое ребенком за компьютером и телефоном.
  13. Отказаться от физических мер наказания.
  14. Вызвать у ребенка интерес к обучению, посещению различных секций и занятию спортом.
  15. Исключить любые травмы головы.
  16. Подавать правильный пример подростку (не злоупотреблять спиртными напитками на его глазах, вести здоровый и подвижный образ жизни).

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога  и врачей других специальностей.

Итоги

Как мы видим, главная общая характеристика детского и подросткового возраста – активность, стремление к признанию, тяга к самостоятельности и чувство коллективизма. Эти характеристики говорят о том, что дети и подростки готовы и хотят быть полезными и социально активными. Нужно лишь уметь вовлечь их в полезное дело, научиться грамотно объединять молодых людей и ставить перед ними задачи.

Если дети найдут рациональный выход своей энергии, то о девиантном поведении не будет и речи. Но конечно, важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Иногда для этого может понадобиться индивидуальная или семейная психотерапия.

Учитывая описанные ранее критерии и принципы профилактической работы, а также психофизиологические особенности детей и подростков, можно сказать, что молодежная субкультура имеет большой воспитательный потенциал для профилактики и преодоления девиантного поведения. К слову, большинство детей и подростков оказываются вовлечены в субкультуры. Вопрос в том, в какой группе окажется ваш ребенок, и чему она будет его воспитывать?

Итак, работа с ребенком или подростком по исправлению девиантного поведения должна базироваться на следующих положениях:

  • определение специфики характера, разрушение отрицательных черт и становление положительных;
  • перестройка мотивов и самосознания;
  • перестройка жизненного опыта (уклада, образа, режима);
  • предупреждение отрицательного опыта и стимулирование положительного.

В заключение, как всегда, рекомендую литературу. Книга «Психология девиантности: Дети. Общество. Закон: монография» под редакцией А. А. Рейна. В работе вы сможете найти подробное описание феномена девиантного поведения (виды, формы, мотивы, причины, динамика и другое), личности ребенка и подростка. Также подробно рассмотрены отдельные девиации, например, суицид, воровство и сразу представлены рекомендации по коррекции поведения. То есть в книге вы сможете подобрать актуальную именно для себя информацию.

Кроме этого, советую прочитать еще несколько моих работ по теме девиантности: «Теории девиантного поведения», «Девиантное поведение: виды, причины, проявления», «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

https://www.youtube.com/watch?v=ajtW19C3yDM

Посмотрите видео и узнайте, как можно помочь детям с девиациями и перенаправить активность детей и подростков в нужное русло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector