Диагностика задержки речевого развития

Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

Траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей. Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.

Возраст

Развитие речи

1-3 месяца

Крик.

3-6 месяцев

Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).

4-5 месяцев

Визг, смех. Гуление в различных интонациях.

6 месяцев

Лепет (слоги «ма», «ба»).

7-8 месяцев

Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.

9-11 месяцев

Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).

1–1,5 года

Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).

2-3 года

Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.

3 – 4 года

Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

До года:

  • Отсутствие эмоциональной реакции при обращении к ребенку 3-4 месяцев (малыш не поворачивает голову на звук, не реагирует на мамину речь).
  • Отсутствие лепета в возрасте 8-9 месяцев.

От года до двух:

  • В речи ребенка нет простых слов (например, «дай», «мама», «папа», «баба»).
  • Малыш не понимает обращенную к нему просьбу, не может показать знакомые предметы.
  • У ребенка есть проблемы с жеванием. Он давится даже небольшими кусочками.
  • К двум годам ребенок не пытается освоить новые слова.

От 2 до 3 лет:

  • Ребенок использует менее 20 слов.
  • Не может найти и принести знакомый предмет, если он находится вне поля его зрения.
  • Не пытается составлять фразы, состоящие хотя бы из 2 слов.

В 3 года:

  • Речь ребенка мало понятна окружающим.
  • Малыш не используют простых предложений.
  • В речи отсутствует местоимения и наречия, кроха не склоняет слова.
  • Малыш говорит быстро, проглатывая окончания.
  • А ребенок не понимает и не может составить предложения, относящиеся к прошлому и будущему.

4-5 лет:

  • Малыш знает ограниченное число слов, с трудом запоминает новые слова.
  • В речи отсутствуют союзы.
  • Остаются трудности с произнесением шипящих звуков.

После 5 лет:

  • Крохе не даются звуки «р» и «л».
  • Речь эмоционально не окрашена.
  • Малыш не использует все части речи.
  • Продолжает использовать только простые предложения.
  • Не может составить рассказ по картинке, сделать понятный пересказ текста.

Если наблюдается хотя бы одна из перечисленных проблем, стоит обратиться к специалисту.

Недопустимо также чтобы малыш повторял слова зеркально или говорил готовыми фразами из мультиков. Подобное поведение не свидетельствует об интенсивном развитии речи, а говорит о психическом отклонении.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы этапы речевого развития детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно  внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 — пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или — наоборот — чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Как проявляется задержка речевого развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, для которой характерно нарушение сроков появления речи, уменьшенный словарный запас, дефекты звукопроизношения и грамматического строя речи. Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

  • Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
  • Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
  • Отказ от общения;
  • Отсутствие контакта глаз;
  • Невнятность речи, «каша во рту»;
  • Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
  • Неадекватность поведения.

Стадии развития речи ребенка

Специалисты различают три степени ЗРР:

  1. Легкая степень ЗРР – отсутствие патологий нервной системы. Возможны нарушения эмоционально-волевой сферы.
  2. Средняя степень ЗРР – отставание в развитии речи сочетается с поражениями нервной системы. У таких детей могут наблюдаться тремор, параличи органов артикуляции, тики, а также различные нарушения работы психических процессов.
  3. Тяжелая степень ЗРР – характерна для малышей с поражениями речевых зон мозга. В данном случае наблюдаются серьезные трудности с овладением речью в комплексе с нарушениями памяти, внимания, мышления, произвольной регуляции (самоконтроля).

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

Причины и диагностика задержки речевого развития

Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:

  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • недоразвитость мускулатуры лица и рта;
  • нарушения слуха;
  • болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
  • кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
  • психические и физические травмы;
  • речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
  • конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).

Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе лечения эффективность помощи будет существенно более низкой.

Чтобы выявить задержку в речевом развитии на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

задержка речевого развития

Речь имеет свои нормы развития и становления. Обычно ребенок пробует разговаривать на втором году своей жизни. До двух лет он только наблюдает за окружающим миром, изучает его и старается все запомнить. К двум годам вся накопленная информация перерабатывается мозговыми клетками, а мышцы речевого аппарата укрепляются, что дает возможность малышу говорить свои мысли вслух и выражать, таким образом, свои эмоции.

  • слабое развитие мышц, окружающих рот, или слабый мышечный тонус лица. На это могут указывать предпочтение мягкой пищи, постоянное выпадение еды из ротовой полости, чрезмерное выделение слюны. Данное нарушение чаще наблюдается у малышей, которых слишком рано перестали кормить грудью или не кормили грудью вообще;
  • плохая концентрация слухового внимания. При этой патологии ребенок не может понять предложения, состоящие из большого количества слов, он не слышит фоновые шумы;
  • нарушения слуха. Это один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития у ребенка. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях. Поэтому главное — вовремя обнаружить проблему и не пропустить наиболее подходящий период для активизации функций слухового прохода, ведущего к области мозга, отвечающей за слух;
  • невостребованность речи. Такое часто случается, когда с ребенком мало общаются или пытаются узнать все желания малыша наперед. В результате у ребенка не возникает необходимость выражать свои эмоции и что-либо говорить с помощью слов;
  • генетическая предрасположенность. В этом случае у детей медленно созревают нервные волокна, ответственные за речь;
  • травмы и повреждения тканей головного мозга, полученные во время родов или в первые несколько месяцев жизни малыша;
  • если родители слишком быстро разговаривают, ребенок не успевает понять смысл сказанного, а спустя некоторое время он перестает пробовать понять то, что ему говорят;
  • перегруженность помещения шумами. Постоянная работа телевизора, разговоры по телефону и просто громкое общение становятся причиной того, что дети перестают придавать значение словам и даже неправильно повторяют услышанную речь;
  • если родители разговаривают на 2 языках;
  • при завышенных требованиях к речи у ребенка может исчезнуть желание говорить;
  • заболевания нервной системы и психические заболевания;
  • тяжелые психические травмы, полученные в раннем детстве;
  • злоупотребление родителями алкоголем;
  • кислородное голодание во время внутриутробного развития;
  • если женщина в период беременности перенесла какие-либо заболевание или отравление, то у ее малыша в будущем также возрастает риск возникновения задержки речи;
  • слабое зрение;
  • патологии головного мозга.

Важно знать, что лечение задержки речевого развития может сильно затянуться и усложниться, если причины патологии речи ребенка не будут выявлены, а провоцирующий фактор будет продолжать оказывать свое негативное влияние. Поэтому детям с данным отклонением рекомендуется пройти полное обследование. Только таким способом логопед сможет максимально точно поставить диагноз.

При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
  • проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
  • проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
  • оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
  • оценка воссоздания и понимания речи;
  • выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.

Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр. Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.

Если Вы подозреваете у крохи задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за специализированной помощью. Наиболее точно определить причины ЗРР помогут следующие специалисты:

  • Педиатр (оценка общего развития ребенка);
  • Невролог (исследование состояния головного мозга, крупной и мелкой моторики);
  • Отоларинголог (проверка слуха);
  • Психолог (оценка уровня психического развития);
  • Логопед (обследование органов артикуляции, диагностика уровня понимания речи, изучение словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя речи, фразовой речи).
  • В ряде случаев может потребоваться дополнительное обследование у дефектолога, сурдолога, ортодонта, психиатра.

Причины задержки речевого развития могут быть следующими:

  1. Биологические причины: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность.
  2. Психологические причины: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда и так далее.

Коррекция ЗРР у малышей

Способы коррекции и лечения задержки речевого развития зависят от причины, по которой произошло нарушение, и устанавливаются специалистами после диагностических обследований. В некоторых случаях врачами назначается медикаментозное лечение, массажи. Мы же в общих чертах расскажем Вам о том, как помочь ребенку научиться говорить в домашних условиях. Эти занятия станут хорошим дополнением к работе со специалистами.

  • Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира.

  • Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.

  • Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.

  • Дыхательные упражнения. Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов. Подробнее о дыхательных упражнениях Вы можете почитать в одной из наших предыдущих статей.

  • Артикуляционная гимнастика. Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться произносить звуки правильно.

  • Пальчиковые игры – это уникальный способ развития крохи. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

  • Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое. Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии крохи.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию.  Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

Диагностика задержки речевого развития

У детей с сенсорной алалией нарушена мелкая и крупная моторика, они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

Основные выводы

Задержка речевого развития

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи.

Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку речевого развития.

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.

Все статьи по теме

Когда обращаться к специалисту?

Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.

Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.

Очень часто родители под влиянием советов знакомых и друзей затягивают посещение специалиста, упуская момент, когда отставание в речевом развитии могло пройти быстро и легко. Вот типичные баки, которыми объясняется подобное поведение.

«Это все генетика и врожденная особенность!»Соседки на лавочке, подруги и родственники готовы рассказывать истории о «волшебном» обретении ребенком дара речи в 3-4, а то и 5 лет. «Антоша не говорил до 4 лет, а потом начал разговаривать сразу предложениями!», — типичный пример подобных обнадеживающих высказываний.

Действительно, нет ничего невозможного и кроха, прежде произносивший около двух десятков слов, мог совершить подобный прорыв, но это крайне редкий случай (1 на 1000). Куда более вероятно иное объяснение: память человека крайне избирательна. Вероятнее всего, люди просто припоминают так называемый «лексический взрыв», приходящийся на возраст около двух лет.

Как проявляется задержка речевого развития?

«Ребенка отправят в специальный сад, а затем в школу, не надо рисковать!»Сколько несчастных родителей, напуганных подобным утверждением, пытались решить проблему самостоятельно, «по книжке» или выкладывая немалые суммы сторонним специалистам. Диагнозов в нашей стране бояться до сих пор.

Неврологи и логопеды приводят поразительную статистику. Так, большинство детей до 3 лет, чьи родители обратились к врачам по поводу отставания малыша в речевом развитии, получали диагноз ЗРР (задержка речевого развития). При обращении же к специалисту после 5 лет, лишь 20 % детей получат данный неосложненный диагноз.

При этом длительность корректировки и количество необходимых специалистов будет увеличиваться пропорционально упущенному времени. Так, если большинству детей 2-3 лет бывает достаточно 1-2 занятий с логопедом в неделю и курса медикаментов, то после 4-5 лет, особенно в случае постановки диагноза ЗПРР, посещение логопеда будет рекомендовано ежедневное, а так же необходимо будет, хотя два раза в неделю встречаться с детским психологом и ежемесячно с неврологом.

«Наверстать можно всегда»Увы — нет. Активное усвоение речи происходит у ребенка в возрасте до 7 лет. Если коррекция начата слишком поздно, у крохи остается чересчур мало времени для активного освоения грамматических и лексических закономерностей языка.

В случае с такими заболеваниями как алалия (если у ребенка вообще отсутствует речь, в том числе словоподрожание) вероятность что он заговорит после 6 лет, составляет всего 0,2 %. В возрасте после 8 лет ребенок уже не способен полноценно освоить речь и придется искать иные методы коммуникации.

Причины и диагностика задержки речевого развития

При выявлении проблем с речью у ребенка первое, что необходимо сделать — посоветоваться с педиатром. Сразу после педиатра необходимо будет посетить:

  • Сурдолога. Он определит, есть ли у ребенка физиологические особенности, препятствующие нормальному развитию речи.
  • Невропатолога для выявления иных причин возникновения ЗРР.

Исходя из результатов осмотра, могут быть могут потребоваться дополнительные исследования (ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ). Будут даны и рекомендации относительно целесообразности посещения других специалистов (детский психолог или даже детский психиатр, дефектолог, логопед).

Если родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

  • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
  • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
  • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
  • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
  • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
  • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
  • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
  • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

Заключение

Коррекция ЗРР у малышей

Речевые нарушения очень разнообразны, и родители могут не замечать их или оправдывать возрастом ребенка. Очень важно не затягивать, и как можно раньше посетить логопеда, если есть малейшие сомнения относительно правильности речи малыша. В ходе обследования  логопед детского Монтессори-клуба «Созвездие» определит, как развивается речь вашего крохи, сделает соответствующее заключение и даст рекомендации.

Как лечат задержку речевого развития

Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

. Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения сенсорного опыта, питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются пальчиковые игры, использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, чтения сказок, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Если вовремя обратится за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  • отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с возрастом;
  • проблемы с обучением в школе. В некоторых случаях ребенка могут перевести во вспомогательную школу.

Выводы

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector