Дизорфография это нарушение письменной речи

Аграфия

Письмо это сложный психический процесс, относящийся как к речи, так и к процессам восприятия (системным и произвольным), а также к двигательной сфере.Под термином аграфия понимают расстройства письма связанные с нарушениями речи, при которых полностью сохраняются движения кисти. Аграфия возникает при поражении теменно-височной зоны левого полушария головного мозга (правши).

Среди ярких проявлений аграфии можно назвать полную утрату способности к письму, либо сильное нарушение структуры слов, пропуск слогов и букв, отсутствие умения соединять отдельные буквы в слоги, а слоги в слова и т.п. Характерно то, что данные проявления возникают у детей при сохранном интеллекте и выработанных навыках письма.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Считается, что детская аграфия является проявлением алалии и возникает в результате недоразвития речи в целом, которое в свою очередь связано с органическим поражением головного мозга.Самой распространённой причиной аграфии у детей считается нарушение фонематического восприятия и графической символизации.

В большинстве случаев аграфией страдают дети с недоразвитой устной речью (данное явление не всегда ярко выражено), языковое сознание которых не достигло в своём развитии той стадии, на которой имеется возможность осознания звукового аспекта слова. Слова воспринимаются детьми только со смысловой стороны.

Дизорфография это нарушение письменной речи

Для того чтобы добиться положительных результатов в борьбе с любым речевым расстройством, в том числе и с аграфией, нужно чтобы лечение было комплексным, всесторонним. В такое лечение должны входить терапия медикаментозного характера, занятия с логопедом, психотерапия, лечебная физкультура, музыкальные занятия, а также логоритмика.

Хочется отметить, что лечение должно быть своевременным, так как в дальнейшем у ребёнка могут возникнуть большие проблемы с обучением. Как только вы заметили у ребёнка признаки похожие на те, которые мы перечислили в начале статьи, необходимо обратиться к специалистам, которые обеспечат комплексное, профессиональное лечение.

Что нужно сделать, чтобы избежать появления дизорфографии

Для орфографически правильного письма

Чтобы сформировать

Надо владеть

Процессы усвоения таких абстрактных грамматических понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «имя существительное», «склонение» Рядом мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других).
Написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее часто употребляемых суффиксов Элементарными представлениями об основных временных и количественных отрезках, умением сравнивать, находить сходство и различие.
Усвоение графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем Сформированным зрительным восприятием и ориентировкой в пространстве
Усвоение правил правописания Развитой мелкой моторикой рук, сформированными каллиграфическими навыками
Орфографический навык Высоким уровнем развития процессов абстракции, основанных на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, формирования представлений; умении оперировать грамматическими понятиями («звук», «буква», «слово» и т.д.), а также процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Языковые обобщения Сформированными операциями сравнения, сопоставления, определения сходного и различного.
Усвоение орфограмм Сформированными операцияями систематизации и классификации
«Языковое чутье» (система определенных языковых связей, довольно высокая степень практического владения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей. Достаточно развитым фонематическим слухом, формирующимся в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе аудирования, говорения) и под воздействием специальных упражнений.

Алексия

Чтение – это очень важный психический процесс, который снабжает ребёнка знаниями разного рода, необходимыми для нормальной жизнедеятельности в обществе, развития личности человека. Чтение способно ускорять развитие интеллектуальной деятельности, влиять на поведенческие особенности ребёнка в целом, организовывать его.

За оптическую алексию отвечает кора затылочных долей мозга. Если ребёнок не узнаёт отдельные буквы, это проявление литеральной оптической алексии, если он не способен узнавать целые слова, такое явление называют вербальной оптической алексией. При данной форме алексии у ребёнка нарушается зрительное восприятие букв или целых слов.

В некоторых случаях диагностируют одностороннюю оптическую алексию, при которой ребёнок игнорирует какую-либо половину текста, не замечая этого. Такую алексию можно обнаружить тогда, когда поражены затылочно-теменные зоны правого полушария головного мозга.Поражение коры височной зоны левого полушария приводит к возникновению слуховой алексии, которая считается одним из проявлений такого заболевания как сенсорная афазия.

В случае если поражены нижние отделы премоторной зоны коры левого полушария головного мозга, может возникнуть кинетическая моторная алексия. Её проявления заключаются в том, что ребёнок правильно узнаёт и произносит отдельные буквы, но соединить буквы в слоги или слоги в слова затрудняется. У таких детей нарушены процессы переключения от слога в слово или от одного слога, слова к другому.

Пример работы ребенка с дисграфией (3 класс)

Работа с такими детьми, предупреждение и преодоление алексии должно быть основано на развитии речи и заполнении тех пропусков, которые имеют место в фонетико-фонематическом развитии детей с диагнозом алексия. Алексия, как и любое другое речевое нарушение, может негативно отразится на способностях ребёнка к обучению, поэтому только своевременное вмешательство специалиста поможет сделать коррекционную работу в несколько раз успешнее.

Примеры ошибок, характерных для дизорфографии.

При установлении грамматической связи слов в словосочетании вылез из ручья дети чаще всего задают семантический вопрос: вылез«Зачем?», «Как?»из ручья.

При назывании букв используются названия звуков, в ряде случаев искажают их: (буквы К, Р, С обозначают как «кэ», «рэ», «сэ»).

Дети забывают названия частей речи, не умеют различать лексическое и грамматическое значение слова («Зима – это прилагательное. Зима – какая?»).

Учащиеся испытывают затруднения при определении рода и числа имен существительных, имен прилагательных и глаголов, не умеют пользоваться памяткой для морфологического разбора слов.

При выполнении упражнений читают все задания сразу, а не по отдельности. Часто переспрашивают (уточняют) содержание инструкции.

При определении ударного звука указывают безударный («в слове школа ударный звук [а]»). Вместо ударного звука называют ударный слог, верный или искаженный по структуре («я нашла ударный звук в слове «букет» – «кет», а в слове «унесённые» – «свё»).

3 класс

Трудности усвоения и применения правил учащимися данной категории проявляются и в смешении соответствующих алгоритмов действий. ( На вопрос логопеда Как определить количество слогов в слове? Ребенок отвечает после длительной паузы: «Надо…нужно…поставить слово…изменить слово так…» После подсказки педагога: Можно ли определить количество слогов, зная количество гласных? Следует ответ ученика: Сколько слогов, столько гласных.)

Самым трудным для второклассников с дизорфографией является анализ предложений, состоящих из четырех и более слов (у третьеклассников – из пяти и более слов, как правило, без предлогов).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Дети допускают следующие искажения слов: изменение данной словоформы (узнают – «узнавали»); добавление слов, сходных с устойчивыми оборотами устной речи (много – «много разов»); объединение в одно слово предлога и стоящего за ним существительного («науроках»), замена частей речи (много – «многих»).

Учащиеся увеличивают и сокращают количество слов в предложении; заменяют слова по смысловому сходству (собирают – «рвут»); изменяют время глаголов (сажают – «сажали»); падежных форм существительных множественного числа («сажают дерева»).

Лишь небольшая часть детей с дизорфографией овладевает синтезом предложений из слов, данных в беспорядке (в начальной и определенной грамматической форме):

  1. повторяются слова в начальной форме («На пруду мальчики ловить рыбу»);
  2. воспроизводится фрагментарное предложение с пропуском подлежащего («На пруду ловить рыбу»);
  3. сокращается количество слов в предложении («Дети пошли собирать в лес грибы» вместо Дети собирают грибы в лесу);
  4. добавляются слова в предложении («Дети пошли собирать в лес грибы» вместо Дети собирают грибы в лесу);
  5. заменяются предлоги (на-в, на-под, на-из, в-из);
  6. изменяются формы слов (собирали – насобирали).
3 класс

В большинстве случаев дети неаргументированно называют количество слогов в слове:

  • в качестве слога часто выделяется согласный звук, стоящий в начале, в середине или в конце слова («бу-л-ка», «с-тол», «э-кс-ка-ва-то-р»);
  • несколько слогов («бе-реза», «зе-мляника»);
  • опускаются гласные, стосящие в середине слов («б-л-ка», «э-кск-ва-та-р»), а также согласные при их стечении в четырехсложных словах («э-к-с-а-ва-т-ор»).

Несформированность морфологических обобщений о значимых частях слова, фрагментарность знаний о делении слов, неумение применить знания на практике, отсутствие алгоритма действий и системы знаний обусловливает следующие ошибки:

  1. отрыв одной или нескольких букв от корня («прог-ре-мел»);
  2. одной гласной от окончания («на-сту-пи-л-а»);
  3. одной конечной согласной, являющейся частью суффикса («про-гре-ме-л»);
  4. перенос частицы («со-би-ра-ть»).

У учеников третьих классов с дизорфографией подобные нарушения приобретают стойкий характер и проявляются в более выраженной степени, чем у второклассников с данной речевой патологией. Это свидетельствует о том, что без целенаправленной работы у школьников данной категории не происходит спонтанного совершенствования навыков слогового анализа.

Недостаточная сформированность операций различения звуков, нечеткость слухового и кинестетического образа слова, недоразвитие звукового анализа как сложного умственного действия приводит к следующим ошибкам:

  • при перечислении звуков в слове шуба: «шу», «бэ», «а» или «шу», «ба»;
  • пропуск звука [т] при стечении трех согласных, включающем два глухих звука (например, [фтр] и [тсн] в словах завтрак и подснежник);
  • смешение понятий «звонкие»-«глухие», «гласные-согласные» звуки («В слове «подушка» «по» – звонкая»);
  • искажение названий букв («В слове «браконьер» «рэ» – звонкая»).
3 класс

Бедный словарный запас, неумение определять разницу между лексическим и грамматическим значениями слова вызывает следующие ошибки:

  1. при подборе синонимов учащиеся прибегают к словоизменению, к подбору родственных слов (сердечный – сердце, рыбачить – рыбак) или к лексической оценке значения слов (сердечный – хорошо(ий)), вместо подбора синонима к имени прилагательному называют другую часть речи, по аналогии «предмет и его признак» (колючий – ежик);
  2. при объяснении значения имен прилагательных выделяются лишь отдельные черты лексического значения слов (нарисованная – «значит кисточкой нарисованная»), смешиваются лексическое и грамматическое значение слов («чайная – это какая? быстрый – это какой?»), выделяются незначительные признаки (чайная – «полезная»);
  3. при объяснении значения глаголов дети соотносят их с конкретными объектами (читать – книгу), опираются на звуковую оболочку слов (шутить – «это значит шить»), заменяют данную словоформу (читать – «читаем»), или подбирают родственное слово (шутить – «шутка»);
  4. при объяснении переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях объясняют значение лишь отдельных, часто встречающихся словосочетаний (тяжелый характер – «нехороший характер»), обобщенный смысл предложений остается для детей недоступным (Девочка не бежала, а летела к дому. – «У девочки были крылья» или «Она упала»), буквально понимают значение крылатых выражений (золотое сердце – «сердце из золота», тяжелый характер – «тяжело поднять из люка, если он упал в люк»);
  5. при подборе антонимов дети используют приставку не- (длинный – «недлинный»); изменение данных словоформ (добрый – «добрая»); подбор слов, близких по значению (высокий-«длинный»);
  6. при объяснении значения слова не выделяют существенных признаков предмета, заменяют описание слов описанием их функционального назначения (пила – «ей пилят», коробка – «чтобы в нее класть кубики, разные яблоки…»);
  7. названные учащимися слова часто не соответствуют заданной лексической теме (к понятию «дни недели» относят слова «сегодня, позавчера»; «инструмент» – «стружки, опилки»; смешивают понятия «месяцы» и «времена года»).
3 класс

Школьники с дизорфографией на втором, и даже на третьем году обучения испытывают большие затруднения при распознавании грамматической категории слов. Эти дети хуже определяют грамматическую принадлежность имен прилагательных и глаголов, чем имен существительных.

  • при распределении слов на группы (в три колонки) к именам существительным дети с дизорфографией относят глаголы и имена прилагательные (вручает, слабое), к глаголам – имена существительные и реже – имена прилагательные (дружба, звонкий);
  • при анализе предложений по членам дети ошибаются при определении практически всех членов предложения. (В предложении «Собака сторожит дом» – главный член (сказуемое) «сторожит», «дом» – подлежащее, потому что сторожит кто? (что?) – «дом».)

Уровень усвоения навыков словоизменения у младших школьников со средней успеваемостью (без патологии) и их сверстников с дизорфографией различен. Наиболее трудными для усвоения являются:

  1. замена одним предлогом нескольких предлогов (на – над, за – перед, из – под);
  2. использование ненормативных окончаний имен существительных («мяч над стола»);
  3. в активном словаре школьников с дизорфографией не отмечается отдельных сложносоставных предлогов (например, из-под, из-за);
  4. часто употребляются неправильные окончания имен существительных множественного числа (дома – «домы»);
  5. при выполнении заданий на словоизменение учащиеся основываются на словообразовании (стул – «стульчик») или на семантических ассоциациях (яблоко – «груша», дупло – «нора»);
  6. частое нарушение согласования имен прилагательных с именами существительными единственного числа женского и среднего родов (синее ведро – синяя ведро);
  7. при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида дети не могут безошибочно назвать глаголы (по картинкам), ошибаются при образовании глаголов несовершенного вида с помощью приставок (Девочка оделась – «Девочка наделась»);
  8. нарушение дифференциации и неточное употребление глаголов единственного и множественного числа («Девочки ездит на коньках» – «Эти тоже ездит на коньках»);
  9. в процессе словообразования выделяются две наиболее характерные ошибки детей с речевым недоразвитием: неправильное использование суффиксов при словообразовании («лисиная», «рыбиный», «птичячее крыло», «утячее яйцо») и использование вместо словообразования приема словоизменения. При назывании детенышей допускаются такие ошибки, как «у свиньи свиненок, у лошади – лошаденок».

2 класс

– они неверно ставят грамматические вопросы к словам (прекрасный – «что?», темно-«где?»);

– не могут определить часть речи, число, род имен существительных и имен прилагательных (книга – «прилагательное, какая? средний род», прекрасный – «кто? глагол, мужской род»);

– большое число ошибок вызывает у школьников определение времени глагола (перешел – «настоящее время»);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

-при определении «лишнего» слова дети с речевой патологией опираются прежде всего на степень звукового сходства слов (Из серии слов: конь, конница, коневодство и коньки, в большинстве случаев, дети исключали слова конница и коневодство);

У детей с дизорфографией затруднено понимание и воспроизведение текста.

– отмечаются систематические нарушения как структуры предложения, так и навыков словоизменения. Например, «Утром ранним ребята отправились на рыбалка»;

– в письменных работах выявляются нарушения причинно-следственных связей, недифференцированность временных и пространственных соотношений: до – после, за – около – перед, за – между.

3 класс

Дисграфия

В настоящее время 37% родителей сталкиваются с тем, что их дети, учащиеся 2-3 классов, допускают при письме нелогичные, специфические ошибки, которые трудно исправить. Обычными, общепринятыми в школьных методиках приёмами, ошибки детей с дисграфией, невозможно преодолеть! Что-же такое дисграфия? В чём проявляется дисграфия? Как предупредить дисграфию у детей? Поищем ответы на эти вопросы.

При дисграфии подобные смешения происходят и между свистящими – шипящими звуко-буквами, и между ч-щ , ч-ц, ч-т, ц-т, ц-с,- группой аффрикат. Эти ошибки относятся к особой форме дисграфии- акустическо-артикуляторной. К ней относятся ошибки по кинетическому сходству. Трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами (О.А.

Токарева, 1971г) приводят к такой форме дисграфии. Характерны ошибки:О-а (в ударной позиции): ло(а)ндыш, ура(о)ки, са(о)сны, бро(а)та, поймо(а)л, ло(а)пта, во(а)рила… б-д : люд(б)ит, рыд(б)оловы, уб(д)ача.И-у: пру(и)рода, ми(у)ха, нка береги(у), кри(у)глый, во льди(у)… п-т: выт(п)ал, п(т)емно, ат(п)ель, шат(п)ка.Х-ж: поймал ех(ж)а, мож(х)натый, наж(х)одка… г-р: г(р)аки, р(г)олова, р(г)олод, г(р)астался.

Некоторые авторы выделяют оптическую дисграфию, при которой неустойчивость зрительных впечатлений и предствлений выливается в специфические ошибки, когда отдельные буквы не узнаются, в различные моменты буквы воспринимаются по разному, не распознаются непривычные шрифты, и вследствие неточного восприятия буквы смешиваются на письме.

У левшей имеет место зеркальное письмо, так как школьник левша воспринимает букву справа налево. Разновидностью оптической дисграфии является литеральная дисграфия, при которой у ребёнка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированный букв. При оптической дисграфии ребёнок не различает сходные графически рукописные буквы.

Бывает, что написание изолированных букв сохранно, а зрительный образ слова формируется с большим трудом и ребёнок пишет слова с грубыми ошибками.В последнее время исследователи выделяют дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежат нарушения деления предложений на слова, поскольку человек говорит (синтагмами) смысловыми интонационными отрезками, нарушения деления слов на слоге, в основе которого лежит сбой произносительного ритма высказывания, а так же нарушения фонематического анализа и синтеза.

Пропуски согласных при их стечении, перестановки букв, добавления букв, перестановки слогов- наиболее характерные ошибки при данной форме дисграфии. Нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно с пердлогами, в переносе слов с одной строки на другую, в раздельном написании приставки и корня слова.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При дисграфии ошибки на уровне предложения заключаются в отсутствии обозначения границ предложений — начало предложения пишут с прописной буквы и в конце не ставят точек: « налугу паслось стадокоз пастух заснул волк под крался исхватил одну»При дисграфии на уровне словосочетания и предложения, основная масса специфических ошибок выражаются в нарушении связи слов – неправильном согласовании и управлении.

Дети затрудняются определять категории слов, части речи из-за недостаточного уровня речевых обобщений. «Пушитый сег лежит наполя илуга» «надели дети шупки шапки ибежат наречу» .Определённые трудности представляет оперирование однородными членами предложентя: « Девушка была румяной, гладко причёсана» , «Эта книга учит честности , смелости и уважать своих друзей».

В логопедической науке и практике разработаны результативные методы коррекции дисграфии, каждой из её форм. Учитывая характер допущенных ребёнком ошибок и, опираясь на нейро-психологические приёмы диагностики, возможно определение формы дисграфии и составления индивидуального, адресного плана занятий с каждым ребёнком.

Реализация этого плана позволяет восстановить те нарушенные компоненты процесса письма, которые своевременно не сформирвались у ребёнка. Главное, не пропустить синзитивный период для занятий. И надо чётко осознавать, что ребёнок , преодолевший дисграфию, всё же не станет лигвистически одарённым человеком.

Симптоматика дизорфографии у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности

Усвоение орфографических знаний, умений и навыков учащимися начальной школы (VIII вид) характеризуется специфическими особенностями, по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи (IV уровень) общеобразовательных учреждений и речевых школ на протяжении всего обучения.

Наиболее характерной особенностью дизорфографии данной категории школьников является нечеткое владение учебной терминологией. Дети смешивают такие понятия, как «звук» – «буква», «гласные» – «согласные», «слог» – «слово», «слово» – «предложение» и т.д.

Успешному усвоению учебного материала препятствует часто возникающее у детей с нарушением интеллекта охранительное торможение и нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной систем. Учащиеся не овладевают лексическим и грамматическим значениями морфем и словоформ. Пересказ правил своими словами, построение системы аргументации, обобщений и выводов проходит со значительными трудностями и специфическими особенностями.

При анализе орфограммы дети с трудом воспроизводят исходное слово, приводят в качестве проверочных слов словоформы других частей речи, неверно определяют их грамматическую отнесенность. Перенос же правила на другие словоформы осуществляется довольно медленно, учащиеся, как правило, опираются при этом на ложные ассоциации.

Учащиеся данной категории не «видят» опасных мест в словах, то есть тех отдельных букв или их сочетаний, которые при письме требуют проверки, дети с трудом выделяют сочетания букв, требующие запоминания. У младших школьников с легкой степенью умственного недоразвития достаточно часто возникают так называемые «ложные правила».

У них отмечается недостаточная сформированность навыков самопроверки, в частности, предварительного, текущего и опосредованного видов самоконтроля. Повышенная отвлекаемость и импульсивность детей снижают уровень их мотивации к усвоению языковой системы и к обучению в целом.

*При подготовке статьи использовались материалы И.В. Прищеповой «Дизорфография младших школьников».

Дислексия

Дислексией называют нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития либо нарушения функций определённых зон коры головного мозга. Параллельно с дислексией у ребёнка может проявляться дисграфия. Дисграфия является нарушением письма. Дислексия встречается редко, но, несмотря на это, она может затруднить процесс обучения ребёнка.

Дислексия у детей в большинстве случаев появляется в возрасте 7 лет, поэтому проблемы с чтением чаще всего наблюдаются у младших школьников. Различные нарушения чтения становятся более очевидными ко второму классу. В некоторых случаях дислексия со временем компенсируется, но иногда сохраняется и у более старших детей.

Но при раннем выявлении и своевременном, комплексном лечении течение дислексии можно изменить в лучшую сторону. Лечение должно быть длительным, иметь интенсивный и систематический характер. Иногда ребёнок может быть предрасположен к данному заболеванию генетически, в этом случае дислексия наблюдается сразу у нескольких членов семьи.

Дети с данным нарушением делают много ошибок при чтении. Они читают медленно, при этом они могут неправильно произносить слова, пропускать некоторые звуки, прибавлять ненужные, переставлять буквы. Дети затрудняются в восприятии некоторых звуков на слух, это приводит к тому, что они не используют их в собственной устной и письменной речи, при чтении.

Давайте разберём механизм развития дислексии, это поможет лучше понять суть данного заболевания. Человек имеет три вида слуха: физический (шуршание листвы, лай собаки, шум дождя), музыкальный (наслаждение от любимой песни, бессмертной музыки великих композиторов), речевой (понимание речи, отличие звуков друг от друга).

Когда речевой слух развит недостаточно, человек не в состоянии различать схожие созвучия, не правильно воспринимает обращённую к нему речь.При нарушенном речевом слухе возникают и затруднения в чтении и письме. Это естественный процесс, ведь ребёнок, неясно слышащий речь других людей не может правильно читать.

Но учить ребёнка необходимо, так как изменение одного или нескольких звуков влечёт за собой изменение смысла слова: палка-балка, дочка-точка. Ребёнок всего лишь заменяет глухой звук звонким, твёрдый звук мягким, но слово полностью изменяет свой смысл.Для коррекции дислексии у ребёнка, родители должны не только заниматься с ним самостоятельно, но и обязательно привлечь специалиста.

https://www.youtube.com/watch?v=playlist

Все занятия направленные на исправление чтения у ребёнка, должны строиться в определённой системе. В процессе занятий ребёнок должен усвоить произношение отдельных звуков и научиться соотносить звук с буквой. Для лучшего результата логопед использует различный наглядный материал.Нужно понимать, что дислексия это такое состояние, для выявления и коррекции которой, необходимо сотрудничество родителей и логопеда, только в этом случае можно добиться стойких положительных результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector