Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей

Причины аутизма

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей беременность протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Одной однозначной причины аутизма на сегодняшний день не выявлено. По большей части развитие заболевания связывают с генетическими мутациями.

признаки аутизма у детей 2 лет

Аутизм у ребенка

Также высказываются подозрения в адрес разнообразных влияний внешней среды:

  • инфекционные заболевания;
  • алкоголь, курение, наркотики;
  • нарушения жирового обмена у матери;
  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • отравление тяжёлыми металлами;
  • пренатальный стресс.

Комплексный подход связывает аутистические расстройства с нарушением развития мозга вскоре после зачатия. Затем локализованная патология разрастается под воздействием факторов внешней среды, так как успех развития нервной системы зависит от сбалансированной иммунной активности.

Аутизм у детей

С точки зрения когнитивной психологии у аутистов ослаблена способность целостно воспринимать образы. Этим объясняются специфические интересы и таланты аутистов.

Восприятие мира аутичным ребенком

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Интеллект при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз.

Синдром Аспергера

что такое аутизм у ребенка

Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.

  • синдром Аспергера проявляется после 7-10 лет
  • уровень интеллекта нормальный или выше среднего
  • речевые навыки в пределах нормы
  • могут быть проблемы с интонацией и громкостью речи
  • зацикленность на одном занятии или изучении одного явления (человек с синдромом Аспергера может часами рассказывать собеседникам историю, которая никому не интересна, не обращая внимание на их реакцию)
  • нарушена координация движений: неловкая ходьба, странные позы
  • эгоцентричность, неспособность договариваться и искать компромиссы

Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.

Синдром Ретта

Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек. Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:

  • относительно нормальное развитие в первые 6-18 месяцев жизни
  • замедления роста головы после 6-18 месяцев
  • утрата навыков и целенаправленных движений рук
  • стереотипные движения руками по типу умывания или рукопожатия
  • плохая координация и низкая двигательная активность
  • исчезновение речевых навыков

В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.

В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга.

Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом, эпилепсией, микроцефалией, то может развиться глубокая умственная отсталость. Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм– это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.

Синдром Аспергера

Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера. Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:

  • нормальный или высокий уровень интеллекта;
  • нормальные речевые навыки;
  • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
  • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
  • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
  • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.

Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

Синдром Ретта

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
  • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
  • медленный рост головы после этого возраста;
  • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
  • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
  • исчезновение навыков речи;
  • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.

Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

Стереотипное поведение

Ранние признаки аутизма у ребенка

Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.

Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.

Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.

Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.

Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.

Важно! Аутист не подражает мимике и жестам других людей или повторяет их неосознанно, невпопад, никак не связывая их с контекстом ситуации. Он чувствителен к запахам, громким звукам, а может быть глубоко погруженным в себя, не обращать внимания на уход или возвращение родителей домой, не отзываться на свое имя.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Нарушенное социальное взаимодействие, фото

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга, провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии(иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.

Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

Взрослые видят Это НЕ Возможно, это
Проявляет забывчивость, неорганизованность Манипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либо Непонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем
Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действия Упрямство, отказ сотрудничать, ригидность Неуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны
Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокации Эгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре внимания Ему трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию
Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметы Непослушание, плохое поведение У него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность

Симптомы заболевания в 2 года

Обычно родители, сталкиваясь с проблемой, не осознают, что такое аутизм у ребенка. Испытывая дефицит информации, они не понимают всей серьезности проблемы, а также с чем им придется столкнуться в будущем по мере взросления.

Постараемся объяснить, что такое аутизм простыми словами. Это крайняя форма самоизоляции, связанная с расстройством центральной нервной системы, которое проявляется в нарушении восприятия и коммуникативной функции.

Отсутствует или слабо выражена реакция на внешние стимулы, недостаточно выражаются собственные эмоции и воспринимаются эмоций окружающих.

Дети-аутисты поначалу практически не отличаются от сверстников. В ходе прогрессирования болезни у одних ее признаки начинают проявляться более ярко, у других бывают практически незаметными для окружающих.

Случаи более мягко проявления признаков заболевания относят к расстройствам аутистического спектра. В последнее время даже возникала своеобразная культура аутичных людей, рассматривающая заболевание не как нарушение, а как особый, альтернативный когнитивный стиль. Однако для детей с тяжелой формой недуга возможность добиться самостоятельного функционирования по достижении совершеннолетия является маловероятной.

Зацикливается на одном занятии аутиста

Признаки аутизма у детей 2 лет служат более надежным критерием для распознавания заболевания.

поведение детей аутистов

Аутизм в детстве

Типичные признаки аутизма у детей 2 лет включают поведенческие и речевые отклонения.

  1. Если по достижении двухлетнего возраста малыш не начал ходить, это может быть свидетельством аутистического расстройства.
  2. Походка странная – на цыпочках и сопровождается махами рук, напоминающими бабочку.
  3. Нарушения моторики. Например, трудно захватывать и удерживать руками мелкие вещицы, правильно оценить расстояние до предмета.
  4. Малыш может постоянно повторять одни и те же телодвижения.
  5. Даже сильно ударившись, редко плачет, просит о помощи.
  6. Здоровые двухлетки активно подражают словам и действиям взрослых, могут связывать вместе отдельные слова, их словарный запас состоит минимум из 15 слов.
  7. В полтора года малыш при нормальном развитии умеет играть в игры с подключением воображения, например, понарошку кормить куклу. Аутисты, кажется, не подключают воображение, зато любят все упорядочивать. Им нравится расставлять игрушки в ряд, чаще всего по цвету, размеру или типу материала.

Лечить аутизм у детей – значит искать индивидуальный подход к каждому пациенту в зависимости от того, в каком возрасте были обнаружены симптомы, в степени их выраженности. Коррекция ярко выраженного заболевания требует интенсивной помощи в освоении речи, самообслуживания, социальной адаптации. Самым эффективным методом терапии считается психотерапия, направленная на коррекцию поведения и трудотерапия.

Чтобы облегчить коммуникацию, можно использовать для общения карточки с картинками, средства печати, язык жестов. Очень важно для поддержания душевного спокойствия и ощущения безопасности придерживаться установленного распорядка дня.

Часто у людей отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Это приводит к нарушению работы ЖКТ, коликам, нарушению сна, истерикам. Поэтому назначается безглютеновая и безказеиновая диета.

В отдельных случаях требуется медикаментозное лечение, снижающее гиперактивность и раздражительность. На данный момент болезнь считается неизлечимой. Хотя порой случается, что интенсивная коррекция аутизма у малышей позволяет достичь ремиссии и диагноз бывает снят.

Лечение аутизма

Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм?» однозначен: «Нет, не лечится».

Синдром Аспергера

Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

Способы коррекции аутизма

Способы коррекции аутизма

Такие действия на самом деле являются очень большим трудом, как родителей, так и педагогов. Но такими средствами можно достичь больших успехов.

  • Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.
  • Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.
  • Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.
  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма(поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы.

Несмотря на степень аутизма, у таких детей отмечаются те или иные трудности с речевым развитием, что мешает нормальному общению с людьми. Если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение.

У аутистов отсутствует мотивация играть, делать повседневные дела. Они сложно приспосабливаются к поддержанию личной гигиены, распорядку дня. Чтобы закрепить нужный навык, используют карточки, на которых прорисован или написан порядок выполнения таких действий.

Лечить аутизм медикаментозными средствами допустимо только в том случае, если деструктивное поведение маленького пациента мешает его развитию. Однако родителям нудно помнить, что любая реакция аутиста – плач, крик, стереотипия – это своеобразный контакт с внешним миром. Хуже, если ребенок уходит в себя на целые дни.

Поэтому любые успокоительные и психотропные лекарства допустимо применять только по строгим показаниям.

Аутизм у детей

Существуют некоторые мнения, которые являются скорее народными, чем научными. Например, данные о том, что безглютеновая диета помогает вылечить аутиста, научно не подтверждены.

Некоторые методы не только не приносят пользы, но и могут быть опасными для пациента. Речь идет о применении глицина, стволовых клеток, микрополяризациии др. Такие методы могут быть очень вредными для аутистов.

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  • Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  • Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  • Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
  • Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • Устранение неконструктивных форм поведения:
    агрессии и самоагрессии
    ухода в себя и зацикленности
    страхов и навязчивостей
  • Обучение подражанию и наблюдению
  • Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • Обучение эмоциональному контакту

Постановка диагноза

Обычно лишь в легких формах проявления болезнь обнаруживают в подростковом или взрослом возрасте. Но и новорожденным 

не ставят, так как он основывается на анализе поведения, а не на болезнетворных факторах.

Симптомы заболевания обнаруживают и у годовалого малыша, но чем моложе возраст, тем менее надежным является диагноз.

Так, если симптомы обнаружены одновременно у годовалого и трехлетнего малыша, то спустя пару лет первого с большей долей вероятности могут признать здоровым.

В каком возрасте обычно ставят подобный диагноз. К сожалению, средний возраст обнаружения заболевания – пять с половиной лет. Около трети малышей остаются необследованными до восьми лет. Упускается оптимальный период для коррекции заболевания. Поэтому врачи рекомендуют проводить скрининг на расстройства аутистического спектра в возрасте до трех лет.

Обнаружив ранние признаки аутизма у своего малыша, родители должны обратиться к педиатру, который проведет предварительную консультацию, при необходимости привлечет помощь специалиста по аутистическим расстройствам.

Оцениваются когнитивные и коммуникативные способности. Для постановки диагноза должны быть обнаружены ограниченная способность к эмоциональным контактам, стереотипный характер речи, отсутствие интереса к требующим воображения играм, склонность к изучению мелких деталей предметов.

Важно! При анализе симптомов и постановке диагноза должны быть исключены умственная отсталость, специфические нарушения речи, слуха, психические расстройства со сходной симптоматикой (синдром Ретта, дезинтегративное расстройство).

Как распознать самостоятельно проявления аутизма у своего сына/дочери.

Ранние симптомы

Несмотря на то, что обнаруженные признаки аутизма у детей до одного года не могут служить поводом для постановки однозначного диагноза, они должны стать причиной более пристального внимания за развитием малыша в будущем.

коррекция аутизма у детей

Симптомы аутизма

Самые ранние признаки развития аутизма у детей до года можно спутать с проблемами развития слуха:

  1. Отсутствие реакций на звуки, отклика на свое имя. В полгода здоровые малыши поворачивают голову в сторону, откуда доносится звук.
  2. Отсутствие характерного лепета.
  3. Малыш подолгу играет сам с собой, не требует внимания.
  4. Отсутствуют улыбка и другие эмоции.
  5. Отсутствие мимики, жестикуляции. Здоровые малыши к 12 месяцам уже умеют махать рукой на прощание, указывать на предметы, вертеть головой, чтобы сказать «нет».
  6. Нет зрительного контакта. К семимесячному возрасту здоровый малыш уже играет в простые игры по типу «ку-ку».
  7. Не отслеживаются объекты, находящиеся прямо перед глазами, зато присутствует реакция на перемещение объектов на периферии.
  8. Сын/дочь не просится на руки.
  9. В возрасте одного года здоровый кроха как минимум должен начать ползать, говорить элементарные слова «мама», «папа», «дай».

Внимание! Официально поставить диагноз до достижения 18-месячного возраста нельзя, так как все вышеперечисленные симптомы аутизма у детей до года могут быть только временным явлением.

Симптомы у трехлеток

Признаки аутизма у ребенка 3 лет в первую очередь проявляются как проблемы с социальной адаптацией. Такому малышу очень трудно привыкать к новой обстановке в детском саду, неинтересно играть в коллективные игры.

Аутист испытывает дискомфорт при попытке установить с ним зрительный контакт, пытается отстраниться, капризничает.

Аутизм у детей также проявляется в вялой, монотонной речи, склонности к повторам, путанице местоимений «ты», «я».

Большинство аутистов не понимают шуток, поддразниваний.

Дети-аутисты часто ведут себя как личности, склонные к компульсивному поведению, распознать которое можно по навязчивому выполнению действий согласно особой системе. Соблюдают определенную последовательность в игре, еде, выполнении банальных бытовых действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про стресс и депрессию
Adblock detector