Содержание
Динамика невротических расстройств
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
- капризы, плаксивость;
- «истерики», упрямство;
- частые и резкие смены настроений;
- повышенная раздражительность;
- вялость;
- быстрая утомляемость;
- низкая учебная успеваемость в школе.
Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.
Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.
Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.
Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.
Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.
В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.
Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.
Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.
Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.
Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.
В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).
У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.
Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:
- патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
- изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
- проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
- неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
- страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
- биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).
Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.
В психологической практике выделяют разные виды неврозов.
Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.
Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.
Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.
Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.
Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.
Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.
Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.
Причины и симптомы невроза у детей
Клинические симптомы зависят от характеристики психологической травмы и личных качеств ребенка. На что следует обратить внимание? В зависимости от вида неврологического нарушения, этиология может носить разный характер.
Следует сразу обратить внимание на здоровье своего ребенка, увидев следующие общие симптомы, чтобы принять решение, что делать дальше:
- приступы боязни и страха;
- заикание или стопорное состояние;
- ранимость и изменение мимики;
- плохой аппетит;
- нежелание общаться, стремление к одиночеству;
- различные нарушения сна (ощущение беспричинного страха);
- быстрая утомляемость;
- истерический плач или истерический припадок;
- раздражительность;
- головная боль;
- энурез и другие.
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
- нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
- нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
- головокружения, головные боли;
- мутизм;
- мышечные боли;
- вялость, слабость, быстрая утомляемость;
- недержание мочи или кала;
- нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
- потливость.
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
- плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
- бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
- раздражительность и резкая смена настроений;
- страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
- сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.
Симптомами неврозов у детей являются:
- новые черты характера;
- возбудимость;
- чрезмерная плаксивость;
- тревожность;
- замкнутость;
- изменение мимики;
- заторможенность;
- депрессивные состояния;
- бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
- ступор;
- агрессия и т. п.
К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.
Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:
- В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
- В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
- У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
- Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.
В число основных признаков патологии входит:
- Страх. Боязнь темноты, одиночества, смерти является распространенным признаком невроза у детей дошкольного возраста. Приступы страха парализуют, не позволяют совершить даже простые привычные действия. Ребенок остро нуждается в дополнительной поддержке со стороны родителей, не получая ее, начинает еще больше бояться.
- Вспыльчивость, плохой аппетит и апатия. Развивается у младших школьников. В тяжелых случаях детский невроз может спровоцировать еще и заикание, недержание мочи или кала.
- Поведенческие нарушения. Ребенок школьного возраста может стать слишком застенчив, неуверен в себе либо чрезмерно самолюбив, самоуверен. Патологическое фантазирование также является признаком невроза.
Причиной развития невроза у ребенка могут стать:
- Регулярные высокие нагрузки физические и умственные, хроническое недосыпание, перенесенное заболевание, наследственная предрасположенность.
- Психологическая травма.
- Особенность взаимоотношений в семье и выбранного метода воспитания детей.
Ведущим провоцирующим фактором для развития патологии является психотравма, как отражение неспособности ребенка адаптироваться к неприятной, пугающей или раздражающей ситуации. При наличии предрасположенности к развитию невроза психологическую травму может нанести даже резкий лай собаки или гудок автомобиля, если он окажется неожиданным для ребенка.
Частые конфликты в семье также становятся причиной развития заболевания. Ребенок остро переживает за близких людей, но не имеет возможности повлиять на ситуацию. Спровоцировать развитие патологического состояния могут и ошибки в выборе воспитания, в результате которых ребенок чрезмерно самоуверен либо боится самостоятельно принять решение.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Признаки неврозов
О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:
- необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
- стук пальцами о поверхность;
- дерганье губой;
- щелканье пальцами;
- привычка грызть ногти.
Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.
Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).
Основными симптомами могут быть:
- учащенный пульс;
- потливость;
- затрудненное дыхание;
- головокружения;
- бессонница;
- озноб.
В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.
Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.
Также для неврастении характерны:
- вялость;
- пассивность;
- быстрая утомляемость;
- заторможенность;
- неусидчивость;
- сбои механизмов сна.
Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.
Отдельные виды детских неврозов
Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.
Заикание
Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.
Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.
Энурез
Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).
Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.
Истерия
Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.
Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).
Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.
Детки помладше выражают свои протесты путем:
- плача;
- крика;
- драки;
- крушение или бросание предметов.
Что касается школьников, то тут преобладают:
- нарочитая театральность истерик;
- склонность к преувеличению болезненных расстройств;
- желание вызвать сочувствие у окружающих;
- повышенные требования к родным и близким;
- появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).
Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.
Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.
Диагностика заболевания
Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).
Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:
- опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
- в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
- наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
- обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
- назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
- разработка психотерапии.
Услуга | Длительность | Стоимость |
---|---|---|
Прием врача невролога Первичный | 55 мин | 4 000 ₽ |
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра | 55 мин | 5 000 ₽ |
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра, д.м.н. | 55 мин | 7 000 ₽ |
Консилиум Врач психотерапевт и детский психолог или нейропсихолог | 60-90 мин | 6 000 ₽ |
Немедикаментозные методы лечения
Лечение неврозов у детей медикаментозным методом проводится очень редко. Чаще всего лечат народными средствами или назначается система психотерапии. В своей монографии «Психотерапия неврозов у детей и подростков» Гарбузов описал психотерапевтические методы лечения.
Психотерапия
Суть психокоррекционной и психотерапевтической методик заключается в объединении двух методов воздействия на психику, которые дополняю друг друга. Каждый из методов имеет свою зону применения.
Психотерапия является основной формой индивидуальной терапии. Согласно этому методу пациент говорить о своих проблемах и конфликтах, напряженных и критических жизненных событиях. Психотерапия неврозов у детей и подростков состоит из системного способа диагностики психологических нарушений в здоровье всех близких и соответствующей психотерапевтической работы с больным ребенком и окружающими его людьми.
Препараты
Чтобы лечить неврозы многие врачи используют психотропные препараты, которые имеют успокаивающие свойства. Препараты, при помощи которых можно лечить неврозы:
- хлорид кальция;
- глюконат кальция;
- глицерофосфат кальция;
- седативные препараты и другие.
Медикаментозные средства применяются комплексно вместе с психотерапией. Главная задача при оказании помощи и лечении заключается в отдыхе нервных клеток. Родители больного ребенка должны соблюдать требования по диете и режиму сна, проводить на свежем воздухе больше времени. Согласно статистике – 60% болезней нервной системы детей излечиваются самостоятельно, но от профессиональной помощи оказываться не стоит.
▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼
Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?
Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:
- Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
- Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
- Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.
Арт-терапия
Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.
Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.
Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.
Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.
С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.
Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).
Немедикаментозные методы лечения
Арт-терапия
Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:
- общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
- ноотропы (пирацетам);
- препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
- настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
- транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
- физиотерапия (электрофорез, электросон);
- возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).
Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.
Дошкольники, ребята школьного возраста, подростки имеют не до конца сформированную и незрелую нервную систему, к тому же чрезвычайно ранимы. Очень важно вовремя им помочь справиться со стрессовыми ситуациями, возможными проблемами, дабы избежать тяжелых последствий психического расстройства и необратимых изменений личности.
Зачастую взрослые люди просто не придают большого значения возникновению невротических реакций у детей, списывая такое поведение на вредность, капризы, возрастные особенности. Это является огромной ошибкой! Необходимо внимательно относиться ко всем малейшим изменениям в поведении детей, стараться больше проводить времени с ними, не стесняться обсуждать их личностные переживания.
Мамы и папа должны организовать правильный режим труда и отдыха, полноценный сон, благоприятную психологическую атмосферу в семье. Необходимо устранить или облегчить хронические заболевания (врожденные или приобретенные).
Если у ребенка диагностировали это заболевание, ни в коем случае не следует отчаиваться. Благодаря поддержке близких, психотерапии в сочетании с медикаментозной терапией вылечить вовремя обнаруженный невроз у детей можно достаточно легко и быстро.