Аутизм у взрослого мужчины как проявляется

Причины развития заболевания

В последние годы отмечается рост заболеваемости аутизмом. При этом тенденция не имеет научного объяснения. Заболевание может быть вызвано целым рядом факторов. Одним из них является токсическое воздействие на организм матери во время вынашивания беременности. Распространенные причины аутизма у детей:

  • осложнения после простудных заболеваний;
  • инфекционные поражения головного мозга, аномальное развитие отдельных его отделов;
  • ДЦП;
  • гормональный дисбаланс;
  • воздействие на организм вирусов и бактерий;
  • неконтролируемый прием антибактериальных препаратов;
  • неудачно проведенная вакцинация.

Определенную роль в развитии аутизма играет генетический фактор.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты. Строение мозга у младенцев не отличается от мозга здоровых детей.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты..

Несмотря на то, что медицина на порядок шагнула вперёд, основные причины аутизма учёные назвать не могут. Есть только предположение, что заболевание является следствием нарушения структур головного мозга.

Другой причиной медики называют осложнения в период внутриутробного развития. Факторами, повышающими риск рождения ребёнка с аутизмом, являются:

  • инфекционные процессы, вирусной природы, протекающие внутриутробно;
  • токсемия;
  • маточные кровотечения;
  • роды, раньше положенного срока.

Заболевание часто носит наследственный характер. Если кто-то по родовой ветке имел данный диагноз, вероятность повторения недуга у будущего поколения достигает 10 %.

Аутизм у взрослого мужчины как проявляется

Аутизм чаще возникает у детей, чьи родственники имели психические расстройства:

  • оторванность от реальности;
  • затруднения в восприятии речи;
  • нарушение речевой функции;
  • расстройство волевой сферы;
  • склонность к замкнутости;
  • неправильное восприятие реальности.

Что же такое аутизм и как он проявляется? Как вылечить аутизм у взрослых и детей, основные симптомы и лечение болезни рассмотрим подробнее.

Как и когда проявляется заболевание у детей

Как и любое другое заболевание, аутизм имеет свою симптоматику. Среди основных признаков данной патологии выделяют:

  • трудности социальной адаптации;
  • коммуникативные проблемы;
  • склонность к ритуальности в поведении;
  • узкость интересов;
  • замкнутость.

Также аутистов отличают следующие характеристики:

  • плохая способность к концентрации;
  • светобоязнь;
  • реакция на громкий звук;
  • нарушение моторики;
  • трудности с восприятием информации и обучаемостью.

Аутисты с любой формой заболевания всю жизнь проводят в стороне от общества. Налаживание социальных контактов им дается с трудом, кроме того, при данном диагнозе больные не испытывают в этом необходимости.

Аутизм также относят к врожденной патологии. Для истинных больных общение с другими людьми не представляет интереса. Феномен данного заболевания объясняется склонностью аутистов к асоциальной жизни. В детском возрасте они довольно поздно начинают разговаривать. При этом причина кроется не в слабом умственном развитии или каких-либо физических отклонениях, а в отсутствии мотивации для общения.

У аутистов отмечается повышенная потребность в стабильности и постоянстве. Их действия имеют выраженное сходство с ритуальностью. Это проявляется в соблюдении определенного дневного распорядка, пристрастии к одним и тем же привычкам и систематизацией вещей и предметов личного обихода. В медицинской терминологии существует определение»диета для аутистов».

Склонность к повторению одних и тех же действий иногда приводит к идеализации результата, совершенство которого определяется уровнем умственных способностей больного. Большинство взрослых аутистов страдают отклонениями и имеют низкий уровень IQ. При таком раскладе они не станут виртуозами в шахматной игре. В лучшем случае их главным развлечением останется детский конструктор.

Аутизм у взрослого мужчины как проявляется

Легкая форма аутизма предполагает возможность максимальной адаптации в обществе. Повзрослев, такие больные имеют все шансы устроиться на работу, где требуется повторение однотипных действий без необходимости повышения квалификации.

Психиатры выделяют определяющие особенности в поведении у детей-аутистов. Основные из них:

  • нарушение контактов в социуме;
  • ограничение интересов и особенности поведения в период игр;
  • частое повторение однотипных действий;
  • нарушение речевого и эмоционального общения;
  • интеллектуальные расстройства;
  • особенности телодвижений;
  • ослабление чувства самосохранения.

Симптоматика заболевания весьма разнообразна и зависит от возрастной категории пациента.

Учёные, при обследовании пациентов с данным диагнозом выявили значительные нарушения в:

  1. Лобных отделах коры головного мозга.
  2. Гиппокампе.
  3. Срединной височной доле.
  4. Мозжечке.

Особое внимание было уделено именно размерам мозжечка – у аутистов он меньше, чем у здоровых людей. Наверняка этим и обусловлено затруднение переключения внимания аутистов. Под аутизмом, что вызывает негодование у врачей, понимают изменения в коре головного мозга и его отделах.

Мозжечок отвечает за:

  • координацию движений;
  • речь;
  • внимание;
  • мыслительный процесс;
  • эмоциональную сферу;
  • способность к обучаемости.

Расстройство и нарушение данных аспектов и являются основными симптомами аутизма.

При нарушениях в миндалевидном теле, срединных височных долях и гиппокампе у человека отмечаются такие расстройства как:

  • притупление памяти;
  • расстройство эмоций;
  • тугодумство;
  • отсутствие потребности в общении с окружающими;
  • равнодушие к происходящему;
  • труднообучаемость.

Симптомы аутизма в младенчестве диагностировать очень сложно. Диагностика заболевания затруднена до тех пор, пока у ребёнка не сформируются основные навыки самоухода, общения и мировосприятия.

При функциональных нарушениях головного мозга, заметны изменения при проведении ЭЭГ. При этом, для больных аутизмом характерны нарушения:

  1. Памяти.
  2. Внимания.
  3. Вербальной мыслительной функции.
  4. Речевого аспекта.

Проведение ЭЭГ не относится к методу лечения аутизма, это всего лишь одно из диагностических мероприятий, применяемых для выявления функциональных расстройств, протекающих в отделах головного мозга.

В зависимости от течения и степени нарушения мозговой и психоэмоциональной деятельности аутизм делят на несколько групп, для каждой из которых свойственны те или иные личностные изменения.

Все виды заболевания заключаются не только в генетических нарушениях, но и могут быть приобретёнными.

Опасность приобретённого заболевания заключается в отсутствии выраженных симптомов аутизма. Медленное течение приводит к тому, что больной в одночасье замыкается и пытается изолировать себя от окружающих.

На начальных этапах развития болезни человек перестаёт радоваться жизни, впадает в глубокую депрессию, общение при встрече сводится к минимальным обрывкам фраз. На службе или в семейных отношениях возникают конфликты, которые заставляют больного прятаться от окружающих, погружаясь в пучину своих переживаний и страданий.

Выявление аутизма и диагностика возможна к 3 годам, но, как показывает медицинская статистика, этот недуг может проявиться уже на первом году жизни малыша.

Аутизм у взрослого мужчины как проявляется

Распознать ранние признаки аутизма у ребёнка можно по следующим симптомам:

  • неразвитость речевых аспектов: в возрасте до года малыши не произносят звуков, обращение к родителям ограничивается мычанием или жестами. По достижению трёхлетнего возраста дети не говорят предложениями, лишь иногда произнося еле разборчивые слова;
  • отсутствие взаимодействия мать-ребёнок. Никаких чувств и эмоций ребёнок не проявляет;
  • заметное отставание в развитии как в интеллектуальном, так и физическом;
  • малыш предпочитает играть в одиночестве, игнорируя сверстников на улице. Любая попытка другого малыша приблизиться к аутисту вызывает истерику;
  • невозможность отличить одушевлённое от неодушевлённого, круглое от квадратного;
  • тяга к определённой игрушке или предмету, ролевые игры не вызывают эмоционального всплеска;
  • непредсказуемая реакция на громкий звук, яркий свет;
  • агрессивность, как к окружающим, так и к себе. Ребёнок может царапать или кусать себя.

При наличии признаков заболевания обязательно нужно показать малыша психиатру или неврологу. Конечно, некоторые проявления, перечисленные выше не являются признаками болезни, а могут быть средством самовыражения или бунтарства ребёнка. Но, перестраховаться никогда не было лишним.

Всемирный день распространения информации об аутизме отмечается с 2007 года, но и по сей день информации этой крайне мало. В одном сходятся специалисты – чем раньше у малыша диагностируют это нарушение мозга, тем больше шансов, что он сможет подружиться с миром и прожить полноценную жизнь.

Так как распознать аутизм в раннем возрасте? Самый благоприятный вариант развития событий – поставить диагноз в 1-2 года, потом уже может быть поздно. Нередко зацикленность на себе, нежелание говорить и общаться, патологическую любовь к порядку родители воспринимают просто как особенность характера и развития – мол, с возрастом все исправится.

Однако признаки аутизма у детей могут быть самыми разными, и есть опасные сигналы, когда нужно незамедлительно бежать к неврологу и педиатру:

  • если малыш не смотрит в глаза и не отзывается на родительский голос;
  • говорит о себе только в третьем лице и не произносит свое имя и возраст;
  • часами раскачивается на стуле, размахивает руками, открывает-закрывает дверь;
  • разглядывает одну и ту же картинку, прокручивает один и тот же мультик;
  • постоянно выстраивает свои игрушки по цвету, по форме и т.д.

Разновидности заболевания

В мире не бывает двух одинаковых аутистов – об этой специфике недуга известно уже давно. Симптомы аутизма у взрослых, как и у ребятишек, очень индивидуальны, и во многом они зависят от разновидности болезни. Эти разновидности именуют расстройствами аутистического спектра.

  1. Синдром Каннера

Это самая тяжелая форма, которая практически не поддается коррекции. Человек с синдромом Каннера живет в собственном мире, который он выстраивал долгие годы. Здесь его правила и законы, и любую попытку вторгнуться или вытащить его из своей скорлупы больной воспринимает как страшную угрозу.

  1. Синдром Аспергера

Это легкая форма недуга – такие люди поддаются лечению, у них прекрасный интеллект, они хорошо вписываются в социум. Но некоторые проблемы с социализацией остаются навсегда. Кто-то не умеет считывать чужие эмоции, настроение, не способен слушать и слышать, кто-то заводит только одного друга и всю жизнь сторонится других людей…

  1. Синдром Ретта

Это исключительно женский вариант – заболевают им девочки в возрасте примерно одного года, и дальше ситуация лишь ухудшается. Взрослых «Реттов» почти не встретишь – такие пациентки умирают в 25-30 лет.

  1. Атипичный аутизм

К этой категории относят все нестандартные случаи болезни. Нередко такой формой ребенок заболевает уже в подростковом возрасте.

Классификация заболевания

Всего выделяют четыре вида аутизма:

  1. Синдром Каннера. Его признаками являются склонность к изоляции от общества, скудный словарный запас, слабое развитие речи.
  2. Синдром Аспергера – легкая форма аутизма, проявляющаяся у детей примерно в семилетнем возрасте. У больных с данным диагнозом отмечаются проблемы с интонацией и громкостью речи, координационные нарушения, склонность зацикливаться на одном занятии или изучении одного предмета, категоричность в суждениях. При этом они имеют высокий уровень интеллекта и нормальные речевые навыки.
  3. Синдро Ретта – заболевание нервной системы, обусловленное нарушениями в Х-хромосоме. Развивается у девочек, так как мальчики с подобным диагнозом погибают еще не родившись. Обычно проявляется на 8-ом месяце жизни малышей. Характеризуется глубокой аутичностью. Симптомами заболевания являются: слаборазвитая речь, пассивность, координационные нарушения, замедление роста головы, недоразвитость мозга, проблемы с костной и мышечной системой, признаки эпилепсии, умственная отсталость. Научиться разговаривать такие дети могут лишь к пяти-шести годам. Заболевание является врожденным и плохо поддается коррекции.
  4. Атипичный аутизм – приобретенная форма, проявляющаяся у взрослых. Развитие патологии сопровождается поражением мозга. Характеризуется выраженными речевыми и двигательными нарушениями.

В соответствии с современной классификацией заболевание разделяют по группам:

  • первая – больные, не взаимодействующие с окружающим миром;
  • вторая – замкнутые люди, которые имеют любимое увлечение и способны заниматься им часами. Они могут на протяжении длительного времени не спать и не испытывать потребности в еде;
  • третья – больные, не воспринимающие общественных норм;
  • четвертая – взрослые люди, не способные справляться с проблемами, имеющие склонность обижаться и винить окружающих в своих неудачах;
  • пятая – аутисты с нормальным или высоким уровнем интеллекта, которые независимо от поставленного диагноза адаптируются в обществе.

Среди пациентов, относящихся к пятой группе немало ученых, писателей и музыкантов.

Классифицируя заболевание, медики различают следующие виды аутизма, разделённые на 5 групп:

  1. Больные, у которых затруднено восприятие и нарушено взаимодействие с внешним миром.
  2. Пациенты, отличающиеся особой замкнутостью, способные длительное время заниматься хобби. Нарушены потребности в сне, еде и отдыхе.
  3. Аутисты, которые не поддерживают и не воспринимают установленные обществом нормы и правила.
  4. Взрослые аутисты, которые не могут самостоятельно справиться с самыми пустяковыми проблемами, обидчивы и плаксивы.
  5. Имеющие аутизм синдром, но при этом у больных отмечаются высокие интеллектуальные способности. Имеют талант и тягу к музыке, поэзии, программированию. Такие больные достаточно легко адаптируются к обществу.

Аутизм – это болезнь, вызванная генетическим сбоем. Под понятием аутизм люди обычно подразумевают умственную отсталость, отрешённость и бездействие больного. Но, как показывает практика, среди людей, страдающих данным недугом очень много гениальных личностей. Наше общество привыкло думать, что аутист – значит слабоумный. Являясь объектом постоянных насмешек окружающих, больные замыкаются и подавляют в себе способности, которыми не наделён обычный человек.

Взрослый аутизм отличается от детского проявлением болезни. Нередко развивается аутизм по причине длительного пребывания личности в депрессивном состоянии. Разорванность с реальностью и отсутствие желания взаимодействовать с миром приводят к развитию приобретённого аутизма у взрослых.

Симптомы и признаки аутизма у детей

Почему рождаются дети с синдром Дауна, ДЦП, аутистические расстройства, с другими неизлечимыми недугами? Эти вопросы задают и ученые, и родители особенных детишек.

Причины нарушений аутистического спектра называют самые разные – от плохой экологии до случайного генетического сбоя. Но насколько серьезными окажутся симптомы у взрослых аутистов, зависит в первую очередь от того, как рано обнаружили патологию и начали лечение.

Симптомы аутизма у взрослых

Поставить точный диагноз можно, если у человека сочетаются 3 основных симптома – проблемы с социализацией, нежелание общаться и стремление к ритуалам и однообразным действиям. А конкретные признаки могут быть самыми разными:

  • очень скупая мимика и жесты (за исключением повторяющихся движений);
  • ритуальные действия (ест одни и те же блюда, гуляет по одному и тому же маршруту, раскладывает вещи в четком порядке);
  • неспособность (и нежелание) понимать эмоции и чувства окружающих;
  • монотонная, безэмоциональная речь (как у робота);
  • маленький словарный запас и невысокий интеллект;
  • агрессивность при малейших изменениях в распорядке дня и др.

Существует ли возможность излечения

Лечение болезни под наименованием аутизм необходимо начинать в раннем детстве. При таком раскладе у маленьких пациентов есть все шансы дорасти до самостоятельности. Основополагающим фактором для разработки схемы лечения является первопричина, спровоцировавшая развитие патологии. Исследования этого заболевания проводятся до сих пор.

Данный феномен полностью разгадать еще не удалось. На сегодняшний день предметом активного обсуждения является теория генной мутации. Этим вопросом вплотную занялись профессора медицины и ученые. В ходе исследований им удалось выявить гены, которые способны повлиять на развитие аутизма. Но причины самого процесса мутации до сих пор определить не удалось.

Улучшить ситуацию возможно при помощи поведенческой терапии и сеансов логопеда. Периодические визиты к психотерапевту настоятельно рекомендуются совершать аутистам на протяжении всей жизни.

С целью облегчения симптоматики больным проводится медикаментозная терапия. В большинстве случаев это психотропные препараты и средства с противосудорожным спектром действия. С их помощью реально временно откорректировать состояние пациента и минимизировать проявления.

При помощи длительной комплексной терапии возможно предупредить возникновение приступов и значительно повысить качество жизни больного. Сегодня разрабатывается множество специальных программ и методик, направленных на реабилитацию взрослых аутистов.

Основой терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам, формирование правильного социального поведения, налаживание эмоционального контакта и общение с ними, устранение агрессивности, навязчивых мыслей и страхов, приобщение к играм.

В работе с ребенком может понадобиться помощь психолога и логопеда. Однако основная нагрузка при таком диагнозе ложится на плечи родителей. Коррекция образа жизни для аутистов предполагает проведение индивидуальной поведенческой терапии.

Таким детям необходимо обеспечить распорядок дня и строго его придерживаться. Их нельзя часто ругать, наказывать, а также торопить и требовать немедленного результата. Запрещено резко менять привычную обстановку ребенка, позволять ему переутомляться и уставать. Между занятиями следует делать перерывы, давая малышу побыть одному.

Медикаментозная терапия при аутизме применяется в качестве вспомогательной. Направлена на устранение агрессии. Сводится к назначению психостимуляторов и нейролептиков, злоупотребление которыми может привести к усугублению ситуации.

У таких детей часто возникает дисбактериоз, устраняемый при помощи пробиотиков. Малышам также может быть показана иммуностимулирующая терапия, предполагающая введение иммуноглобулина и стероидов. При необходимости назначают витаминно-минеральные комплексы.

Снизить проявления аутизма можно при помощи организации питания, при которой из рациона больного необходимо исключить молоко, пшеницу, овес, ограничить употребление сахара и углеводов.

Излечим ли аутизм? Вероятность полного выздоровления сводится к нулю, но организму можно помочь. Методов лечения аутизма не много.

Как утверждают учёные, на сегодняшний день, широко применяют лечение аутизма стволовыми клетками. Такая процедура помогает нормализовать сниженную функцию головного мозга, а также стабилизировать работу нервной системы. Преимущества данной процедуры заключается в том, что для больного не требуется поиск донора, так как он сам является таковым. Клетки берут из пуповины новорожденного, предварительно исследуя их на вирусоносительство.

Лечится ли аутизм стволовыми клетками? Мнения учёных расходятся. Кто-то считает, что данный вид терапии помогает снизить основные проявления болезни, кто-то придерживается мнения, что процесс введения собственных клеток в организм может навредить и вызвать необратимые последствия.

Аутизм

Влияет ли разновидность болезни на тактику лечения и когда вылеченный пациент считается здоровым? Вылечить аутизм у взрослых невозможно, существует лишь медикаментозная терапия, снижающая риск развития приступов и психологических расстройств.

Терапия заболевания начинается с детства. При правильном и должном лечении, в разы возрастает вероятность воспитать в аутисте самостоятельность.

Из лекарственных средств больному назначают:

  • психотропные препараты;
  • противосудорожные средства.

Для облегчения адаптации больного рекомендуют следующие виды психологического лечения:

  1. Поведенческую.
  2. Логопедическую.
  3. Освоение навыков самоухода и поведения в социуме.
  4. Тренинги и посещение психотерапевта.

Подобного вида терапия применима не только к детям, страдающим данным недугом, но и ко взрослым людям, лишённым радости жизни и пребывающим в депрессивном состоянии.

yandex-zen logo

Избавиться от болезни невозможно, врачи говорят это всем родителям, столкнувшимся с такой бедой. Но можно скорректировать и сгладить симптомы, а для этого нужно непрерывное и тщательное лечение. Очень важна здесь и дифференциальная диагностика – иногда специалисты путают диагноз шизофрения, ДЦП и аутизм.

Терапия заболеваний аутистического спектра необходима комплексная. Сегодня в России и во всем мире используются самые разные методики. И важно попробовать как можно больше, чтобы понять, какое лечение помогает именно вашему ребенку, другу, близкому человеку:

  • медицинские препараты (для лечения сопутствующих синдромов – депрессии, гиперактивности, приступов агрессии, судорог);
  • общение с психотерапевтом;
  • трудотерапия;
  • поведенческие методики для развития коммуникативных навыков;
  • занятия с логопедом;
  • специальные методики (массаж, общение с животными, гипноз).

Но самое главное – это непрерывное внимание близких, попытки пробиться сквозь стену, которую выстраивает вокруг себя аутист, показать ему мир, научить общению.

Статистика Всемирной организации здравоохранения сурово заявляет – каждый год количество деток, живущих «в себе» (именно так переводится недуг) вырастает на 13% , но известные люди с аутизмом творили историю годы, десятилетия и даже века назад – историки, биографы и искусствоведы готовы назвать множество легендарных имен.

  • композитора Вольфганга Амадея Моцарта;
  • писательницы Вирджинии Вульф;
  • поэтессы Эмили Дикинсон;
  • ученой Марии Кюри;
  • художника Винсента Ван Гога;
  • физика Альберта Эйнштейна.

Ныне живущие известные аутисты мира – это создатель легендарного мультика «Покемон» Сатоси Тадзири, придумавший «Охотников за привидениями» и сыгравший в них Дэн Эйкройд, доктор философии и писательница Темпл Гранден, футболист Лионель Месси.

Аутисты известные личности привлекают к себе наибольшее внимание, но важно понимать, большинство из них – не обычные «больные». А саванты – гении с расстройствами аутистического спектра, которых в мире – единицы.

В Европе и США статистику ребятишек-аутистов ведут очень тщательно – сегодня в развитых странах на 80-90 детей приходится один малыш «в себе». В России нет никаких официальных данных на этот счет, и о количестве больных – и взрослых, и детей – можно только догадываться.

Однако от этой беды не застрахован никто, в том числе и известные люди – певцы, артисты, ведущие. Дети аутисты у знаменитостей России не скрыты от общественных глаз – звездные мамы и папы борются за их здоровье как могут и гордятся успехами своих особенных ребятишек:

  • Валера, 10 лет, сын композитора Константина Меладзе.
  • Ева, 14 лет, дочь певицы Лолиты Милявской.
  • Тьяго, 8 лет, сын оперной певицы Анны Нетребко.
  • Саша, 6 лет, дочь телеведущей Светланы Зейналовой.

Зарубежные звезды тоже не понаслышке знают о таких проблемах – деток «в себе» воспитывают певица Тони Брэкстон, актер Сильвестр Сталлоне, актриса Дженни Маккарти.

Диагностические мероприятия

Достоверная диагностика в период новорожденности затруднена. Первые симптомы аутизма, как правило, обнаруживают родители. Замечая в поведении ребёнка странности, появляется повод обратиться к врачам. Ничего не зная про аутизм, что это за болезнь и каковы причины возникновения, родители впадают в панику, пытаясь получить ответ на вопрос, как лечить аутизм. К сожалению, то, что болезнь не лечится знают не все. Есть только определённые методы коррекции и адаптации малыша в обществе.

Ребёнок проходит тестирование и ряд диагностических исследований, позволяющих выявить аутизм на ранней стадии. Именно вовремя установленный диагноз помогает малышу найти своё место в обществе и жить полной жизнью.

Тестирование

Ранняя диагностика заболевания включает в себя применение различных тестовых опросов родителей и детей. Исследование заключается в определении шкалы аутизма, что указывает на расстройство психического развития. Тесты включают в себя выявление раннего заболевания, путём опроса родителей о поведении ребёнка в обществе и усвоении навыков самоухода.

При подозрении на наличие психического заболевания больному назначают:

  1. Ультразвуковое исследование отделов мозга.
  2. ЭЭГ, для исключения очагов эпилепсии.
  3. Аудиометрия, с целью проверки слуха.

В ряде случаев больному могут назначить дополнительные исследования, например, МРТ или КТ. Необходимость прохождения обследований определяет врач.

Фильмы с необычными героями

Что такое ДЦП у детей, знают все, но об аутистических расстройствах известно намного меньше. Мировой кинематограф решает эту проблему по-своему – количество картин с особенными героями постоянно растет с 1988 года – с тех пор, как вышел знаменитый «Человек дождя». Фильмы про аутистов удивительны по силе и искренности чувств, а главное – они заставляют нас стать чуточку ближе к этим людям.

  1. «Человек дождя» (Дастин Хоффман), 1988 г.
  2. «Снежный пирог» (Сигурни Уивер), 2006 г.
  3. «Без ума от любви» (Джош Хартнетт), 2006 г.
  4. «Бен X» (Грег Тиммерманс), 2007 г.
  5. «Мэри и Макс», анимационный фильм, 2009 г.
  6. «Рай океана» (Вэнь Чжан), 2010 г.
  7. «Антон тут рядом», документальный фильм, 2012 г.

Признаки аутизма у взрослых сложно перепутать с другими расстройствами – у этой болезни слишком заметный почерк. Недуг может проявиться уже в 1-2 годика, а может – в начальной школе или даже в подростковом возрасте. Скорректировать заболевание реально, главное – вовремя начать терапию и всеми силами пытаться вывести человека в такой пугающий для него, но такой интересный мир.

Статью для сайта «Рецепты здоровья» подготовила Надежда Жукова.

  • Потеря памяти у пожилых: причины и лечениеПотеря памяти у пожилых: причины и лечение
  • Болезнь Альцгеймера: куда уходит память?Болезнь Альцгеймера: куда уходит память?
  • Как лечить панические атаки?Как лечить панические атаки?
  • Биоритмы человека. Что необходимо знатьБиоритмы человека. Что необходимо знать
  • Таблетки от укачивания в транспорте или как помочь себе в дорогеТаблетки от укачивания в транспорте или как помочь себе в дороге

Советы близким, чьи дети или родственники страдают от заболевания

Важно уметь правильно вести себя с больными. Родные должны изучить и понять, что такое аутизм, находить подход и проявлять заботу.

Чем может помочь ребёнку с аутизмом родитель:

  1. Постоянно контактировать с ребёнком, не давая ему замыкаться.
  2. Пытаться подавить проявление агрессии, страхов.
  3. Играть вместе с малышом в ролевые игры, вовлекая в процесс большое количество игрушек.
  4. Прививать навык самоухода, обучить малыша опрятности.
  5. Больше разговаривать с чадом, для развития речевого аппарата.
  6. Вызывать сострадание, радость – учить ребёнка проявлять эмоции.
  7. По возможности избегать частой смены обстановки, чтобы не спровоцировать стресс у аутиста.
  8. Обеспечить максимально благоприятные условия существования.
  9. Не вступать в конфликт, не ругать.
  10. Обращённая речь должна быть чёткой и внятной, голос не повышать, чтобы не напугать больного.
  11. Своевременно посещать узких специалистов: психолога, психиатра, логопеда и невролога.

Родственники должны понять, что такое аутизм и научиться правильному общению с больным. Важно не провоцировать конфликтные ситуации и отнестись к больному как полноценной личности со своим мировоззрением и внутренним миром. Любовь и понимание способны вырастить полноценную личность, а возможно настоящего гения!

Социальные взаимодействия

Характерная черта поведения при аутизме – нарушение социальных контактов.

Больные дети склонны уходить в свой внутренний мир, необщительны и даже стараются избегать сверстников.

Малыши редко изъявляют желание попроситься на руки к родителям, они инертны, неактивны, слабо реагируют на световые и звуковые раздражители, не откликаются на имя, редко улыбаются, а к новым игрушкам проявляют вялый интерес.

При этом комплекс оживления, свойственный всем детям, у аутистов практически не развит. При вступлении в контакт с ребенком с его стороны может возникать реакция в виде агрессии или страха.

Большинство детей-аутистов склонны слабо проявлять какие-либо эмоции: очень редко улыбаются, сохраняя одно и то же выражение лица. Однако у некоторых из них мимика бывает разнообразной, хотя и не всегда адекватной.

Более взрослые дети склонны углубляться в свой внутренний мир. Многие из них не терпят физических контактов. Они редко требуют помощи, игнорируют просьбы типа “дай”, “принеси”, “возьми”, рано привыкают к самообслуживанию.

Иван Мартынихин

В детском садике у ребенка-аутиста также возникают проблемы с общением. При этом аффективная реакция может быть пассивной, когда ребенок не проявляет интереса к другим малышам, или активной, при которой он становится агрессивным.

Примерно пятая часть аутичных детей практически равнодушны к игрушкам и играм. Груднички могут долго, не отрывая глаз, смотреть на один предмет, но при этом не трогать его.

Дети постарше склонны часами наблюдать за движением транспорта или просматривать один и тот же мультик. Они не утрачивают интереса к любимому занятию, реагируют негативно в случае, если взрослые пытаются их отвлечь.

Такие малыши редко проявляют воображение. С куклой ребенок будет совершать однообразные действия, в одном порядке и несколько раз подряд. Например, купать ее, одевать и завязывать волосы. Он может выстраивать игрушки, различая их по размеру или цвету. В большинстве случаев игры этим ограничиваются, так как фантазировать дети-аутисты не склонны. Малыш не будет разговаривать с куклой, усаживать ее и знакомить с другими.

При попытках забрать «игрушку», если она представляет опасность, ребенок выражает протест и может даже на какое-то время уйти в себя.

Детей-аутистов привлекают не только игры, но и действия, например, включение и выключение крана, наблюдение за струей воды или газовой горелкой.

Малыши отдают предпочтение одиночным играм и несколько ревностно относятся к своим увлечениям: никого к себе не подпускают и ни с кем не делятся. Очень редко дети-аутисты проявляют фантазию во время игр, представляя себя в роли животного или копируя неодушевленный предмет.

Вербальное общение

При любой форме аутизма проявляются речевые нарушения. При этом у детей может наблюдаться как задержка развития речи, так и полное ее отсутствие – мутизм. Это расстройство часто отмечается при раннем аутизме.

Святослав Довбня

Наступление регресии у малышей, при которой они начинают говорить во сне или сами с собой, обычно начинается в 15-18 месяцев. При этом контакт с окружающими остается ограниченным.

У детей в более старшем возрасте могут отмечаться экспрессивные нарушения: неправильное использование местоимений и обращений. Вместо того, чтобы сказать «хочу кушать», ребенок говорит «хочет кушать», или вместо – «мне нужен карандаш» – «Коле нужен карандаш». Малыши могут повторять отрывки фраз, услышанные по телевизору или радио.

Стереотипии

Стереотипии в речи и поведении, проявляются у 80% больных детей. Чаще всего это повторяющиеся однообразные двигательные действия:

  • повороты головы;
  • сгибание и разгибание пальцев рук при синдроме Ретта;
  • игра с выключением света;
  • монотонный счет предметов;
  • разрывание бумаги.
  • раскачивание на стуле.

Стереотипии могут проявляться в виде:

  • речевых повторений одних и тех же фраз;
  • предпочтений в еде, одежде, музыке;
  • соблюдения одинаковых маршрутов во время прогулок.

Такие действия часто имеют ритуальных характер.

У аутистов отмечают разные степени отставания в интеллектуальном плане, выражающиеся:

  • отсутствием целенаправленности;
  • сложностями в сосредоточении;
  • невнимательностью;
  • быстрой потерей интереса.

У таких детей могут проявляться способности к отдельным дисциплинам. Они гиперчувствительны, владеют памятью, имеют острый слух и хорошо воспринимают информацию. Иногда ускоренное развитие интеллекта осложняется его распадом. При синдроме Аспргера у больных отмечается сохранение интеллекта в пределах возраста, а иногда даже его превышение.

У половины детей-аутистов проявляется средняя и легкая степень умственной отсталости, а третья часть из них обладает интеллектом на пограничном уровне. Глубокая умственная отсталость у таких детей – большая редкость. Часть пациентов с высоким интеллектуальным коэффициентом имеют сложности с адаптацией в социуме. Это обусловлено их способностью к нестандартному мышлению.

Большинство детей со склонностью к эпизодическим ухудшениям интеллектуальных функций усваивают школьные навыки.

Снижение инстинкта самосохранения, проявляющееся агрессией, встречается у одной трети детей, страдающих аутизмом. При отсутствии социальных контактов негативная энергия направляется на себя.

Защитная реакция у детей-аутистов не всегда ограничивается аутоагрессией. Она может быть направлена и на взрослого, пытающегося вмешаться в жизненный мир малыша. Попытки исправить ситуацию часто приводят к проявлениям аутоагрессии. Ребенок с тяжелой формой аутизма может начать капризничать и нарочито наносить себе удары или укусы.

У многих детей-аутистов отсутствует чувство ориентации в пространстве. В раннем детстве они могут перелезать за манеж, пытаться свешиваться с бортиков кровати и т.д. В их памяти не закрепляется страха после ударов и увечий.

Очень часто у аутичных детей наблюдается специфичность походки, при которой они передвигаются на цыпочках, вприпрыжку или приставным шагом.

Движения больных детей отличаются неловкостью. Во время бега малыши широко расставляют ноги и размахивают руками. Они склонны придерживаться одного маршрута во время прогулок.

Диагностика аутизма у детей

Вопросами диагностики и лечения расстройств аутистического спектра занимается нейропсихолог или специалист по заболеваниям данного вида. Определение патологии осуществляется на основании исследований поведенческих особенностей больного, которые и выступают в качестве основных симптомов. Это сложности с адаптацией в социуме, склонность к стереотипным действиям, ритуальное поведение, нарушение общения.

Для уточнения диагноза применяется специальный опросник для диагностики аутизма. Сбор анамнеза осуществляется при помощи шкалы наблюдения для этих же целей (ADOS). В случае госпитализации используется оценочная шкала детского аутизма (CARS).

При подозрении на аутизм, помимо основного специалиста, могут понадобиться заключения психолога, невролога и психиатра. Необходимостью является дифференциация патологии с заболеваниями, имеющими сходные симптомы: шизофренией и другими формами умственной отсталости. Шизофрения встречается гораздо более реже расстройств аутического плана. Ее отличительными симптомами являются бредовые состояния, галлюцинации, речевые и интеллектуальные отклонения.

Важно также определить форму болезни.

Из инструментальных методов применяются:

  • УЗИ мозга;
  • ЭЭГ;
  • проверка слуха.

Поводом для обращения к специалисту являются малейшие подозрения на патологические изменения в поведении ребенка: забывчивость, рассеянность, сопротивление переменам, импульсивность, игнорирование обращений, чрезмерная реакция на световые и звуковые раздражители и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector